Решение вопросов, связанных с повышением качества используемых нефтепродуктов, находится в одном ряду с такими проблемами, которые определяют технический прогресс - повышение надежности, долговечности и экономичности эксплуатации техники.
С качеством, правильностью подбора сортов и марок используемых нефтепродуктов тесно связаны конструкция машин и механизмов, удельная металлоемкость, потери на трение, а следовательно, коэффициент полезного действия и топливно-энергетические показатели.
В настоящее время нефтеперерабатывающая промышленность нашей страны производит свыше 600 различных нефтепродуктов, которые условно можно разделить на 8 групп: нефтяные жидкие топлива, моторные и специальные масла, смазки, присадки, битумы, парафины, растворители, прочие нефтепродукты (индивидуальные углеводороды, сажа, нефтяной кокс, нефтяные кислоты и их соли и др.).
Наибольшее значение из всех групп нефтепродуктов имеют топлива и масла.
Жидкое топливо, получаемое из нефти, по назначению можно разделить на две большие группы:
|
|
- моторное;
- котельное.
Моторное топливо, используемое в двигателях внутреннего сгорания - один из основных видов нефтепереработки, составляющий около 65 % общего объема их потребления.
В зависимости от типа двигателя моторное топливо делится на:
- карбюраторное топливо (автомобильные и авиационные бензины),
- дизельное топливо (для быстроходных и тихоходных дизелей),
- топливо для двигателей различного назначения (реактивных, газотурбинных и др.).
Каждая группа топлив характеризуется определенными показателями качества, которые регламентируются соответствующими ТНПА.
По способу воспламенения топлива двигатели внутреннего сгорания подразделяются на:
- карбюраторные двигатели, в которых распыленное жидкое топливо смешивается с воздухом в карбюраторе и подается в камеру сгорания, где сжимается и воспламеняется от электрической искры;
- дизельные двигатели, в которых топливно-воздушная смесь подается непосредственно в камеру сгорания и воспламеняется в результате сжатия.
В дизельных двигателях зажигание рабочей смеси не производится. В цилиндре сжимается поршнем не смесь топлива с воздухом, а только воздух, который нагревается при этом до 550-600 °С.
В горячий, сжатый до 4 МПа, воздух впрыскивается под давлением топливо, которое испаряется и самовоспламеняется под действием температуры.
В настоящее время наиболее распространены карбюраторные двигатели, которые составляют около 96 % всех автомобильных двигателей; ими оснащены все отечественные легковые автомобили, а также большинство грузовых автомобилей и автобусы.
Однако все более широкое применение в качестве силовых установок получают дизельные двигатели, основным преимуществом которых является их высокая экономичность.