Нет. Если вы соблюдаете условия предоставленной рассрочки / отсрочки, налоговая служба не может по своей воле досрочно прекратить ее действие.
15.Новые источники формирования финансовых ресурсов организации: лизинг, фьючерс, опцион
Лизинг (согласно федеральному закону "О лизинге") — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату на определенный срок на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Следовательно, лизинг является видом предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование финансовых средств в приобретение имущества в собственность и передачу его в аренду.
Фьючерсфьючерсныйконтракт) - это договор о фиксации условий покупки или продажи стандартного количества определенного актива в оговоренный срок в будущем, по цене, установленной сегодня.
Общепринято, что между фиксацией условий сделки и исполнением самой сделки проходит более двух рабочих дней, иначе эти сделки относят к Tod, tom и Spot.
|
|
Во фьючерсной, как и в любой другой сделке участвуют две стороны - продавец и покупатель.
Покупательфьючерсногоконтрактафьючерса принимает обязательство купить актив в оговоренный срок.
Продавецфьючерсногоконтракта принимает обязательство продать актив в оговоренный срок.
Оба обязательства относятся к стандартному количеству определенного товара, в конкретный срок в будущем, по цене, установленной в момент заключения фьючерса.
Стандартное количество. Фьючерсы фьючерсные контракты) покупаются и продаются на бирже в виде стандартизированных порций товара или актива, а эти порции называются контрактами или лотами. В этом главное отличиефьючерсаот форварда.Форварды заключаются на внебиржевом рынке (например валюта на межбанковском рынке), поэтому количество товара может быть любым, и зависит о соглашения между покупателем и продавцом.
Конкретный срок. Поставки по фьючерсным контрактам производятся в оговоренный срок (сроки), называемый днем (днями) поставки. Именно в этот день осуществляется обмен денег на товар. Фьючерсы имеют конечное время жизни, и по истечении последнего дня торгов заключать фьючерсные сделки на эту дату (исполнения контракта) уже не возможно. Устанавливается новая дата и начинает торговаться новый фьючерс.
Цена. Цена на фьючерс фиксируется в момент заключения сделки и не меняется для покупателя и продавца до дня исполнения контракта вне зависимости от того каковы цены на базовый актив (актив лежащий в основе фьючерса. Именно поэтому фьючерсы являются основным инструментом хеджирования(страхования) валютных рисков.
|
|
Участники рынка фьючерсов.
К фьючерсным сделкам прибегают многие агенты реального сектора экономки. Некоторые, например, фермеры, производители или закупщики оборудования, преследуют цель снижения риска, другие – продавцы фьючерсов, наоборот в поисках высоких прибылей - принимают на себя большой риск. Фьючерсные рынки по сути дела являются оптовыми рынками риска, т.е. рынками, где риск переходит от агентов «не склонных к риску» к тем кто готов принять его на себя за определенную плату. Таким образом, покупка фьючерса означает перекладывание риска на другого агента. Продажа фьючерса означает принятие на себя ценового риска.
Поэтому участников фьючерсных рынков делятся на две основные категории - хеджеры и спекулянты. Хеджер желает снизить риск, а спекулянт рискует, желая получить большие прибыли.
Опционы – это контракты которые дают право, но не обязательство произвести куплю или продажу определенного актива по определенной цене в определенные сроки.
Права на саму покупку или продажу актива принадлежат инвестору, купившему опцион (его также называют держателемопциона - buyer, holder).
Соответственно обязанность выступить контрагентом по этой операции ложится на инвестора, продающего опционы - продавцаопциона (seller, writer).
Ценойопциона называется плата за право произвести куплю или продажу определенного актива в будущем.
Продавецопциона дает согласие на выполнение условий контракта, которые различны для опционов пут и колл, после выплаты ему премии.
Соответственно продавцы опционов на покупку актива берут на себя обязанность продать вам актив в случае если вы захотите этого.
Сделка, осуществляемая, когда держатели опционов используют свое правами на покупку или продажу актива, называется исполнением опциона.
Для опциона на продажу актива исполнение означает, что продавец опциона должен купить у вас определенный актив и передать за него сумму, зафиксированную в опционном контракте.
Видыопциона
В зависимости от того что покупатель будет делать с базисным активом:
- Опционы на покупку актива называются - опцион колл (call option).
- Опционы на продажу актива называются -опционпут (put option).
В зависимости от срочности исполнения опциона:
- европейскийопцион (European option, European style option) - опцион, который может быть реализован только в последний день срока его действия.
- американский опцион (American option, American style option) - опцион, который может быть исполнен в любое время до окончания срока его действия.
- квазиамериканскийопцион (Бермудский опцион; Среднеатлантический опцион - опцион, владелец которого имеет право его исполнить только в заранее оговоренные в опционном контракте даты в период до исполнения опциона (окна). Квазиамериканский опцион может иметь несколько окон для исполнения.
В зависимости от рынка базисных активов:
Валютныйопцион (Foreign currency option; Currency option; Option of exchange) - опцион, дающий право на покупку или продажу определенного объема иностранной валюты по определенной цене в течение определенного периода времени.
Фондовый опцион (Stock option) - опцион, в основе которого лежат обыкновенные акции корпорации.
Товарныйопцион (Commodity option) - опцион, предоставляющий покупателю право купить или продать определенное количество товара по цене использования опциона до определенного срока.
Опцион на индекс - опцион, объектом которого является величина кратная определенному фондовому индексу.
Опциона на процентную ставку - опцион, который должен быть оплачен заранее по определенной процентной ставке.
Опционы на наличные товары (Options on physicals) - процентные опционы, на ценные бумаги с фиксированной доходностью.
Опцион нафьючерсныйконтракт (Futures option; Option of futures contract) - опцион, дающий право на покупку или продажу фьючерсного контракта с заданным месяцем поставки и определенным базисным активом. Обычно срок базисных фьючерсных контрактов заканчивается вскоре после даты истечения опционного контракта.
|
|
Существует также ряд более редких и сложных видов опционов:
Chooser option - опцион, позволяющий покупателю в будущем выбрать между правом исполнить либо простой опцион колл, либо опцион пут с одинаковыми ценами и датами исполнения.
Shout option - опцион, предоставляющий его владельцу право сравнять цену исполнения с текущей ценой базового актива в любой момент до даты исполнения опциона, путем "выкрика" новой цены исполнения.
Барьерныйопцион (Barrier option) - опцион, выплата по которому зависит от того, достигла ли цена базового актива некоторого уровня за определенный период времени или нет.
Опцион выгодной цены на покупку (Bargain-purchase-price option) - опцион, который предоставляет арендатору право на покупку активов по цене ниже реальной рыночной стоимости по истечении срока аренды.
Опцион отказа (Abandonment option) - опцион, предполагающий досрочное прекращение действия.
Опцион последовательности цен (Path dependent option) - опцион, стоимость которого зависит от последовательности цен актива, лежащего в его основе, а не от окончательной цены актива.
Опцион с гибкой структурой - опцион, у которого не все элементы устанавливаются заранее.
Опцион с двухуровневой премией (Split-fee option) - опцион на опцион. При покупке опциона покупатель уплачивает первоначальную премию, причем в контракте заранее оговаривается определенный период, в конце которого (но до истечения срока опциона покупатель может уплатить вторую часть премии и тем самым продлить опцион на заранее оговоренный срок.
Отсроченныйопцион (Postponement option)- опцион, предполагающий возможность отсрочки, не исключающей его осуществления впоследствии.
Переуступаемыйопцион (Traded option)- опцион с правом покупать и продавать определенное количество ценных бумаг по фиксированной цене в течение фиксированного периода.
Свопцион (Swaption) - опцион на своп процентных ставок. Покупатель свопциона получает право заключить соглашение о свопе процентных ставок на определенную дату в будущем. В соглашении на свопцион указывается, будет ли покупатель свопциона получателем фиксированного курса или его плательщиком. Продавец свопциона становится противоположной стороной в свопе, если его покупатель принимает решение реализовать свое право.
Составнойопцион - опцион, в основе которого лежат один или более базовых активов. В некоторых случаях в основе составного опциона может лежать другой опцион.
Экзотическийопцион (Exotic option)- опцион, предназначенный для реализации сложных торговых стратегий.
Опцион с расчетом за наличные - опцион, который дает его держателю при исполнении опциона право, получить сумму основанную на разнице между стоимостью базисного актива в момент исполнения опциона и ценой исполнения опциона.
Опционы на поставку (Delivery options) - опционы, которые может использовать продавец фьючерсного контракта с процентной ставкой:
- опцион на качество (quality option);
- временной опцион (timing option);
- опцион дикой карты (wild card option).
Опционы на поставку оставляют покупателя в состоянии неопределенности относительно того, какие ценные бумаги будут поставлены и когда произойдет поставка.
|
|
16.Экономическая классификация затрат на производство и реализацию продукции организации
§ Основным документом, которым необходимо руководствоваться при формировании себестоимости продукции на предприятии, является Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 и последующими дополнениями и изменениями.
§ На практике в целях анализа, учета и планирования всего многообразия затрат, входящих в себестоимость продукции, применяются две взаимодополняющие классификации: поэлементная и калькуляционная.
§ Однородные по своему экономическому содержанию затраты называются экономическими элементами независимо от того, где они расходуются и на какие цели.
§ В соответствии с вышеупомянутым Положением все затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам:
§ 1) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
§ 2) затраты на оплату труда;
§ 3) отчисления на социальные нужды;
§ 4) амортизация основных фондов;
§ 5) прочие затраты.
§ К материальным затратам относятся: сырье и основные материалы, в том числе покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; вспомогательные материалы; топливо и энергия; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов и др.
§ Отчисления на социальные нужды осуществляются по определенным нормативам от фонда оплаты труда: в Пенсионный фонд — 28%; в Фонд социального страхования — 5,4%; в Фонд занятости — 1,5%, в Фонд обязательного медицинского страхования — 3,6%. Величина этих нормативов устанавливается в законодательном порядке и, естественно, может пересматриваться.
§ К амортизации основных фондов относятся все амортизационные отчисления по основным средствам за отчетный период.
§ Прочие затраты — это платежи по процентам, износ нематериальных активов, командировочные расходы, представительские расходы, расходы на рекламу, расходы на подготовку кадров и др.
§ Классификация затрат по экономическим элементам служит для определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета потребностей в оборотных средствах, расчета сметы затрат, а также для экономического обоснования инвестиций.
§ Для внутрипроизводственного планирования и выявления резервов снижения себестоимости продукции необходимо знать не только общую сумму затрат каждого предприятия по тому или иному экономическому элементу, но и величину расходов в зависимости от места их возникновения. Такую возможность дает классификация затрат по калькуляционным статьям.
§ Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции затраты предприятия группируются по статьям калькуляции.
§ Основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях установлена типовая группировка затрат по статьям калькуляции, которую можно представить в следующем виде:
§ 1. Сырье и материалы.
§ 2. Возвратные отходы (вычитаются).
§ 3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.
§ 4. Топливо и энергия на технологические цели.
§ 5. Заработная плата производственных рабочих.
§ 6. Отчисления на социальные нужды.
§ 7. Расходы на подготовку и освоение производства.
§ 8. Общепроизводственные расходы.
§ 9. Общехозяйственные расходы.
§ 10. Потери от брака.
§ 11. Прочие производственные расходы.
§ 12. Коммерческие расходы.
§ Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции, итог всех 12 статей — полную себестоимость продукции.
§ Министерства (ведомства) могут вносить изменения в приведенную типовую номенклатуру статей затрат на производство с учетом особенностей в технике, технологии и организации производства.
§ В состав коммерческих расходов включают: расходы на тару и упаковку; расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, на суда, автомобили и т.п.); комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым предприятиям и организациям в соответствии с договорами; затраты на рекламу, прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке).
§ Общепроизводственные и общехозяйственные расходы относятся к накладным расходам. Общепроизводственные накладные расходы — это расходы на обслуживание и управление производством.
§ В состав общепроизводственных накладных издержек включаются:
§ • расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
§ • цеховые расходы на управление.
§ В свою очередь, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования — это амортизация оборудования и транспортных средств (внутризаводского транспорта); издержки на эксплуатацию оборудования в виде расходов смазочных, обтирочных, охлаждающих и других аналогичных материалов; заработная плата рабочих, обслуживающих оборудование, и отчисления на социальные нужды; расходы всех видов энергии, воды, пара, сжатого воздуха, услуг вспомогательных производств; расходы на ремонт оборудования, технические осмотры, уход; расходы на внутризаводское перемещение материалов, полуфабрикатов, продукции; износ малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений и другие расходы, связанные с использованием оборудования.
§ В цеховые, или производственные, накладные расходы на управление входят: заработная плата аппарата управления цехов с отчислениями на социальные нужды; затраты на амортизацию зданий, сооружений, инвентаря, содержание и ремонт зданий, сооружений, обеспечение нормальных условий труда и технику безопасности, на спецодежду и спецобувь; износ малоценного и быстроизнашивающегося инструмента и другие аналогичные затраты, связанные с управлением производственными подразделениями.
§ Каждая из этих групп накладных расходов имеет свою специфику, но их объединяет то, что они планируются и учитываются по местам их возникновения, т.е. по производственным подразделениям, а не по видам продукции, как это происходит с основными прямыми расходами. Обе эти группы — расходы комплексные, косвенно распределяемые между отдельными видами продукции и между законченной продукцией и незавершенным производством.
§ Планирование этих расходов осуществляется путем разработки на соответствующие цели годовых, квартальных смет с распределением на каждый месяц по каждой производственной единице, цеху в отдельности. Контроль за этими затратами осуществляется в соответствии со сметными размерами издержек.
17.Состав расходов организации по БУ
18.Состав расходов организации по НУ
|
19.Планирование расходов на производство и реализацию продукции
Объемы затрат на реализуемую продукцию не совпадают с объемом затрат на производство продукции:
Затраты на реализуемую продукцию = Затраты на производство продукции + Расходы по сбыту
Затраты по реализации (по сбыту) относят только на ту часть продукции, которая реализована, а не лежит на складах.
Главная задача планирования затрат – обеспечение наиболее эффективного использования ресурсов, а также достижение финансового результата.
Продукция считается готовой, если она прошла все стадии производства и имеет соответствующую отметку (ОТК) или сертификат. Продукция может и не покидать пределов цеха, но имея соответствующий знак качества, считаться готовой.
При расчете нормы запаса необходимо учитывать следующие периоды времени:
1) продукция должна быть подготовлена к реализации; для этого необходимы:
а) время на упаковку;
б) маркировка;
в) продукция должна быть подготовлена по направлениям отгрузки (маршрутизация).
2) упрощенный способ нормирования – для исчисления сроков можно использовать договора на отгрузку, можно подсчитать суммарное число отгрузок и, таким образом, найти интервал, с которым будут отгружаться изделия (норма в днях).
Расчет нормы ведется в разрезе установленного ассортимента.
Для расчета норматива суммируются все нормы, исчисленные по отдельным видам выпускаемой продукции.
При организации бухгалтерского учета, производственных затрат предприятия используют положение о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ или услуг), утвержденное Правительством РФ. В себестоимость продукции включаются затраты, связанные с использованием в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и реализацию.
В себестоимость продукции не включаются затраты и потери, относимые на счет «Прибыли и убытки»: затраты по аннулированным заказам, на содержание законсервированных производственных мощностей, судебные издержки, штрафы и убытки от списания безнадежных долгов.
20.Состав и экономическое содержание доходов организации
Доходы организации - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Экономической основой получения экономических выгод является создание новой стоимости товара, работы, услуги и последующее приобретение ее потребителем.
Доходы организации в зависимости от характера и условий их получения подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы (рис. 3.1).
К доходам от обычных видов деятельности относятся выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг, дебиторская задолженность, арендная плата, лицензионные платежи и роялти.
Под выручкой от продажи товаров, работ и услуг понимаются денежные средства, поступившие на расчетный счет или в кассу организации в результате получения экономической выгоды.
Дебиторская задолженность — сумма долгов, причитающихся организации со стороны других юридических и физических лиц.
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления от этой деятельности — арендная плата.
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются поступления, связанные с этой деятельностью — лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности.
Рис. 3.1. Основные доходы организации
К прочим доходам организации относятся прибыль:
§ полученная организацией в результате совместной деятельности;
§ поступления от продажи основных средств и иных активов;
§ кредиторская и депонентская задолженность, по которой истек срок исковой давности;
§ активы, полученные безвозмездно;
§ проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств;
§ поступления, связанные с участием в других организациях;
§ штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
§ курсовые разницы.
Величина доходов зависит в основном от объема реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, цен на них и дебиторской задолженности. Доходы зависят также от финансовой дисциплины покупателей продукции и потребителей работ и услуг. Чем выше доля дебиторской задолженности в составе доходов, тем меньшими финансовыми ресурсами располагает организация. Это создает угрозу возобновляемости производственного процесса вследствие несвоевременности исполнения обязательств перед персоналом, государством и поставщиками. В условиях кризиса надежность партнеров в выполнении своих обязательств приобретает особое значение, поскольку снижает риск неплатежа покупателя. В условиях кризиса, как правило, все усилия управленческого персонала организации направляются на удержание своих позиций на рынке. Одним из способов сохранения конкурентоспособности организации является снижение цен. В условиях кризиса и падения спроса это позволяет поддерживать объем продаж путем стимулирования активности покупателей.
21.Ценовая политика организации (виды цен, ценообразование на продукцию естественных монополий)
Суть ценовой политики предприятия заключается в том, чтобы устанавливать на товары (услуги) такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие задачи предприятия.
Розничная цена
Розничной называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый в личное потребление в малых количествах. В соответствии с государственным стандартом ГОСТ Р 51303-99 розничная цена определена как цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи. Розничные цены включают издержки производства и обращения, прибыль предприятий, налоги и складываются с учётом ситуации на рынке.
Оптовая цена
Оптовой называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый крупными партиями (оптом). В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 оптовая цена определена как цена товара, реализуемого продавцом или поставщиком покупателю с целью его последующей перепродажи или профессионального использования.
Закупочная цена
Закупочная цена — вид оптовой цены, применяемый при закупках сельскохозяйственной продукции государством на внутреннем рынке. Закупочные цены дифференцируются в зависимости от качества продукции и с учётом географической сегментации рынка. В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 закупочная цена определена как цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовителями у производителей по договорам контрактации.
Естественная монополия в ст. 3 ФЗ "О естественных монополиях" <1> - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие товары.
Законом также определены сферы деятельности субъектов естественных монополий (ст. 4), это: а) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; б) транспортировка газа по трубопроводам; в) железнодорожные перевозки; г) услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; д) услуги общедоступной электрической и почтовой связи; е) услуги по передаче электрической энергии; ж) услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; з) услуги по передаче тепловой энергии; и) услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. Перечень является исчерпывающим и может быть изменен только путем внесения изменений в сам Закон.
Поскольку рынок в данных сферах монополизирован и, следовательно, у его субъектов может возникнуть соблазн диктовать цены на свою продукцию потребителям, государство в качестве одного из методов регулирования установило ценовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий, которое в соответствии со ст. 6 Закона осуществляется посредством установления тарифов или их предельного уровня. Тарифы должны устанавливаться таким образом, чтобы учесть обоснованные затраты на производство продукции (услуг) такими субъектами с учетом издержек производства (реализации), налоги и другие платежи, стоимость основных производственных средств, потребность в инвестициях для воспроизводства, амортизационные отчисления, прогнозируемую прибыль, удаленность различных групп потребителей от места производства продукции (услуг), соответствие качества производимой продукции (услуг) спросу, а также государственные дотации и другие меры государственной поддержки. То есть при установлении тарифов должны быть в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.10.1999 N 1158 <1> соблюдены экономически обоснованные принципы формирования цен на продукцию (услуги) таких субъектов.
Устанавливаются тарифы уполномоченными государственными органами. До весны 2004 г. существовало несколько государственных органов, занимающихся разработкой и утверждением тарифов: Федеральная энергетическая комиссия занималась тарифами на продукцию топливно- энергетического комплекса и услуги железнодорожного транспорта, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства регулировало тарифы на услуги общедоступной электрической и почтовой связи, Министерство экономического развития и торговли регулировало цены на сжиженный бытовой газ и другую продукцию.
В середине 2004 г. в рамках изменения структуры федеральных органов исполнительной власти была создана Федеральная служба по тарифам России (ФСТ), которой Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" <1> было поручено заниматься вопросами тарифообразования на продукцию/услуги всех субъектов естественных монополий, а также на целый ряд другой продукции, имеющей для государства стратегическое или социальное значение.
И в этой связи у ФСТ две цели. Первая - обеспечение сбалансированности и долгосрочной стабильности регулируемых рынков, поскольку это является важным условием экономического роста России. И вторая - это обеспечение обоснованности и прозрачности процедуры установления тарифов.
При принятии тарифных решений нужно каждый раз взвешивать интересы как производителей - субъектов естественных монополий, так и потребителей. Очевидно, что чем ниже тарифы на товары/услуги данных хозяйствующих субъектов, тем лучше для потребителей. Поэтому, с одной стороны, можно сдерживать тарифы, как это делалось многие годы, но в итоге через какое-то время все равно произойдет резкий рост цен. Возможна и обратная ситуация, когда цены на услуги субъектов естественных монополий растут неконтролируемо. В данном случае проблем у производителей становится меньше, но это больно бьет по потребителям, включая падение покупательной способности и, как следствие, со временем - уменьшение прибыли у производителя. Здесь важной задачей становится установление тарифов на более-менее длительную перспективу. В сентябре 2004 г. ФСТ впервые утвердила предельные тарифы на тепловую и электрическую энергию на два года. Согласно принятым в конце 2005 г. изменениям в ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" <1> размер тарифа не может пересматриваться чаще чем раз в год (ст. 2).
В отношении принципа открытости можно сказать, что в ФСТ решения по тарифам принимаются Правлением, которое носит межведомственный характер. В Правление помимо руководства ФСТ России входят представители других министерств и ведомств, компетенцию которых затрагивают решения ФСТ: Министерства экономического и социального развития, Минпромэнерго, Минтранса, Мининформсвязи и Федеральной антимонопольной службы. Участие в работе Правления должностных лиц от заместителя директора департамента до заместителя министра или руководителя федеральной службы позволяет обеспечить не только собственно обсуждение, но и ответственность за принимаемые решения.
Для повышения обоснованности и прозрачности принимаемых решений внедрена практика привлечения независимых экспертов. Ранее эксперты аккредитовывались при ФЭК и в дальнейшем из этого списка выбирались конкретные организации, проводившие экспертизу тарифов. В настоящее время ФСТ отказалась от аккредитации в связи с многочисленными обвинениями в непрозрачности системы, в том, что для проведения экспертиз выбираются "свои" компании и только они в дальнейшем и работают на этом рынке. Теперь общим правилом стало проведение отбора экспертов на основе открытых конкурсов. Например, проводится конкурс на привлечение экспертных организаций для экспертизы тарифов электростанций - поставщиков электрической энергии на оптовый рынок.
Все процедуры, связанные с регулированием субъектов естественных монополий, в том числе и разработка величины тарифов, идут после рассмотрения Правительством РФ прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на следующий год и на трехлетнюю перспективу, т.е. исходя из макроэкономических соображений.
Разработка тарифов в данной сфере осуществляется на основании нормативно-правовой базы. Причем в каждой отрасли, где действуют субъекты естественных монополий, сложился свой блок законов и иных нормативных актов. Законодательство это постоянно изменяется и отражает поиск государством наиболее эффективных механизмов управления такими отраслями, создания условий для развития конкурентных начал. Закон о естественных монополиях принимался в условиях, когда у монополистов не было конкурентов. Вместе с тем к настоящему времени во многих регионах у них начали появляться конкуренты, состояние рынка стало меняться, возникла потребность в развитии локальных рынков электроснабжения, транспорта, связи. Поэтому к настоящему моменту назрела коренная перестройка принципов и методов государственного регулирования отраслей сферы естественных монополий.
Действующее законодательство о естественных монополиях и ценовом регулировании концептуально не отвечает современному уровню развития страны, в частности, тем, что в нем, во-первых, отсутствуют инструменты государственного регулирования в переходный период от естественно-монопольных рынков к конкурентным рынкам; во-вторых, механизмы ценообразования осуществляются без учета стандартов качества услуг; в-третьих, не институционализированы отношения с потребителями; в-четвертых, отсутствуют косвенные методы государственного ценообразования.
Это приводит к значительным системным ограничениям в реализации структурных реформ и задач повышения качества услуг как обязательной составляющей повышения качества жизни. Например, в сфере электроэнергетики и железнодорожного транспорта, несмотря на создание новой институциональной среды, конкурентные механизмы так и не запущены, в том числе и из-за сохранения жесткого государственного регулирования.
Отсутствие разнообразия методов ценового регулирования не позволяет государственному регулятору гибко подбирать инструментарий с учетом конкретной экономической ситуации. Основу существующего регулирования составляют ценовые методы в форме прямого (жесткого) ценового регулирования, осуществляемого путем установления тарифа конкретному хозяйствующему субъекту по методу возмещения затрат. В таких условиях регулируемый субъект заинтересован в повышении издержек производства, а не в их снижении в интересах потребителей. Жесткое ценовое регулирование не позволяет создать долгосрочные экономические стимулы частным инвесторам для привлечения инвестиций в регулируемые сектора экономики в целях технического перевооружения и замены изношенных фондов.
В этих условиях ФСТ была разработана концепция закона "О товарах и услугах общеэкономического значения и ценообразовании на них" <1>, которая была представлена на совещании в Торгово-промышленной палате РФ в конце 2005 г. В этом законе и предполагается реализовать новый подход к государственному регулированию субъектов естественных монополий. При этом под товарами и услугами общеэкономического назначения понимаются такие товары, которые удовлетворяют определенным критериям: 1) наличие важного социально- публичного элемента, при котором необоснованное повышение цены может сделать товар/услугу недоступным для потребителей и в целом снизить качество жизни граждан; 2) существенное влияние на макроэкономическом уровне цены товара/услуги на темпы инфляции; 3) производство товара/услуги в условиях естественной монополии либо несовершенной конкуренции. Перечень таких товаров (услуг) будет установлен в законе.
Концепция предлагает как ценовые, так и неценовые (нетарифные) методы регулирования. К ценовым методам относятся: регистрация цен (тарифов); предварительное декларирование цен;
установление единых правил по расчету и применению тарифов; установление цены на уровне лучшего стандарта в отрасли. Нетарифные методы - введение типовых форм договоров со стандартными условиями обслуживания потребителей; утверждение правил заключения публичных договоров и их исполнение; привязка цены товаров и услуг к их качеству; установление публичных обязательств в отношении социально приоритетных групп потребителей; обеспечение информационной прозрачности в ценообразовании, введение стандартов раскрытия информации; регулирование недискриминационного (равного) доступа к услугам общеэкономического значения.
Расширение методологической основы государственного регулирования, включая методы ценового и неценового регулирования, позволит уйти от неэффективного и затратного прямого (директивного) ценового регулирования.
На базе этой концепции, которую предполагается доработать, будет создан соответствующий законопроект.
Динамика цен на продукцию субъектов естественных монополий определяет уровень цен и на все остальные товары/услуги. Поэтому очень важно достичь оптимального уровня регулирования цен в этом секторе экономики. В литературе отмечается, что, несмотря на то что в соответствии с законодательством предельные цены (тарифы) на продукцию субъектов естественных монополий устанавливаются органом государственного регулирования, во многих случаях эти "монстры" диктуют госоргану свою волю <1>. Цены на продукцию и услуги этих отраслей постоянно растут. Руководители соответствующих отраслей уверяют, что они значительную часть прибыли направляют в инвестиции. Но согласно экономической теории научно-технический прогресс должен приводить к сокращению издержек производства и, как следствие, к снижению цен, а не к их повышению.
Также вызывают сомнения и заявления руководителей отдельных монополистов (в газовой, нефтяной и других отраслях) о росте затрат и необходимости в связи с этим повышения цен. Однако в этих отраслях реализуются громадные объемы прибыли и ренты, за счет которых можно отрегулировать эти процессы, а не перекладывать механически рост затрат на потребителей продукции. Повышение цен в этих отраслях "по цепочке" передается во все другие отрасли экономики и в конечном счете выливается в рост цен на потребительские товары.
В качестве одной из мер, направленных на недопущение произвольного повышения цен, предлагается ввести в практику ценообразования заключение картельных соглашений по ценам и тарифам, которые, например, действуют в Австрии.
В каждой отрасли, где действуют субъекты естественных монополий, существуют свои особенности ценообразования.
Электроэнергетика. Нормативно-правовую базу ценообразования в этой отрасли составляют: ФЗ "Об электроэнергетике" <1>, ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ" <2> и принятые во исполнение их приказы Федеральной службы по тарифам РФ.
В России одни из самых низких в мире цены на электроэнергию. В начале 1997 г. средний тариф на электроэнергию составлял 4,5 цента за 1 кВт/ч, после девальвации 1998 г. он упал до 1 цента и теперь растет приблизительно на 20% в год. В настоящее время размер тарифа составляет около 3 центов за 1 кВт/ч <1>. В этом, однако, есть как преимущества, так и недостатки. К числу достоинств относится небольшая доля затрат на электроэнергию в общем объеме производства. В то же время относительно низкие цены на электроэнергию в России допускают значительно более высокий (примерно в 2 раза) уровень энерго- и электропотребления, чем в странах ОЭСР. Они же стимулируют сохранение энергоемких производств, не создавая побудительных мотивов к появлению энергоэффективных образцов оборудования, которые, к примеру, могли бы экспортироваться.
Рынок электроэнергетики до недавнего времени состоял из нескольких операторов: ОАО РАО "ЕЭС России" и нескольких независимых компаний (ОАО "Татэнерго", ОАО "Башкирэнерго" и др.).
В настоящее время электроэнергетика находится в стадии реформирования, энергетические компании переводятся на конкурентные начала деятельности. Работа по реформированию проводится в соответствии с Основными направлениями реформирования электроэнергетики РФ <1> и коснулась в основном РАО "ЕЭС России". По оценкам РАО ЕЭС, к 2008 г. полностью завершится процесс реструктуризации компании и выделения из ее состава конкурентных и естественно-монопольных секторов <2>. В естественно-монопольном секторе останутся передача и распределение электроэнергии, диспетчеризация. В конкурентный сектор перейдут производство электроэнергии, сбыт. Это, естественно, отразится и на ценообразовании. Тарифное регулирование будет сохранено на продукцию и услуги субъектов естественных монополий, в частности на электрическую и тепловую энергию, поставляемую в отсутствие конкуренции, на услуги по обеспечению системной надежности, на услуги администратора торговой системы, на тепловую энергию, на плату за присоединение к электрическим сетям. Что касается тарифа собственно на электроэнергию, то он постепенно будет либерализован, и здесь со временем будут действовать цены свободного рынка, складывающиеся под воздействием спроса и предложения.
Преобразование РАО "ЕЭС России" из вертикально интегрированной компании в множество самостоятельных неаффилированных компаний было вызвано, как и в других естественно- монопольных сферах, неэффективностью работы. При вертикально интегрированной модели отрасли цены оторваны от спроса и предложения и формируются директивно. Они рассчитываются на основе издержек. Ценообразование на основе издержек предусматривает включение в цены (тарифы) всех затрат компании, в результате чего у компаний снижаются стимулы к повышению эффективности работы: все равно ведь затраты компенсируют.
На свободном же рынке цены устанавливаются исходя из спроса и предложения и могут не учитывать фактических издержек компании. Тем самым риски, связанные с неэффективностью работы предприятия, лежат на продавце, а не на покупателе.
Вместе с тем, как отмечает заместитель председателя правления РАО "ЕЭС России" Я. Уринсон, процесс либерализации будет происходить поэтапно в течение 3 - 5 лет <1>.
А пока в практике довольно часто встречаются нарушения порядка ценообразования энергоснабжающими организациями. В частности, в арбитражном суде рассматривалось следующее дело.
Между муниципальным унитарным предприятием "Городские электрические сети" г. Ханты- Мансийска и ОАО "Тюменьэнерго" был заключен договор на поставку электрической энергии. Цена потребляемой электроэнергии в соответствии с решением Региональной энергетической комиссии составляла 381 руб. за 1000 кВт/ч. Впоследствии РЭК было принято решение о повышении тарифа до 822 руб. за 1000 кВт. Однако новая цена вступала в силу с 01.04.2004. Вместе с тем энергоснабжающая организация выставила абоненту счета на оплату потребленной энергии за период до 01.04.2004 по новому тарифу, пригрозив при этом, что если энергия не будет оплачена по новой цене, то подача энергии будет ограничена либо приостановлена вообще. Вместе с тем МУП ГЭС не является конечным потребителем и передает полученную электроэнергию, в свою очередь, другим потребителям. Таким образом, при ограничении или прекращении подачи электроэнергии пострадают интересы не только МУП ГЭС, но и широкого круга лиц. Абонент подал жалобу в территориальное управление ФАС России, и она была удовлетворена. Действия ОАО "Тюменьэнерго" были признаны нарушающими п. 1 ст. 5 Закона о конкуренции, действовавшего на тот момент <1>, и выразились в злоупотреблении доминирующим положением в виде нарушения порядка ценообразования.
В соответствии со ст. 14.6 КоАП РФ нарушением порядка ценообразования признается завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок), а также нарушение порядка их применения. Материалами дела было подтверждено, что тариф применялся неправильно и по размеру, и относительно категории плательщика. На нарушителя был наложен административный штраф <1>. Предписание ФАС России было обжаловано в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении заявления.
Газовая отрасль. Нормативно-правовую базу ценообразования в данной отрасли составляют: ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" <1>, Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ" <2> и соответствующие приказы ФСТ России.
Принятый в начале 1990-х гг. базовый принцип функционирования газовой отрасли выразился в создании вертикально интегрированных холдингов, сформированных на основе существовавших на тот момент систем газоснабжения (в первую очередь ОАО "Газпром", а также ОАО "Норильскгазпром", ОАО "Якутгазпром", ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз"). Такое построение обусловило необходимость регулирования главным образом цен на газ. Однако с появлением и развитием альтернативных "Газпрому" производителей газа во второй половине 90- х гг. стал актуализироваться и вопрос регулирования газотранспортных тарифов. Первый газотранспортный тариф был введен с ноября 1997 г. Его размер составлял 7,7 руб. за транспортировку 1000 куб. м газа на 100 км <1>. Впоследствии уровень тарифов неоднократно пересматривался, а после финансового кризиса 1998 г. он был продифференцирован - для транспортировки газа на экспорт был установлен отдельный тариф, в иностранной валюте. Но неизменным оставались два обстоятельства: общие подходы к регулированию и отсутствие официальной методики расчета.
В настоящее время в газовой отрасли имеется регулируемый и свободный сектора. В перспективе правила их работы должны быть едиными, но до недавнего времени они существенно отличались. В частности, были серьезные отличия в подходах к определению зависимости стоимости транспортировки газа от расстояния в разных секторах рынка. В результате имелась несопоставимая экономика поставок газа "Газпрома" и независимых производителей. Положение было исправлено Приказом ФСТ России от 23.08.2005 N 388-э/1, которым впервые была утверждена методика расчета тарифов при транспортировке газа по магистральным газопроводам.
Данная методика делает гораздо более предсказуемым расчет стоимости транспортировки газа. Эта стоимость в существенно меньшей степени будет зависеть от выбора конкретного маршрута.
Что касается цен непосредственно на газ, то в литературе существует мнение, что внутренние цены на него очень сильно занижены <1>. Это приводит к ряду отрицательных последствий. В частности, заниженная цена газа искажает цены на электроэнергию и тепло, транспортные тарифы и, как следствие, стоимость продукции всех отраслей. В итоге теряется объективность отраслевых цен, межотраслевых ценовых пропорций и едва ли не всех макроэкономических показателей. Кроме того, деформируются топливные балансы: электростанции и тепловые котельные, работающие на угле, постепенно переходят на газ ввиду его низкой стоимости. А продукция угольных предприятий не находит сбыта. Некоторые из таких предприятий останавливаются, другие же вынуждены продавать энергетический уголь по ценам, дающим почти нулевую рентабельность.
Отмечается, что уровень конечного удорожания, приемлемого для газовиков, составляет 40 - 45 долл. за 1000 куб. м. Этот показатель в первом приближении и можно считать равновесной внутренней ценой на газ. Повышение внутренних цен на газ - одно из условий создания либерализованного газового рынка, формирования на нем конкурентной среды. Однако резко отпускать цены нельзя - это может привести к буквальному замораживанию страны и снижению темпов роста ВВП.
Данная позиция была реализована газовыми компаниями в одном из сегментов газового рынка, а именно на рынке сжиженных углеводородных газов (СУГ). При осуществлении контроля ФАС России были обнаружены нарушения законодательства о конкуренции в газовой отрасли.
Комиссией ФАС по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства было проведено расследование и выявлено следующее.
Группа лиц в составе ОАО "Газпром"