Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия.
Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности;
Если отношения определяются через понятия «с вязи», то общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах, участвующих в общении лиц.
В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.
В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит эти стихийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения.
|
|
По этой причине необходимо совершенствовать знание го закономерностей, накапливать навыки и умения их учета и использования.
Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.
1. Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью.
2. Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера.
3. Коммуникативно-информационная сторона представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеям и, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.
4. Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров.
5. Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.
Общение выполняет определенные функции. Их шесть:
1. Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.
|
|
2. Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.
3. Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
4. Функция объединения—разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое
целое, а с другой стороны, она может быть причиной дифференциации изоляции личностей в результате общения.
5. Функция организации и поддержания отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.
6. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, по
строенную по типу диалога).
Виды общения
Общение чрезвычайно многогранно. Оно может быть представлено в своем разнообразии по видам.
Различают межличностное и массовое общение.
1. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.
2. Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
Выделяют также межперсональное общение и ролевое.
1. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.
2. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель—продавец, учитель—ученик, начальник— подчиненный).
В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью.
В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
Общение может быть также доверительным и конфликтным.
1. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация.
Доверительность — существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.
2. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
Общение может быть личным и деловым.
1. Личное общение — это обмен неофициальной информацией.
2. Деловое общение — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.
Наконец, общение бывает прямое и опосредованное.
1. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.
2. Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).
|
|
Общение возможно лишь при помощи знаковых систем.
Различают вербальные средства общения (когда используется речь) и невербальные средства общения, когда применяются неречевые средства общения.
1. В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: устная и письменная.
· Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека.
· Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой.
2. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
Они делятся на:
1. Визуальные средства общения — это:
· кинестетика — движения рук, ног, головы, туловища;
· направление взгляда и визуальный контакт;
· выражение глаз;
· выражение лица;
· поза (в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста);
· кожные реакции (покраснение, появление пота);
· дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
· вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.).
2. Акустические (звуковые) средства общения — это:
· паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);
· экстралингвистические, т.е. несвязанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, шмыганье носом и т.п.).
3. Тактильно-кинестетическиео – (связанные с прикосновением) средства общения — это:
· физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);
· таксика (пожатие руки, хлопанье по плечу).
|
|
4. Ольфакторные средства общения — это:
· приятные и неприятные запахи окружающей среды;
· естественный и искусственный запахи человека и др.