Задание 3. Ознакомление с методикой разработки турпродукта.
2.1.Ознакомиться технологической картой маршрута. Приложить пример оформленной технологической карты маршрута.
Основным туристическим продуктом туроператора, выпускаемым на рынок, является комплексное обслуживание, т.е. стандартный набор разнообразных услуг, продаваемый туристам в одном «пакете».
Пакет услуг (турпакет) — это произведенный туроператором туристический продукт, состоящий из перевозки, размещения, питания, экскурсионных, досугово-развлекательных и бытовых услуг, спортивных и курортных программ, туристских походов и т.д. Пакет услуг формируется в зависимости от цели путешествия и потребностей туристов по выбранному ими виду туристического отдыха.
Турпродукт = | маршрут + пакет услуг портное обслуживание | (размещение экскурсии | питание |
При формировании тура возможны два варианта работы с туристами:
а) реализация заказных туров;
б) реализация инклюзив-туров.
При продаже заказных туров формирование программы и комплектование услуг производятся по желанию и при непосредственном участии туристов. Им предлагают на выбор разные варианты обслуживания в предполагаемом им месте отдыха. Например, размещение в разных по уровню, типу и месту расположения гостиницах, экскурсии и походы на выбор и др. Выбранные туристами услуги формируются в программу тура, рассчитывается цена. По такому же принципу многие российские туроператоры приключенческого и экотуризма работают с зарубежными партнерскими агентствами.
|
|
Инклюзив-тур — это тур с жестким заранее спланированным (до контакта с клиентом) набором услуг, сориентированным на определенный вид отдыха или туризма, а также на социальный класс туристов и их возраст. Особенности такого тура—единая для всех программа, четко увязанная со сроками и графиком путешествия,— не позволяют сделать его заказным. При реализации инклюзив-тура состав услуг не меняется; турист вправе купить его целиком или вообще отказаться от него. В целом комплексная поездка стоит дешевле, чем набор услуг, покупаемых отдельно. К недостаткам инклюзив-туров относятся:
• наличие в таком туре услуг, не интересующих клиента;
• чрезмерная насыщенность программы;
• реклама такого тура привлекает не всех потребителей, а только определенную их часть.
В зависимости от личного характера туриста и его бюджета, а также от особенностей путешествия, тур может совершаться на групповой или индивидуальной основе.
Индивидуальные поездки (как правило, это заказные туры) предоставляют туристу больше независимости и самостоятельности, но они более дорогие, так как такие виды услуг, как внутримаршрутный транспорт, услуги гида и некоторые другие, турист оплачивает полностью, в отличие от групповых туров, где эта цена раскладывается на всех членов группы. Именно поэтому индивидуальные туры не очень доступны массовому туристу.
|
|
Организация индивидуальных поездок является очень трудоемким процессом. С другой стороны, индивидуальный туризм с экономической точки зрения может быть достаточно выгодным для его организаторов, так как дает более высокие доходы в расчете на одного туриста по сравнению с доходами от групповых туров. Поэтому в стратегии туроператорской работы может иметь место как групповой, так и индивидуальный туризм в различных сочетаниях.
Групповые поездки (чаще всего инклюзив-туры), наоборот, более дешевые и доступны массовому туристу, но в них каждый участник обязан придерживаться установленного для группы порядка путешествия.
Создание привлекательного туристического продукта является первой и самой важной задачей туроператора. При этом необходимо иметь ясный ответ на вопрос что же будет покупать турист? Ведь он оплачивает не только и не столько гостиничное размещение и ужин в ресторане, сколько новые ощущения и знакомство с неизвестным, внимание, располагающую обстановку.
Создание туристического продукта начинается с изучения его потребительских качеств и свойств, с выявления наиболее привлекательных сторон для туристов. Именно они являются ориентирами при разработке и реализации туристического продукта. Специалистами выделено несколько основных потребительских свойств туристического продукта:
— Обоснованность — т е предоставление всех услуг должно быть обусловлено целью путешествия и сопутствующими условиями, основанными на потребностях туриста;
— Надежность — соответствие реального содержания продукта рекламе, достоверность информации;
— Эффективность — достижение наибольшего эффекта для туриста при наименьших расходах с его стороны;
— Целостность — завершенность продукта, его способность полностью удовлетворить потребность туриста;
— Ясность — потребление продукта, его направленность должны быть понятны как туристу, так и обслуживающему персоналу;
— Простота в эксплуатации;
— Гибкость — способность продукта и системы обслуживания приспособиться к другому типу потребителя и быть невосприимчивыми к замене обслуживающего персонала;
— Полезность — способность служить достижению одной или нескольких целей (например, отдых и познание), удовлетворять те или иные потребности туриста.
Оптимальность обслуживания — также важное потребительское свойство, имеющее непосредственное отношение к гостеприимству. Она подразумевает:
— Соответствие всех видов услуг определенному уровню (классу) обслуживания (например, «люкс»—VIP-обслуживание, первый класс, туристский класс, экономический класс);
— Адресную направленность тура на определенную целевую группу потребителей;
— Соответствие всех услуг тематике тура;
— Заблаговременное согласование программ обслуживания;
— Гибкость програм (возможность замены тех или иных услуг);
— Рациональное содержание обслуживания по количеству предоставляемых услуг;
— Отсутствие тенденциозности в обслуживании (ненавязчивость услуг). Все эти принципы важно учесть еще на этапе разработки туристического продукта, помня о том, что неправильно подготовленный продукт не только не пользуется спросом, но и способен оттолкнуть от предприятия потенциальных, последующих клиентов. В условиях серьезной конкуренции, имеющейся сегодня на туристическом рынке, это— немаловажный фактор.
Результатом проектирования туристских услуг являются следующие документы:
|
|
– карта (схема) туристского маршрута с указанием пунктов остановок, ночевок, средств размещения, предприятий питания; перечня экскурсий, продолжительности путешествия и др.;
– технологическая карта туристского путешествия (см. приложение А);
– информационный листок к туристской путевке (см. приложение Б);
– листок с дополнительной информацией;
– перечень основных работников (количественный состав на каждом этапе), обеспечивающих оказание туристских услуг на маршруте, включая требования к образованию, квалификации и профессиональной подготовке;
– стандарты работы персонала.
Содержание информационного листка к туристской путевке должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 53997.
5 Проектирование услуг по организации туристских походов (маршруты повышенной опасности) предусматривает следующие этапы:
– проведение инспекционного обследования маршрута туристского похода;
– подготовку проектов оборудования туристских приютов и стоянок на трассе туристского похода;
– расчет необходимого количества туристского инвентаря, снаряжения и транспортных средств;
– определение потребности в инструкторах–проводниках, сопровождающих, другом обслуживающем персонале и организацию их подготовки;
– подготовку рекламно-информационных материалов с описанием трассы похода;
– определение и обеспечение мер по обеспечению безопасности туристов на маршруте, включая обязательную регистрацию в службах МЧС при выходе на маршрут.