Следовательно, аграрная сфера Беларуси всегда будет находиться в худших условиях, и продукция ее будет отличаться более высоким уровнем затрат

Кроме вышеуказанных факторов, необходимо иметь ввиду ресурсоемкость сельскохозяйственной продукции, превышающую зарубежную в несколько раз. Учитывая, что повышение эффективности использования ресурсов даже на 2-3 % в год в долгосрочной перспективе является очень высоким показателем, то следует вывод, что сельское хозяйство еще длительный срок будет работать с использованием менее эффективных технологий по сравнению с государствами, определяющими положение на мировом рынке, и практически всегда будет нуждаться в той или иной мере государственной поддержки.

Независимо от разнообразия мер, обеспечивающих продовольственную безопасность, задача их одна - избежать диктата государств-поставщиков, действующих по довольно известному сценарию, особенно в развивающихся странах. Сначала «гуманитарная помощь», затем коммерческие поставки продукции по низким ценам, а потом развал национального сельского хозяйства и, в результате, прямой диктат экспортеров. Избежать такой перспективы можно только за счет стабильного собственного производства базовых продуктов в объемах, достаточных для внутриреспубликанского потребления и поставки на экспорт.

Стратегическая цель развития АПК Беларуси - достижение и поддержание продовольственной безопасности страны. В данной связи, за счет собственного производства обеспеченность продовольствием по 9 важнейшим группам продуктов должна составлять не ниже 85 % от общей потребности.

С учетом экономической ситуации в республике для достижения стратегической цели продовольственного обеспечения потребуется несколько этапов. На ближайший период ее параметры находятся в пределах рационального использования ресурсного потенциала и производства в объемах: зерно - 8,0-9,0 млн. т., картофель - 9,0-10,0, овощи - 1,5-1,7, плоды и ягоды - 0,7-0,8, сахарная свекла - 2,0-2,2, молоко - 7,0-7,5, мясо в живом весе - 1,3 - 1,5 млн. т. Производство сахара-песка следует довести до 250 тыс. т, масла растительного - 60 тыс. т. Это обеспечит баланс рынка продовольствия на национальном и региональных уровнях в основном за счет собственного производства, при наличии экспортно – импортных поставок в объеме 15 - 20 %.

Дальнейшее наращивание объемов продовольствия потребует конкретизации стратегических уровней продовольственной безопасности, механизмов их достижения, разработки приоритетов аграрной политики, расчета средств и источников их покрытия, принятия мер государственного характера по поэтапной реализации стратегии.

Современный этап также должен предусматривать механизмы гибкого стимулирования производства сырьевых и продовольственных ресурсов, сильные и консолидированные меры государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Все это необходимо для достижения в этот период равновесия спроса и предложения продукции сельского хозяйства не ниже критического уровня.

Таким образом, стратегия формирования продовольственного фонда должна базироваться на принципах самообеспечения республики продовольствием, как важнейшего условия прочной экономической основы суверенитета и независимости государства. Направленность на самообеспечение не предполагает самоизоляцию республики в формировании продовольственных ресурсов. Наоборот, речь идет о наращивании производства на экспорт и совершенствовании структуры импорта, что наряду с использованием преимуществ международного разделения труда и благоприятной конъюнктуры рынка способствует укреплению продовольственной независимости государства.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: