Страховое законодательство в бывшем Советском Союзе на протяжении всей его истории создавалось с учетом действия государственной монополии на проведение страхования, когда страховой рынок состоял из двух продавцов - Госстраха и Ингосстраха СССР и четко оговоренного законодательством круга страхователей.
Государственная монополия на страховую деятельность была впервые объявлена декретом правительства в 1918 г.. И неуклонно подтверждалась следующей практикой проведения страхования.
Наличие указанной государственной монополии на страхование повлияла на все страховое законодательство. Прежде всего, отпала необходимость в принятии общего закона о страховании в стране. Такой закон необходим в условиях развития страхового рынка, где много страховщиков - продавцов "страхового товара" и требуется рациональное государственное регулирование страховой деятельности, а при страховом монополии можно воспользоваться общим гражданским законодательством, регулирующим страховые отношения между страховщиком и теми или иными категориями страхователей. Именно на таких принципах и был построен страховое законодательство бывшего СССР.
|
|
Общие принципы страхования в "перестроечный" период были изложены в "Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик", утвержденных Верховным Советом СССР в 1991 г.. Во главе 14 "Основ" сформулированы объекты и субъекты страховых правоотношений, определенный круг наиболее существенных обязательств страховщика и страхователей по обязательному и добровольному страхованию. Определено, в частности, что обязательное страхование осуществляют государственные страховые организации, указанная возмездность страховой услуги, необходимость ее письменного оформления, независимость выплаты страховой суммы от выплат по социальному страхованию и обеспечением, в порядке возмещения ущерба страховщику предоставлено право на регрессный иск к лицам, виновные в причинении вреда, а также определены некоторые другие принципиальные положения страховых правоотношений.
Основу страхового законодательства Украины составляют Гражданский Кодекс Украины [3], Закон Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" [3] и Закон "О страховании" [1], в котором развились положения Декрета Украины "О страховании" (от 12.05.93 г.). Кроме того, в Украине действует ряд законодательных, подзаконных и нормативных документов, регулирующих страховую деятельность [2]. Все эти документы можно сгруппировать в следующие блоки:
• блок кодексы Украины (Гражданский, Воздушный, Торгового мореплавания и др.);
|
|
• блок законов ("О страховании", "О предпринимательстве", "О собственности", "О налогообложении прибыли предприятий", "О налогообложении доходов физических лиц" и др.);
• блок постановлений и распоряжений Кабинета Министров Украины;
• блок разъяснений Высшего арбитражного суда Украины;
• блок распоряжений, приказов, инструкций Госфинуслуг (размещены на http://www.dfp.gov.ua/)
• блок инструкций министерств и ведомств (Лицензионной палаты, Госкомтуризма, Гостаможкома, Минфина, Минтруда, Минтранса и др.);
• блок приказов и разъяснений Государственной налоговой администрации Украины.
Становление и развитие страхового рынка в Украине, формирование и деятельность новых негосударственных страховых организаций сопровождаются постоянной разработкой правовых норм страхового законодательства, но много процедурных моментов еще законодательно не оформлено. Существенную роль в деле законодательного регулирования страховых правоотношений должна сыграть, прежде всего, новая редакция Закона Украины "О страховании".
Государственный надзор за страхованием
Необходимость обеспечения высокой степени ответственности страховщика за социально-экономические последствия своей деятельности обусловливает формирование общественной потребности в организации государственного страхового надзора. В общих чертах этот надзор выражается в изучении и контроле финансового положения страховщика и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. В общественном сознании недоверие к страховой идеи оказывается в претензиях населения к государственным институтам. Именно поэтому государство не может находиться в стороне от страховой деятельности, связывая интересы страховщиков, населения и экономики в одно целое. Основная проблема государственного страхового надзора - контроль величины резервов, гарантирующих платежеспособность страховщика.
Страховой рынок как часть финансово-кредитной сферы является объектом государственного регулирования и контроля, которое должно обеспечить его стабильное функционирование с учетом значимости страхования в процессе общественного воспроизводства. Повсюду страховое дело выделяется в специальную область хозяйственного законодательства и административного надзора: государственное регулирование страхового рынка осуществляется с помощью специальной налоговой политики, необходимости принятия законов по отдельным видам предпринимательской деятельности, отражающие порядок заключения договоров страхования и решения страховых споров, возникающих. Государство также определяет обязательные виды страхования с учетом интересов всего общества.
Регулирующая роль государственного органа страхового надзора должна предусматривать выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита прав страхователей.
1. Регистрация страховщиков - главная функция органа страхового надзора. Регистрацию должны пройти все страховщики. Во время регистрации выясняется профессиональная пригодность страховщика, его финансовое положение. Западная практика обычно требует представления рекомендательного письма от какого-то известного лица в финансово-кредитной сфере. Если не получено официального признания в виде лицензии, страховое общество не может функционировать.
Органом страхового надзора акт регистрации оформляется как выдача соответствующего разрешения или лицензии.
|
|
2. Обеспечение публичности. Каждый, кто профессионально занимается страховой деятельностью, обязан опубликовать проспект, содержащий полную правдивую и четкую информацию о финансовом положения страховщика. Принцип публичности обусловливается положениями законодательных актов о страховой деятельности (публичная отчетность).
Чтобы не допускать ограничения конкурентной борьбы, орган страхового надзора должен проверить, насколько достоверна представленная информация или потребовать, чтобы представленные данные подтвердил аудитор. Открытость информации о финансовом состоянии страховщиков способствует конкурентной борьбе.
3. Поддержка правопорядка в отрасли. Орган государственного страхового надзора имеет право начать расследование нарушений закона, принимать административные меры в отношении тех, кто действует вопреки интересам страхователей, или передавать дело в суд.
Все эти условия отражены в ЗУ "О страховании" (раздел IV, "Государственный надзор за страховой деятельностью в Украине") и в "Положении о ГКРРФУУ» [3], где определены задачи надзора органа, осуществляющего эту деятельность, определенные его функции, права и обязанности, а также установлены общие основы взаимоотношений государства и страховщика по их обязательствам.
В этом же разделе приведен перечень гарантий прав и законных интересов страховщика, обеспечивает ему государство, а также условия проведения ликвидации, реорганизации и санации страховщика, когда возникают соответствующие условия и обстоятельства.
Лицензирование страховой деятельности
Лицензирование страховых операций страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Украины, имеет обязательный характер и осуществляется Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг или ГКРРФУУ) [4]. Госфинуслуг также должен разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, обобщать практику применения страхового законодательства, разрабатывать предложения по его применению, защищать интересы страхователей в случае банкротства страховых организаций или их ликвидации по другим причинам.
|
|
Необходимым условием для получения лицензии является наличие у страховой организации полностью оплаченного до начала деятельности уставного капитала. Чтобы получить лицензию, страховщик, который прошел регистрацию, должен представить следующие документы:
• программу развития страховых операций на три года, которая содержит виды и объемы операций, намечаются, максимальную ответственность по индивидуальному риску, условия обеспечения платежеспособности;
• правила или условия страхования по видам операций;
• справки банков или других учреждений, подтверждающие наличие уставного фонда, запасных или аналогичных фондов;
• статистическое обоснование применяемой системы тарифов, ставок и резервов.
Госфинуслуг обязан выдать лицензию в течение 30 дней со дня получения всех необходимых документов или, если отказано в выдаче лицензии, в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа.
При необеспечении финансовой устойчивости страховых операций Госфинуслуг может потребовать от страховой организации повышения размера этих фондов в зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. Принимая решение об отказе, приостанавливая действия и аннулируя лицензии, Госфинуслуг руководствуется заключением экспертной комиссии, обязательно привлекая к ней лиц организации, лицензируется. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор.
Госфинуслуг имеет право:
• в пределах своей компетенции получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности и информацию относительно их финансового состояния, а также информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе от банков и граждан, которая нужна для выполнения возложенных на него функций;
• проверять не реже одного раза в год соблюдения страховщиками законодательства Украины о страховой деятельности и достоверность их отчетности по показателям, которые характеризуют выполнение договоров страхования, назначать проведение за счет страховщика дополнительной обязательной аудиторской проверки с определением аудитора;
• при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства Украины о страховой деятельности выдавать им предписания об устранении этих нарушений, а при невыполнении предписаний останавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений или принимать решение об отзыве лицензий и исключения из государственного реестра страховщиков (перестраховщиков). Споры об отзыве лицензии рассматривает суд. Возобновление действия лицензии после ее отзыва осуществляется согласно нормам, которые предусмотрены Законом Украины "О страховании";
• обращаться в арбитражный суд с иском об отмене государственной регистрации страховщика как субъекта предпринимательской деятельности в случаях, предусмотренных ст. 8 ЗУ "О предпринимательстве" Страховое законодательство в бывшем Советском Союзе на протяжении всей его истории создавалось с учетом действия государственной монополии на проведение страхования, когда страховой рынок состоял из двух продавцов - Госстраха и Ингосстраха СССР и четко оговоренного законодательством круга страхователей.
Государственная монополия на страховую деятельность была впервые объявлена декретом правительства в 1918 г.. И неуклонно подтверждалась следующей практикой проведения страхования.
Наличие указанной государственной монополии на страхование повлияла на все страховое законодательство. Прежде всего, отпала необходимость в принятии общего закона о страховании в стране. Такой закон необходим в условиях развития страхового рынка, где много страховщиков - продавцов "страхового товара" и требуется рациональное государственное регулирование страховой деятельности, а при страховой монополии можно воспользоваться общим гражданским законодательством, регулирующим страховые отношения между страховщиком и теми или иными категориями страхователей. Именно на таких принципах и был построен страховое законодательство бывшего СССР.
Общие принципы страхования в "перестроечный" период были изложены в "Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик", утвержденных Верховным Советом СССР в 1991 г.. Во главе 14 "Основ" сформулированы объекты и субъекты страховых правоотношений, определенный круг наиболее существенных обязательств страховщика и страхователей по обязательному и добровольному страхованию. Определено, в частности, что обязательное страхование осуществляют государственные страховые организации, указанная возмездность страховой услуги, необходимость ее письменного оформления, независимость выплаты страховой суммы от выплат по социальному страхованию и обеспечением, в порядке возмещения ущерба страховщику предоставлено право на регрессный иск к лицам, виновные в причинении вреда, а также определены некоторые другие принципиальные положения страховых правоотношений.
Основу страхового законодательства Украины составляют Гражданский Кодекс Украины [35], Закон Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" [33] и Закон "О страховании" [1], в котором развились положения Декрета Украины "О страховании" (от 12.05.93 г.). Кроме того, в Украине действует ряд законодательных, подзаконных и нормативных документов, регулирующих страховую деятельность [7]. Все эти документы можно сгруппировать в следующие блоки:
• блок кодекса Украины (Гражданский, Воздушный, Торгового мореплавания и др.);
• блок законов ("О страховании", "О предпринимательстве", "О собственности", "О налогообложении прибыли предприятий", "О налогообложении доходов физических лиц" и др.);
• блок постановлений и распоряжений Кабинета Министров Украины;
• блок разъяснений Высшего арбитражного суда Украины;
• блок распоряжений, приказов, инструкций Госфинуслуг (размещены на http://www.dfp.gov.ua/)
• блок инструкций министерств и ведомств (Лицензионной палаты, Госкомтуризма, Гостаможкома, Минфина, Минтруда, Минтранса и др.);
• блок приказов и разъяснений Государственной налоговой администрации Украины.
Становление и развитие страхового рынка в Украине, формирование и деятельность новых негосударственных страховых организаций сопровождаются постоянной разработкой правовых норм страхового законодательства, но много процедурных моментов еще законодательно не оформлено.