Уровни сформированности субъектности старшеклассников | Критерии, определяющие сформированность субъектности старшеклассников(% от общего числа участников) | ||
операционально-деятельностный | рефлексивный | ценностно-смысловой | |
Нулевой уровень | |||
Низкий уровень | |||
Средний уровень | |||
Высокий уровень | |||
Сложно определить |
Одновременно, по разработанным автором анкетам, проводилась диагностика характеристик детско-взрослой общности, воспринимаемой участниками, до и после дела. На первую позицию и в первом и во втором деле вышла рефлексивная общность как наиболее значимая, проявившаяся в общем взаимодействии.
В дальнейшем педагоги отмечали, что участники дела возвращались к проявленным в нем позициям, приобретенным в нем навыкам взаимодействия и рефлексии.
Опытно-экспериментальная работа в детско-взрослой общности открытой структурированной – общность клубного типа – представлена через описание работы со студенческими педагогическими клубами и клубом старшеклассников в период с 1989 по 2002 гг. Описана работа со студенческим педагогическим клубом «Комбриг» (1989 – 1991 гг.), клубом старшеклассников «КлубКом» (1989 – 1991 гг.), со студенческими педагогическими клубами Педклуб 2 (1992 – 1994 гг.), Педклуб 3 (1999 – 2002 гг.). Всего участвовало около 100 студентов, более 50 старшеклассников.
|
|
Обобщенные данные, отражающие сформированность субъектных качеств у участников клуба, представлены в табл.5.
Таблица 5