Найдите подлежащее в предложении Наступило долгождан-
ное послезавтра. Что необычного в этом подлежащем? (Выра-жено наречием.) Какими частями речи оно чаще всего выража-ется? Что вы ещё можете сказать об этом предложении?
II. Изучение нового материала.
1. Порядок синтаксического разбора (с. 104). Чтение образ-цов устного и письменного разбора.
— Является ли текстом устный разбор? Подтвердите свою мысль.
— Какой стиль речи использован при создании этого текста?
2. Учащиеся записывают образец письменного разбора с до-полнениями, сделанными под руководством учителя (учителю необходимо обратить внимание на то, что в образце письмен-ного разбора отсутствует запись «с однородными определения-ми» — п. 6 плана разбора).
3. Упр. 227, 228 (предложения 1, 2).
Л е к с и ч е с к а я р а б о т а: запись в словарики слов перрон, пасса-жир, сопка. Определение их лексического значения в виде предложе-ний с тире между подлежащими и сказуемыми: перрон — пассажир-ская платформа на железнодорожной станции; пассажир — человек,
|
|
который совершает поездку на поезде, автобусе, трамвае, самолёте, теплоходе; сопка — небольшая гора с округлой вершиной.
III. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
1. Устный и письменный разбор трёх составленных предло-жений.
2. Комментированный диктант.
Я очнулся в странной комнате. Рядами на полках стояли птицы: кро-хотные страусы, маленькие журавли без носов, филины с круглыми го-ловами. А ещё были птицы с длинными хвостами. Я таких птиц раньше не видел. Незнакомый старик назвал их ибисами. Голос у старика был очень приятный, мягкий, спокойный. Я услышал его и опять задремал. (По К. Чуковскому)
Ибис — птица, похожая на небольшую цаплю, с длинными ногамии длинным загнутым клювом, обитающая в тёплых странах, обычно около воды.
Учащиеся готовят друг для друга диалоги-загадки: отвеча-ющий должен найти предложение по тем синтаксическим во-просам, которые задаёт ему спрашивающий. 1—2 предложения учащиеся разбирают письменно, делают взаимопроверку.
IV. Подведение итогов урока.
— Зачем нужен синтаксический разбор?
V. Домашнее задание. Упр. 228 до конца.