Характеристики композиции подачи материала.
Во фразе десять родительных падежей подряд. Причина нанизывания падежей в указанном предложении – отказ от глагола в пользу глагольных существительных. Чтобы устранить ошибку в данном контексте необходимо заменить отглагольные существительные глаголом:
Следует написать:
С точки зрения редактирования интерес представляет
Способ лучшего изложения информации с помощью
Рациональной композиции.
В конструкциях с управлением нередко при двух управляющих словах имеется общее зависимое, например: бегать и разбрасывать камни. Такие конструкции безупречны, если глаголы в них требуют одинакового управления. Однако встречаются ошибки, вызванные тем, что общее зависимое слово стоит при словах, требующих разного управления: лечить и заботиться о больных: лечить (кого?) – заботиться (о ком?).
К распространенным ошибкам следует отнести нарушение сочетания нескольких управляющих слов со словами ими управляемыми. Так, например, норма грамматики не допускает Уход и обслуживание машины, т.к. Уход (за чем?) за машиной, а обслуживание (чего?) машины; Доставка и удаление продукции с рабочих мест, т.к. читаем Доставка продукции на рабочие места, а удаление продукции с рабочих мест. В таких случаях рекомендуется исправить предложения следующим образом:
|
|
Следует написать:
Уход за машиной и её обслуживание.
Доставка продукции на рабочие места и её удаление с них.
Для этого нужно научиться соотносить управляемое слово с каждым из управляющих, т.е. мысленно прочитывать каждое сочетание отдельно.
Многочисленны ошибки на смешение предложного и беспредложного управления, например: уделяется внимание чему-то (неправильно: уделяется внимание на что-то), описывает что-то (неправильно – описывает о чём-то).
Написано:
Пассажиры, оплачивайте за проезд.
Следует написать:
Пассажиры, оплачивайте проезд.
Часто возникают ошибки при употреблении слов-синонимов, имеющих разное падежное управление. Ср.: доволен чем-то, но рад чему-то; поглощен чем-то, но погружен во что-то; похожий на что-то, но сходный с чем-то, характерный для чего-то, но свойственный чему-то, например:
Написано: Следует написать:
Я этим очень рад. Я этому очень рад.
Все поглощены в свои мысли. Все погружены в свои мысли.
Часто управляемые слова употребляются не с теми предлогами, которые необходимы, например:
Неправильно: Правильно:
Зол против него зол на него
Преимущества над кем-то преимущества перед кем-то
Превосходство перед кем-то превосходство над кем-то
Вопросы для самопроверки
1. Каковы нормы употребления предлогов в – на, из – с?
|
|
2. С какими падежами употребляются предлоги благодаря, вопреки, за счёт?
3. Каким падежом управляет предлог по в сочетании с существительными и местоимением 3-го лица?
4. Каким падежом управляет предлог по в сочетании с личными местоимениями 1-го и 2-го лица?
5. Повторение какой падежной формы является грамматической ошибкой?
6. Как избежать ошибок, связанных с нарушением сочетания нескольких управляющих слов со словами ими управляемыми?
7. При употреблении каких падежных форм может возникнуть двусмысленность высказывания?
Практические задания