Лекция 8. Общение в психологии

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребно­стями совместной деятельности и включающий в себя обмен инфор­мацией и выработку единой стратегии взаимодействия.

Общение обычно включено в практическое взаимодействие лю­дей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечива­ет планирование, осуществление и контролирование их деятельности;

Если отношения определяются через понятия «с вязи», то обще­ние понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздейст­вия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах, участвую­щих в общении лиц.

В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овла­девает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит эти сти­хийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педа­гога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктив­ного и цивилизованного общения.

По этой причине необходимо совершенствовать знание го закономерностей, накапливать навыки и умения их учета и использования.

Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.

1. Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью.

2. Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера.

3. Коммуникативно-информационная сторона представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеям и, интере­сами, настроениями, чувствами, установками и т.п.

4. Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров.

5. Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям со­гласования внутренних и внешних противоречий в позициях партне­ров.

Общение выполняет определенные функции. Их шесть:

1. Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

2. Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваива­ет общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формирует­ся как личность. В общем виде общение можно определить как уни­версальную реальность, в которой зарождаются, существуют и прояв­ляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и пове­дение человека.

3. Функция подтверждения обеспечивает людям возможность по­знать, утвердить и подтвердить себя.

4. Функция объединения—разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует пере­даче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализа­цию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое
целое, а с другой стороны, она может быть причиной дифференциации изоляции личностей в результате общения.

5. Функция организации и поддержания отношений служит ин­тересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в инте­ресах их совместной деятельности.

6. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, по­


строенную по типу диалога).

Виды общения

Общение чрезвычайно многогранно. Оно может быть представ­лено в своем разнообразии по видам.

Различают межличностное и массовое общение.

1. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

2. Массовое общение — это множество непосредственных кон­тактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное общение и ролевое.

1. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обла­дающие специфическими индивидуальными качествами, которые рас­крываются по ходу общения и организации совместных действий.

 

2. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носи­тели определенных ролей (покупатель—продавец, учитель—ученик, начальник— подчиненный).

В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью.

В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая оп­ределенные функции.

Общение может быть также доверительным и конфликтным.

1. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая ин­формация.

Доверительность — существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.

2. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоя­нием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может быть личным и деловым.

1. Личное общение — это обмен неофициальной информацией.

2. Деловое общение — процесс взаимодействия людей, выполняющих со­вместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Наконец, общение бывает прямое и опосредованное.

1. Прямое (непо­средственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.

2. Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи до­полнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем.

Различают вербальные средства общения (когда используется речь) и невербальные средства общения, когда применяются неречевые средства общения.

1. В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: уст­ная и письменная.

· Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека.

· Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной ре­чью со своими правилами и даже грамматикой.

2. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулиро­вать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, на­правлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отра­жать истолкование ситуации.

Они делятся на:

1. Визуальные средства общения — это:

· кинестетика — движения рук, ног, головы, туловища;

· направление взгляда и визуальный контакт;

· выражение глаз;

· выражение лица;

· поза (в частности, локализация, смены поз относительно словес­ного текста);

· кожные реакции (покраснение, появление пота);

 

· дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

· вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.).

2. Акустические (звуковые) средства общения — это:

· паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, гром­кость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);

· экстралингвистические, т.е. несвязанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, шмыганье носом и т.п.).

3. Тактильно-кинестетическиео – (связанные с прикосновением) средства общения — это:

· физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);

· таксика (пожатие руки, хлопанье по плечу).

4. Ольфакторные средства общения — это:

· приятные и неприятные запахи окружающей среды;

· естественный и искусственный запахи человека и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: