Республиканской олимпиады обучающихся
Общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики
По русскому языку
В 2017 – 2018 учебном году
Согласно приказам Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 10.11.2017 № 1180 «О проведении муниципального этапа Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2017-2018 учебном году» и № 1184 «О проведении межлицейского этапа Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Донецкой Народной Республики, в 2017-2018 учебном году» муниципальный (межлицейский) этапРеспубликанской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по русскому языку состоятся 18 ноября 2017 года.
В муниципальном (межлицейском) этапе Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по русскому языку примут участие обучающиеся 7-11-х классов – победители и призёры школьного (лицейского) этапа олимпиады текущего учебного года, набравшие необходимое для участия в муниципальном (межлицейском) этапе олимпиады количество баллов (не менее 50 из 100), продолжающие обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
|
|
Олимпиада проводится в соответствии с Условиями проведения Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2017-2018 учебном году (приложение 1 к приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.10. 2017 № 1047 «Об организации проведения Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2017-2018 учебном году»).
Тексты заданий по русскому языку для муниципального (межлицейского) этапа Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республикибудут размещены в день проведения олимпиады с 8.00 только на сайте Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»: http://www.donippo.org/. Ответственные за проведение муниципального этапа олимпиады в городах/районах в 8.00 получат на электронные адреса пароль для открытия пакета заданий.
Организационно-технологическая модель проведения
муниципального (межлицейского) этапа
Республиканской олимпиады обучающихся
Общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики
|
|
По русскому языку
1. Время написания работы – 3 астрономических часа (9.00-12.00) – письменная работа + устный тур – конкурс ораторского мастерства (участие является обязательным; балл за риторическое высказывание суммируется с баллом за письменную работу).
График проведения:
Письменный тур
Устный тур
2. Тетради (или чистые листы), в которых выполняются работы, должны быть промаркированы; страницы пронумерованы, начиная с третьей, т.е. без обложки.
3. Задания множатся и раздаются каждому обучающемуся для выполнения.
4. Отсчёт времени для выполнения работы начинается с момента получения участниками заданий (после оформления обложки олимпиадной работы), но не позднее 9.00.
5. Во время выполнения участниками олимпиады работ члены жюри не должны присутствовать в классах.
6. После выполнения обучающимися заданий работы и обложки шифруются представителем оргкомитета. Далее обложки снимаются, а работы передаются на проверку членам жюри.
7. За каждый вид работы выставляются баллы согласно критериям. Пакет заданий рассчитан на обучающихся 7-11-х классов общеобразовательных организаций. В ходе выполнения работ участникам не разрешается пользоваться словарями, в том числе орфографическими, другой справочной литературой и гаджетами.
8. В конце работы выставляется сумма баллов, подписываются председатель жюри и члены комиссии. Подписи расшифровываются. Сумма баллов переносится на первую страницу в сводную таблицу:
Количество баллов за задания I-го уровня | Итого | II-го уровня | Итого | III-го уровня | Итого | Устная речь | Общая сумма баллов | ||||||
9. Количество победителей не должно превышать 50% от числа участников соревнований соответствующего класса (курса) с ориентировочным распределением количества дипломов 1:2:3.
10. Дешифруются работы после их полной проверки, при условии наличия всех подписей членов комиссии и председателя жюри; баллы за каждый уровень заданий переносятся в протоколы.
11. Протоколы жюри по предмету, рейтинг победителей и рейтинг призёров публикуются организатором соответствующего этапа олимпиады на его официальном сайте / блоге в сети «Интернет» не позже, чем через три дня после проведения олимпиады. В течение суток после оглашения предварительных результатов участник олимпиады имеет право подать заявление в апелляционную комиссию. Предметом апелляции может быть только объективность оценивания заданий. По вопросам содержания и формы заданий олимпиады, критериев оценивания апелляции не принимаются и не рассматриваются! Заявление в произвольной форме подаётся на имя председателя апелляционной комиссии. В заявлении обучающийся должен указать причину апелляции и конкретный вопрос, который является предметом апелляции. Заявления от других лиц, в том числе от близких родственников и учителей, не принимаются и не рассматриваются! Участник олимпиады имеет право ознакомиться со своей работой в присутствии представителей жюри и оргкомитета. Во время ознакомления с работой запрещается делать пометки, записи, исправления в проверенной работе, выносить её из комнаты, где проводится апелляция.
Подчёркиваем, что участниками данной процедуры являются только апеллянт и члены апелляционной комиссии. Другие лица, в том числе близкие родственники и учителя, не могут принимать участия в апелляции.
11. Отчёты о проведении соответствующего этапа олимпиады по русскому языку с указанием количества участников по классам, протоколы результатов олимпиады (Приложение 1) и заявки от каждого города (района) на участие в республиканском этапе обучающихся, набравших наибольшее количество баллов – по одному от каждого класса, необходимо прислать в оргкомитет заключительного этапа не позднее пяти дней на электронный адрес comsro@gmail.com (центр воспитания и развития творческой личности Донецкого РИДПО) и rusolimp2015@gmail.com (отдел русского языка и литературы). После указанного срока заявки приниматься не будут.
|
|
12. Вместе с заявками и отчётами (в бумажном виде) необходимо предоставить в отдел русского языка и литературы (ул. Артёма, 129А, каб. 107) работы участников олимпиады, занявших первое место (или по 1 лучший работе в параллели).
13. Участники олимпиады будут выполнять четыре уровня заданий на проверку уровня письменной (I-III уровни) и устной (IV уровень) речи.
В первом уровне обучающимся будут предложены задания из разных разделов языкознания: фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, орфографии, морфологии, синтаксиса и пунктуации, стилистики и культуры речи; они проверят уровень лингвистической подготовки школьников.
Второй уровень – соревнование на лучшее умение решать лингвистические задачи (л ингвистическая задача — задача, для решения которой не требуется владение языком задачи (все материалы, существенные для решения, есть в условии). Л.з. бывают разных видов и типов. Довольно часто это задачи на перевод текста с/на незнакомый язык и установление соответствий между словами. Для решения задачи не нужно никаких дополнительных знаний, кроме владения языком, на котором сформулировано условие задачи). С образцами таких задач и их решением можно ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com на страницах «Олимпиады» и «Для юных филологов».
Второе задание второго уровня (комплексная работа с текстом) в связи с большим объёмом текста выполняется непосредственно в задании; лист с выполненной первой частью этого задания не подписывается, вкладывается в общую работу, подклеивается или подшивается стиплером к работе во время шифрования.
Третий уровень – творческое задание. Школьникам будет предложено написать сочинение (например, в жанре эссе) на одну из предложенных тем, в том числе лингвистическую, а также нравственно-этического содержания. В ходе написания творческой работы юные филологи должны продемонстрировать не только знание темы, умение рассуждать, аргументированно обосновывать свою точку зрения, но и показать свой круг чтения, уровень образованности и общей культуры. Объём сочинения – от 0,5 стр. в 7 классе, от 0,75 в 8 классе, от 1стр. в 9 классе, от 1,25 в 10 классе, от 1,5 в 11 классе.
|
|
Рекомендуем участникам с начала внимательно прочитать формулировку темы. В каждой теме есть главное, стержневое слово. Затем задуматься: что можно или что хочется сказать на данную тему? Можно привлечь личный опыт, и тогда школьник точно начнёт писать свои собственные мысли – а это то, что нужно для успешного выполнения задания. Обязательно нужно составить план работы: определить проблему, обозначить свою позицию, обосновать свою правоту, сформировать выводы. Еще лучше, если обучающийся сумеет создать конфликт и попробует поспорить с самим собой на страницах своего сочинения. В свою очередь, примеры из литературы, которую проходят в школе, должны иллюстрировать мысли школьника, делая их образными и убедительными. В выводах обязательно должно содержаться сравнение главной мысли с тем, что было заложено в формулировке темы. Что касается тематических направлений, то необходимо привести в пример некоторые литературные произведения, которыми можно иллюстрировать свое видение проблемы. А ещё: нужно не забыть проверить ошибки.
Четвёртый уровень – устное выступление: конкурс ораторского мастерства (длительность устного выступления – от одной до трёх минут; допустимый вариант – до 5 минут). Круг тем этого тура – вопросы нравственно-этических норм, духовно-эстетические проблемы, слово, язык, книга, чтение…и т. д.
При подготовке к этому виду соревнований рекомендуем ознакомиться с алгоритмом устного выступления: представление (номер шифра, например, 105), указание названия темы выступления, формулировка цели выступления, изложение содержания по чёткой структуре и с учётом хронометража. Не следует забывать о лингвистической культуре и мастерстве речи, а также о контакте оратора и аудитории (без излишней театрализации).
С Программой подготовки к Республиканской олимпиаде обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по русскому языку можно ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com на странице «Олимпиады».
14. Обучающиеся 7-11-х классов, выполняя задания, должны показать:
ü лингвистические знания;
ü лексико-грамматические знания;
ü орфографическую и пунктуационную грамотность, культуру речи;
ü умение создавать собственные (оригинальные и грамотные) тексты;
ü уровень владения универсальными учебными действиями;
ü уровень метапредметных знаний, умений и навыков;
ü ораторские умения и навыки, уровень риторической культуры.
15. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Общее (максимаьное) количество баллов – 100.
1-й уровень: несколько заданий – 30 баллов.
2-й уровень: несколько заданий – 40 баллов.
3-й уровень: одно задание – 20 баллов (10 баллов – литература, 10 баллов – язык).
4-й уровень: ораторская речь – 10 баллов.
16. В каждом задании первого и второго уровней снижается общий балл на 1-2 (в зависимости от количества ошибок), если в работе допущены орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические и др. виды ошибок.
Содержание творческой работы | ||
Соответствие теме, стилю, жанру | Работа соответствует предложенной теме, выбранному стилю и жанру | |
Композиционная оформленность | Работа характеризуется композиционной оформленностью: наличием вступления, основной части и заключения. Работа характеризуется композиционной стройностью, логичностью, ясностью изложения | |
Полнота раскрытия | Работа характеризуется полнотой раскрытия темы: вводится 3-4 микротемы, используется 2-3 примера, в том числе один из художественной литературы | |
Максимальное количество баллов за содержание | ||
Речевое оформление творческой работы | ||
Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения | Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения, отсутствием логических ошибок, правильным абзацным членением текста | |
Точность и выразительность речи | Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи | |
Максимальное количество баллов за речевое оформление | ||
Грамотность | ||
Соблюдение орфографических норм | В работе нет орфографических ошибок | |
Соблюдение пунктуационных норм | В работе нет пунктуационных ошибок | |
Соблюдение языковых норм | В работе нет грамматических ошибок | |
Соблюдение речевых норм | В работе нет ошибок в речи | |
Максимальное количество балов за грамотность | ||
Максимальное количество балов за творческую работу |
17. Текст ораторского выступления должен быть заслушан очно. Продолжительность выступлений: в 7-8 классах – 1 минута, в 9-х – до 2-х минут, в 10-11-х классах - до 3-х минут. Оцениваются остроумие, благозвучие, оригинальность, эмоциональность, выразительность речи, заинтересованность в теме, убедительность и другие возможные достоинства выступлений юных риторов (например, умение мобилизовать волю, увлечь слушателей, яркость речи, вдохновенность ритора).Хороший ритор — это человек, защищающий свою точку зрения эффективно и убедительно, решительно и ответственно.
18. Критерии оценивания ораторского выступления (4-й уровень):
Содержание ораторского выступления | ||
Соответствие теме, стилю, жанру | Выступление соответствует предложенной теме, выбранному стилю и жанру | |
Логико-композиционная организация: целостность представленной композиции, информационная насыщенность | Выступление характеризуется композиционной оформленностью (построение текста, расположение и соотношение его составных частей текста – вступления, основной части и заключения – обусловлено её содержанием, проблематикой, жанром и назначением), структурированностью и логичностью | 1,5 |
Полнота раскрытия, цельность, доказательность, глубина основной мысли | Выступление характеризуется полнотой раскрытия темы, оригинальностью идей, выводов, оценок основная мысль носит концептуальный характер (отражает систему взглядов выступающего), отличается новизной и оригинальностью (в ней есть интересные повороты) | 1,5 |
Максимальное количество баллов за содержание | ||
Коммуникативные качества речи | ||
Смысловая цельность, речевая связность, логическая последовательность изложения | Выступление характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения, отсутствием логических ошибок, правильным абзацным членением текста | 1,5 |
Точность, богатство и выразительность речи соблюдение норм современного русского языка, правильность, чистота | Выступление характеризуется точностью выражения мысли, уместным использованием средств художественной выразительности, элементами художественного мастерства, разнообразием грамматического строя речи | |
Максимальное количество баллов за коммуникативные качества речи | 2,5 | |
Артистизм, речевое мастерство | ||
Пафосность высказывания | Наличие ярких, нестандартных выразительных средств языка (метафор, эпитетов, риторических вопросов и т.д.); умение варьировать силу и тембральную окраску голоса; наличие сильного эмоционального начала и сильного логического конца | 1,5 |
Личностный аспект | Выступающий ярко афиширует свои духовные ценности; демонстрирует адресность своего высказывания | |
Максимальное количество баллов за артистизм, речевое мастерство | 2,5 | |
Максимальное количество баллов за ораторское выступление |
19. С целью организации качественной подготовки обучающихся к участию в Республиканской олимпиаде школьников по русскому языку рекомендуем использовать образцы заданий разного формата, размещённые на блоге отдела русского языка и литературы Донецкого РИДПО http://kabruss.blogspot.com/ Задания размещены в разделах «Олимпиады», «Для юных филологов», «Русский язык». С решением лингвистических задач можно ознакомиться на странице блога ОРЯЛ http://kabruss.blogspot.com/2015/05/blog-post_52.html#more
20. Титульная страница тетрадей или листов, заранее проштампованных, подписываются следующим образом:
(ШТАМП)
Дата проведения
Ноября 2017 г.
Работа
участника(цы) муниципального/межлицейского этапа