Фронтальное логопедическое занятие
Тема: «Одежда»
Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.
Коррекционно -образовательные:
- Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состоит.
- Закреплять в речи существительное с обобщающим понятием одежда, уточнять и расширять словарь по теме.
- Совершенствовать умение образовывать формы родительного падежа имён существительных, согласовывать прилагательные с существительными.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематический слух, диалогическую речь, артикуляционную, тонкую и общую моторику, зрительное внимание, темп и ритм речи.
Коррекционно-воспитательные:
- Формировать навык сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
Оборудование: Плюшевый зайка, коробка «сундучек», письмо с загадками, мяч, предметные картинки с изображениями одежды, игра-шнуровка «Одежда»
Ход занятия:
- Ребята, сегодня утром к нам в детский сад принесли посылку! Давайте откроем её и узнаем, что внутри. Ой, посмотрите, здесь зайчик!
Это не простой зайчик, а зайчик-портной. Вы знаете кто такой портной? (демонстрация картинки) (портной – это специалист по пошиву одежды)
- Зайка взял с собой сундучок в котором лежит то, что нужно ему для пошива одежды. Давайте посмотри что же это:
Артикуляционная гимнастика
1.«Замок молнии».
Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
2.«Большие пуговицы» и «Маленькие пуговки»
Максимально округлить губы и вытянуть губы узкой «трубочкой.
Иголочка»
Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).
4.«Воротник с широкими и острыми краями».
Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».
5.«Белье на ветру». Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении.
Дыхательная гимнастика
«Гладим белье»: Повторить 3-4 раза.
1-скользить правой ладонью по левой ладони (вдох);
2-на выдохе произносить: «Пш-ш-ш-ш!».
- Зайчик пришёл к нам с конвертом, давайте посмотрим, что в нём. Это письмо вам ребята от зайчика, в письме загадки. Я буду загадывать загадки, а вы внимательно слушайте и отгадывайте.
1.В садик сына нарядили, 2.Внучки, мамы, бабушки
Вещи новые купили. Примеряют платьица
Выбрали Аркашке А папы, дедушки и внуки
Галстук и … Носят серенькие…
3.Мама утром складки гладит, 4.Взяли мы на полочке
Собирает дочку в садик. Ниточки, иголочки
Надевай-ка, Любочка, Интересное занятье –
Новенькую… Сшили нашей кукле…
5. Носят все мальчишки
Короткие штанишки.
Даже бегемотики
Надевают…
Игра «Починим одежду»
- Ребята, у зайки много работы, но он не успевает со всем справиться. Давайте ему поможем – подберем нужные детали одежды. (Куртка- капюшон, рубашка- рукав, брюки –карман, кофта –пуговицы)
Я люблю ваш детский сад.
В нём много хороших ребят.
А вы меня с собой на прогулку возьмёте?
Игра «Одень зайку»
- Ребята, а что нужно надеть на Зайку, чтобы он отправился на прогулку? Подумайте, какая одежда нужна для прогулки осенью?
- А теперь Зайка покажи нам, какую одежду приготовил ты.
(Зайка достаёт ботинки, грязную куртку, грязный свитер, варежки, брюки, шарф.)
- Ребята, посмотрите – это всё одежда? Какая картинка лишняя? (Ботинк). Почему?
- Правильно. Ботинки – это обувь.
Я в краску влез с утра.
И курточка, и свитер!
Вы только посмотрите,
В таком ужасном виде.
Я не смогу гулять.
-Давайте поможем Зайке постирать его одежду.
Физминутка
Воду в тазик мы налили
И одежду намочили.
Мылом мылили, стирали,
Хорошенько полоскали.
А теперь всё отожмём,
Хорошенечко встряхнём,
Развесим на верёвку,
Прищепкой щёлкнем ловко.!
- Молодцы! Постарались, помогли Зайке привести в порядок одежду! Скажите теперь про одежду, какая она? А была?
(Развитие зрительного внимания и памяти)
Игра «Чего не стало?»
- Давайте ещё раз посмотрим, что мы постирали?
(Куртку, шарф, брюки, варежки, свитер)
- А теперь наступила ночь (дети закрывают глаза), подул сильный ветер и унёс одежду. Откройте глазки. Посмотрите, чего не стало?
(Совершенствование грамматического строя речи –
образование множественного числа существительных)