Анализ ассортимента твердых сыров в магазине «Семья»

Магазины "Семья" работают в форматах "супермаркет", "универсам" и "гипермаркет" (один гипермаркет расположен в Перми на ул. Революции, д. 13, и один в Березниках на ул. Мира, д. 82).

Сеть магазинов "Семья" является одной из лидирующих розничных сетей в Пермском крае. На сегодняшний день в состав "Семьи" входят 73 магазина, 60 из которых расположены в Перми, и 13 - в городах Пермского края: Березниках, Добрянке, Чусовом, Кунгуре, Лысьве, Краснокамске, Чернушке и Соликамске.

Методы продаж: самообслуживание, через прилавок.

Ассортимент:

а) непродовольственные товары:

посуда и аксессуары для кухни; чистящие и моющие средства, бытовая химия; товары для домашних животных; сезонные товары: для пикника, отдыха, автолюбителям; постельное белье полотенца и банные товары; средства личной гигиены, ухода за телом; сувениры, подарки к праздникам; детские игрушки; одежда.

б) продовольственные товары:

гастрономия мясная, мясо, птица, мясная заморозка, полуфабрикаты; гастрономия рыбная, рыбная заморозка; бакалея, консервация, соусы; свежие и замороженные овощи и фрукты; сухофрукты, орехи; молоко и молочные продукты, сыры; кондитерские изделия; хлеб и хлебобулочные изделия; чай, кофе, специи; детское питание;

Рассмотрим структуру ассортимента сыра в магазине «Семья» г. Перми (табл. 2, рис. 1).

Таблица 2 - Структура ассортимента сыра г. Пермь

Наименование Количество производителей Удельный вес, %
Твердые   27,9%
Полутвердые   16,2%
Мягкие   11,6%
Рассольные   11,6%
Плавленые   25,5%
Копченые   6,9%
Итого   100%

Анализ структуры ассортимента позволяет утверждать, что наибольшую долю в ассортименте сыра магазина «Семья» занимают твердые сыры. Это объясняется тем, что данная классификация сыра пользуется наибольшим спросом.

Рисунок 1.- Структура ассортимента сыра

Рассмотрим показатели ассортимента.

Широта ассортимента - количество видов, разновидностей или наименований товаров однородных или разнородных групп. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями - действительной и базовой широтой, а также относительным показателем - коэффициентом широты.

Действительная широта (Шд) - фактическое количество видов, разновидностей или наименований товаров, имеющихся в наличии. Базовая широта (Шб) - широта, принятая за основу для сравнения.

Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому:

Кш = Шд/Шб*100,

где Кш – коэффициент широты, %

Шд – действительная широта.

Шб – базовая широта.

По собранным данным, в магазине «Семья» действительная широта равна 43.

Шд = 25

Шб = 43

Кш = 25/43*100 = 58,1%

Полученные результаты показали, что широта оптимальна для магазина.

Полнота ассортимента - это способность товара однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Показатель действительной полноты (Пд) характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый (Пб) – регламентируемым или планируемым количеством товаров.

Кп = Пд/Пб*100

где Кп – коэффициент полноты, %

Пд – действительная полнота.

Пб – базовая полнота.

Проанализировав данные магазина, были получены следующие данные:

Пд = 9

Пб = 15

Кп = 9/15*100 = 60%

Полученные результаты показали, что полнота оптимальна для данного типа магазина. Чем ближе этот показатель к 100%, тем полнее ассортимент торгового предприятия.

Повышенная полнота ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами.

Новизна ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна характеризуется действительным обновлением – количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степени обновления Кн, которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

Однако следует иметь в виду, что постоянное и повышенное обновление ассортимента для изготовителя и продавца связано с определенными затратами и риском, что они могут не оправдаться, например, новый товар может не пользоваться спросом. Поэтому обновление ассортимента также должно быть рациональным.

Кн = Новинки/Пд или Шд*100

где Кн – коэффициент новизны, %

Пд – действительная полнота.

Шд – действительная широта.

Новинки – обновившийся товар.

Следуя данным, полученным после наблюдения за магазином «Семья», новинки равны 12.

Шд = 25

Кн = 12/25*100 = 48%

Полученные результаты показали, что новизна не оптимальна для данного типа магазина.

Устойчивость ассортимента (У) – это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.

Коэффициент устойчивости – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд)

Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров.

Потребители товаров устойчивого ассортимента могут быть охарактеризованы как «консерваторы во вкусах и привычках». Оценив определенное наименование товара, они долго не меняют свои предпочтения.

Изготовители и продавцы чаще всего стремятся расширить количество товаров, пользующихся устойчивым спросом. Однако следует иметь в виду, что вкусы и привычки со временем меняются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной.

Ку = у/Пд или Шд*100

где Ку – это коэффициент устойчивости, %.

Пд – это действительная полнота.

Шд – это действительная широта.

У – это устойчивость.

Следуя данным, полученным после наблюдения за магазином «Семья», устойчивость равна 18.

Шд = 25

Ку = 18/25 * 100 = 72%

Полученные результаты показали, что устойчивость является высокой для данного типа магазина.

Анализ выше представленной информации показал, что широта, полнота и устойчивость оптимальны, а новизна не оптимальна. Это означает, что в магазине "Семья" товары оптимальны по ширине по сравнению с конкурентами, представлено больше половины производителей, товар обладает хорошей устойчивостью – его раскупают больше половины, но ассортимент мало обновляется. Для увеличение новизны магазину стоит расширить базу поставщиков твердых сыров и чаще обновлять ассортимент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: