Разыграем сценку: приглашаю девочку и мальчика.
Антон: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!
Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
Аня (староста): Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.
Настя: Аня, не имеешь права эксплуатировать ребёнка.
- Что так активно отстаивают ребята? (свои права)
-Как вы понимаете, что такое право? …
«Право - возможность что-нибудь делать, осуществлять»
А где прописаны ваши права?
- А вы знаете свои права? Давайте проверим, как вы знаете права детей. А помогут нам в этом литературные герои.
Выберите задание и ответьте сказочному герою, пользуясь статьями конвенции:
«Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка».
(не имеешь права вторгаться в жилище, оно неприкосновенно)
«Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».
(Не имеешь права меня эксплуатировать)
«Серая Шейка, я тебя всё равно съем».
(Не имеешь права лишать меня жизни)
|
|
«Отдай мне свою муфту и свое хорошенькое платьице».
(Не имеешь права лишать меня имущества)
- Почему было плохо литературным героям? (Были нарушены их права)
Давайте сделаем вывод: Надо уважать чужие права.
Нельзя нарушать чужие права
О чем забыли ребята в этих сценках? (Об обязанностях…)
Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.
. - Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).
- Какая самая главная обязанность у вас в семье?
(слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, получить основное общее образование, соблюдать правила поведения дома и в общественных местах)
А это где-нибудь прописано? (нет, существуют традиции семьи)
- А какие обязанности существуют у учеников?
- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника.
Обязанности:
Уважать права, честь и достоинство всех участников;
Прилежно учиться;
Иметь аккуратный вид;
Соблюдать правила техники безопасности;
Беречь школьное здание, оборудование;
Придерживаться общепринятых правил поведения;
Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.
- А откуда вы это знаете? (Устав школы)
Какой вывод мы сделаем?
Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях,
а также о том, что с определенного возраста несовершеннолетние несут ответственность за нарушение чьих-либо прав, за свое противоправное поведение.
Тема «Правонарушение, преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений
|
|
Инспектор ОДН: Какие виды ответственности вы знаете?
Ответы детей
Инспектор ОДН: Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом.
За злостное хулиганство, кражу уголовная ответственность
наступает с 14 лет.
2.Административная ответственность применяется за нарушения.
(нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. к примеру: опоздание на работу, учебу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
А теперь я хочу предоставить слово нашему гостю, который более подробно познакомит вас с видами уголовной ответственности.
Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.
1 Разбор ситуации:
· №1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?
· №2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
· №3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?
· №4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
· №5 Рассмотрим следующую жизненную ситуацию, в которой я верю, вы легко сейчас разберетесь.
· В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются).
Так что, помните, с законом шутки плохи!