Магазины "Семья" работают в форматах "супермаркет", "универсам" и "гипермаркет" (один гипермаркет расположен в Перми на ул. Революции, д. 13, и один в Березниках на ул. Мира, д. 82).
Сеть магазинов "Семья" является одной из лидирующих розничных сетей в Пермском крае. На сегодняшний день в состав "Семьи" входят 73 магазина, 60 из которых расположены в Перми, и 13 - в городах Пермского края: Березниках, Добрянке, Чусовом, Кунгуре, Лысьве, Краснокамске, Чернушке и Соликамске.
Методы продаж: самообслуживание, через прилавок.
Ассортимент:
а) непродовольственные товары:
посуда и аксессуары для кухни; чистящие и моющие средства, бытовая химия; товары для домашних животных; сезонные товары: для пикника, отдыха, автолюбителям; постельное белье полотенца и банные товары; средства личной гигиены, ухода за телом; сувениры, подарки к праздникам; детские игрушки; одежда.
б) продовольственные товары:
гастрономия мясная, мясо, птица, мясная заморозка, полуфабрикаты; гастрономия рыбная, рыбная заморозка; бакалея, консервация, соусы; свежие и замороженные овощи и фрукты; сухофрукты, орехи; молоко и молочные продукты, сыры; кондитерские изделия; хлеб и хлебобулочные изделия; чай, кофе, специи; детское питание;
|
|
Рассмотрим структуру ассортимента сыра в магазине «Семья» г. Перми (табл. 2, рис. 1).
Таблица 2 - Структура ассортимента сыра г. Пермь
Наименование | Количество производителей | Удельный вес, % |
Твердые | 27,9% | |
Полутвердые | 16,2% | |
Мягкие | 11,6% | |
Рассольные | 11,6% | |
Плавленые | 25,5% | |
Копченые | 6,9% | |
Итого | 100% |
Анализ структуры ассортимента позволяет утверждать, что наибольшую долю в ассортименте сыра магазина «Семья» занимают твердые сыры. Это объясняется тем, что данная классификация сыра пользуется наибольшим спросом.
Рисунок 1.- Структура ассортимента сыра
Рассмотрим показатели ассортимента.
Широта ассортимента - количество видов, разновидностей или наименований товаров однородных или разнородных групп. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями - действительной и базовой широтой, а также относительным показателем - коэффициентом широты.
Действительная широта (Шд) - фактическое количество видов, разновидностей или наименований товаров, имеющихся в наличии. Базовая широта (Шб) - широта, принятая за основу для сравнения.
Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому:
Кш = Шд/Шб*100,
где Кш – коэффициент широты, %
Шд – действительная широта.
|
|
Шб – базовая широта.
По собранным данным, в магазине «Семья» действительная широта равна 43.
Шд = 25
Шб = 43
Кш = 25/43*100 = 58,1%
Полученные результаты показали, что широта оптимальна для магазина.
Полнота ассортимента - это способность товара однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.
Показатель действительной полноты (Пд) характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый (Пб) – регламентируемым или планируемым количеством товаров.
Кп = Пд/Пб*100
где Кп – коэффициент полноты, %
Пд – действительная полнота.
Пб – базовая полнота.
Проанализировав данные магазина, были получены следующие данные:
Пд = 9
Пб = 15
Кп = 9/15*100 = 60%
Полученные результаты показали, что полнота оптимальна для данного типа магазина. Чем ближе этот показатель к 100%, тем полнее ассортимент торгового предприятия.
Повышенная полнота ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами.
Новизна ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна характеризуется действительным обновлением – количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степени обновления Кн, которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).
Однако следует иметь в виду, что постоянное и повышенное обновление ассортимента для изготовителя и продавца связано с определенными затратами и риском, что они могут не оправдаться, например, новый товар может не пользоваться спросом. Поэтому обновление ассортимента также должно быть рациональным.
Кн = Новинки/Пд или Шд*100
где Кн – коэффициент новизны, %
Пд – действительная полнота.
Шд – действительная широта.
Новинки – обновившийся товар.
Следуя данным, полученным после наблюдения за магазином «Семья», новинки равны 12.
Шд = 25
Кн = 12/25*100 = 48%
Полученные результаты показали, что новизна не оптимальна для данного типа магазина.
Устойчивость ассортимента (У) – это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.
Коэффициент устойчивости – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд)
Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров.
Потребители товаров устойчивого ассортимента могут быть охарактеризованы как «консерваторы во вкусах и привычках». Оценив определенное наименование товара, они долго не меняют свои предпочтения.
Изготовители и продавцы чаще всего стремятся расширить количество товаров, пользующихся устойчивым спросом. Однако следует иметь в виду, что вкусы и привычки со временем меняются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной.
Ку = у/Пд или Шд*100
где Ку – это коэффициент устойчивости, %.
Пд – это действительная полнота.
Шд – это действительная широта.
У – это устойчивость.
Следуя данным, полученным после наблюдения за магазином «Семья», устойчивость равна 18.
Шд = 25
Ку = 18/25 * 100 = 72%
Полученные результаты показали, что устойчивость является высокой для данного типа магазина.
Анализ выше представленной информации показал, что широта, полнота и устойчивость оптимальны, а новизна не оптимальна. Это означает, что в магазине "Семья" товары оптимальны по ширине по сравнению с конкурентами, представлено больше половины производителей, товар обладает хорошей устойчивостью – его раскупают больше половины, но ассортимент мало обновляется. Для увеличение новизны магазину стоит расширить базу поставщиков твердых сыров и чаще обновлять ассортимент.
|
|