Понятие психологический реагент впервые введено в криминалистику профессором Н.А. Селивановым, который отметил, что психологическим реагентом можно рассматривать информацию, используемою следователем в тактических целях. Роль психологических реагентов могут играть человек, предмет, явление, сообщение1.
' Селиванов Н.А. Этико-тактические вопросы расследования. Вопросы борьбы с преступностью. - М.: Юрид»ческая литература, 1983. Вып. 38. - С.55.
Разравнивая данную мысль, можно проанализировать природу психологического реагента.
«Ре» - это приставка, обозначающая возобновление или повторность действия, противоположное действие2.
2 Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1985. - С. 418
Психологический реагент - источник информации, содержащий в себе прогнозируемую следователем обратную связь в виде различных реакций и форм деятельности допрашиваемого.
Реагент - это стимулятор деятельности допрашиваемого в определенном направлении. Реагент - это составная часть основания для принятия объективно обоснованного решения.
|
|
Реагент можно сравнивать с зерном, которое в силу закономерностей должно дать «всходы» в поле сознания допрашиваемого.
Реагент - более широкое понятие, чем доказательство, так как он может представлять собой различную информацию, которая может влиять на позицию допрашиваемого и формы его поведения. Психологический реагент, обладая определенным объемом информации, должен вызывать прогнозируемую следователем реакцию допрашиваемого. Эта реакция должна соответствовать тактическим задачам допроса или его этапа. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть виды психологических реагентов. Если рассматривать психологический реагент как определенную криминалистическую информацию, передаваемую допрашиваемому, то классификацию реагентов можно построить по тем же основаниям, которые используются при делении на виды криминалистической информации1.
Полевой Н.С. Криминалистическая кибернетика. М: МГУ, 1982. - С. 47.
Таким образом, психологические реагенты могут быть классифицированы:
1. По источнику: гомологические, предметные, документальные, иные.
2. По физической природе: зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные.
3. По форме представления: вербальные (устные, словесные), буквенно-знаковые, цифровые, графические, в форме магнитных записей, иные.
4. По характеру структуры: натуральные, комплексированные, декомпонированные, кодированные, иные.
Ограниченный объем статьи не позволяет рассмотреть все виды психологических реагентов, поэтому будут рассмотрены лишь некоторые, в частности, гомологические, то есть связанные с человеком и различными проявлениями его деятельности.
|
|
Человек является одним из главных психологических реагентов.
Реагентом может быть как сама личность определенного человека, так и его отдельные личностные особенности и проявления.
Речевая деятельность является одним из самых действенных реагентов. Речевые реагенты можно разделить на две группы:
- речевые реагенты проявляющиеся в содержании речи;
- речевые реагенты, проявляющиеся в форме речи (тембр, темп, логические паузы и т.д.).
Реагентами можно считать различные формы неречевой коммуникативной деятельности следователя и других лиц, а именно: жесты, пантомимика, вегетативные проявления (покраснение, побледнение и т.д.).
Речевая деятельность следователя может сопровождаться некоторыми элементами моторной деятельности (постукивание карандашом, ходьба по кабинету, различные перемещения в плане изменения межличностного пространства и т.д.).
С помощью речевых реагентов можно стимулировать определенные психические состояния допрашиваемого, пробуждать потребности, побуждать к выполнению определенных действий, в которых заинтересован следователь в соответствии с тактической программой допроса.
Следователь должен уметь говорить с допрашиваемым на языке, близком данному человеку, с учетом его пола, возраста, образования, социальной принадлежности и процессуального положения.
Например, если допрашиваемый темпераментный человек, много и быстро говорящий, то при формулировании вопросов следователь может повторять его ответы, но в вопросительной форме. Этот метод приводит к тому, что допрашиваемый развивает свое изложение без прямых вопросов со стороны следователя, как это происходит при обычном допросе.
Если допрашиваемый не желает давать показания, уходит от разговора со следователем, целесообразно осуществить воздействие на его эмоциональную сферу, используя различные виды реагентов, можно обратиться к чувствам гордости, жалости, стыда, гнева и т.д. Главное в данной ситуации втянуть допрашиваемого в разговор. Чем более бурной будет реакция допрашиваемого, тем больше он скажет. Кроме того, в возбужденном состоянии люди меньше контролируют свое речевое поведение, значит допрашиваемый может сказать и то, что он хотел скрыть от следователя.
В процессе слушания допрашиваемого можно поощрять его, одобрять его положительные поступки, сожалеть о неудачах, сопереживать несчастьям и т.д. Все это можно делать, не вмешиваясь в разговор, проявляя свое отношение к информации жестами и мимикой.
Мимика слушающего следователя должна строиться в соответствии с поставленными тактическими задачами.
Например, следователь проводит тактический прием «допущение легенды», основанный на создании впечатления о неосведомленности следователя, то и мимика следователя должна быть соответствующей. Лицо следователя должно выражать веру в показания допрашиваемого, хотя и заведомо ложные. Следователь может участливо кивать головой, разделять возмущение по ряду вопросов, выражать сочувствие. Все это должно быть предельно искренним. В связи с этим, следователь может потренироваться перед зеркалом, отрабатывая различные выражения лица. Необходимо помнить, что допрашиваемый постоянно внимательно наблюдает за следователем и по выражению его лица, поведению корректирует свои действия в процессе допроса.
Психологические реагенты в виде предметов могут быть классифицированы следующим образом:
а) предметы - вещественные доказательства, подтверждающие совершение допрашиваемым преступления (опровергающие ложные показания допрашиваемого);
|
|
б) предметы - вещественные доказательства, подтверждающие правдивые показания допрашиваемого;
в) предметы, не являющиеся доказательствами и не относящиеся к делу, но вызывающие положительные или отрицательные реакции допрашиваемого;
г) предметы - аналоги (например, нож, аналогичный тому, который допрашиваемый потерял на месте происшествия).
Документальными регентами могут быть:
а) протоколы допросов данного допрашиваемого и иных лиц;
б) письма, записки, дневники;
в) характеристики (почетные грамоты и иные документы, характеризующие личность);
г) кодексы, книги, учебники, иные документы, с которыми можно ознакомить допрашиваемого в целях активизации борьбы мотивов.
Одним из главных обязательных признаков психологических реагентов является обратная связь.
Известный кибернетик У. Росс Эшби называет обратной связью любое действие между частями динамической системы, лишь бы оно носило круговой характер1.
' Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М.: Мир 1965. - С.82
По мнению Г.Г. Васильева под обратной связью понимают «одно из свойств самоуправляемых систем, которое заключается в их способности учитывать разницу между целью и результатом действия. В механизме обратной связи важная роль принадлежит опережающему отражению, поскольку информация об ожидаемых последствиях действий развития событий по своей природе является информацией о будущем»2.
2 Васильев Г.Г. Роль конкретных социологических исследований в научном управлении социальными процессами. М.: МГУ. 1981. - С.18.
Обратную связь, как необходимый признак психологического реагента, могут характеризовать следующие свойства:
1) обязательность ее возникновения в любых формах общения следователя с допрашиваемыми (допрашиваемый не может быть безучастным к деятельности следователя, хотя может и скрывать свое отношение);
2) способность быть каналом передачи информации от допрашиваемого к следователю (по данному каналу следователь получает информацию о результативности своих действий);
3) способностью к преобразованию, субъективной трансформации информации, передаваемой следователем и получаемой допрашиваемым информации (один и тот же материал по одному делу будет различно восприниматься допрашиваемым и содержание обратной связи будет различным);
|
|
4) обратная связь может быть рассмотрена как средство контроля за деятельностью допрашиваемого: обратная связь при производстве допроса носит индуктивный характер.
Индуктивная обратная связь - это связь накопления «потенциалов влияния» следователя. Результаты тактической деятельности следователя проявляются не сразу, они постепенно трансформируют позицию допрашиваемого. Следователь имеет возможность это наблюдать, убеждать в правильности занятой позиции, в избрании средств воздействия на допрашиваемого. Определенный интерес для следственной тактики представляют собой классификации видов обратной связи (как следствий действий различных реагентов).
Например, С.Ф. Касаткин выделяет коммуникативно-операционную, коммуникативно-кинесическую, коммуникативно-речевую обратные связи1.
1 Васильев Г.Г. Роль конкретных социологических исследований в научном управлении социальными процессами. М.: МГУ. 1981. - С.18.
Коммуникативно-операционная обратная связь характеризуется восприятием образа действий партнера и сравнением с идеально конкретным образом, достижение которого выдвигалась как цель. Выявленная в результате степень его несоответствия служит основанием для корректировки информационного воздействия на субъекта (в данном случае, на допрашиваемого).
Коммуникативно-кинесическая обратная связь (по С.Ф. Касаткину) дополняет вышеописанную и проявляется в мимике, жестах и позах допрашиваемого, т.е. кинесических реакциях на информацию. Наблюдение за мимикой, позой, жестами допрашиваемого позволяет по ходу допроса уточнять речевые формы воздействия, проводить постоянный анализ динамики общения с допрашиваемым.
Коммуникативно-речевая обратная связь (по С.Ф. Касаткину) проявляется в виде самооценочных суждений допрашиваемого, его ответных речевых действиях.
В этих условиях следователю остается производить глубокий анализ речевых форм поведения допрашиваемого, выделять акценты, логические паузы, скрытый смысл и т. д.
Все три вида коммуникативных обратных связей могут функционировать параллельно, анализ их должен производиться совместно.
Специалисты по проблемам общения делят обратную связь и по иным критериям на:
• отрицательную и положительную;
• линейную и нелинейную;
• внешнюю и внутреннюю1.
1 Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М.: Пилит, издат, 1978. -С.229. Павлов Ю.П. «Обратная связь в педагогике» (Новое в теории и практике обучения). В помощь слушателям факультета новых методов и средств обучения при Политехническом музее). М.: Знание, 1981, - С. 68-100.
Положительная обратная связь проявляется в благоприятной реакции допрашиваемого, она свидетельствует об успехе следователя при выполнении определенного тактического приема, этапа допроса. Отрицательная обратная связь свидетельствует о неудаче следователя, об отрицательной реакции допрашиваемого на деятельность следователя, если, конечно, отрицательная реакция не была запрограммирована следователем сознательно по тактическим соображениям.
При линейной обратной связи следователь получает сведения о реализации своих целей по ответам допрашиваемого, его проговоркам, репликам. Нелинейная обратная связь проявляется в неречевых формах поведения допрашиваемого.
Внутренняя обратная связь проявляется в анализе следователем собственной речи и поведения, сравнивая их с запланированными. Внешняя обратная связь состоит в сопоставлении прогнозируемого поведения допрашиваемого с реальным, что позволяет корректировать отношения различными допустимыми средствами воздействия. В ходе информационного воздействия необходимо учитывать разницу «коммуникативных идеалов» у субъекта и объекта воздействия.
В непривычных ситуациях (именно такими является для допрашиваемого допрос) все операции: возникновение мотива, намерения, активизация положительно-отрицательных представлений, их конкретизация в соответствии с личностными особенностями объекта воздействия (допрашиваемого) и внешними условиями, выдвижение цели, продумывание действий и их реализация, - растягиваются по времени и довольно отчетливо прослеживаются»1.
1 Касаткин С.Ф. Указ. раб. - С. 15.
Перечисленные операции проявляются в реакциях допрашиваемого, могут быть восприняты и проанализированы следователем.
Содержание показаний анализируется следователем с точки зрения относимости информации к расследуемому событию и с точки зрения значимости, ценности данной информации.
Чтобы данная информация получила правильную оценку следователя, необходимо учитывать личностные качества допрашиваемого, его заинтересованность в изложении или сокрытии определенных сведений. Необходимо также учитывать объективные условия, в которых происходило событие, о которых рассказывает допрашиваемый. В связи с этим, при подготовке к допросу необходимо глубоко изучить материалы дела и побывать на тех местах, о которых идет речь, а в ряде случаев целесообразно сделать дополнительный осмотр мест, о которых пойдет речь, чтобы более правильно оценить показания допрашиваемого и, в тоже время, предотвратить ложные показания демонстрацией глубокого знания обстоятельств дела и местности, где произошло преступление или имеются его следы (которые также могут быть использованы в качестве психологических реагентов).
Восприятие свободного рассказа должно сопровождаться накоплением материала для вопросов: дополнительных, контрольных, уточняющих, а также специально направленных на укрепление контактных отношений. Вместе с тем, следователь должен выявить и противоречия в показаниях допрашиваемого. Это могут быть факты противоречиво изложенные самим допрашиваемым, а также факты, которые противоречат иным материалам дела.
Значительную информацию следователь может получить при анализе формы излагаемой допрашиваемым информации. Это касается в первую очередь анализа голоса допрашиваемого. Высота и тембр голоса, интонационные паузы и акценты позволяют сделать некоторые выводы о его владельце. Стиль и темп речи могут свидетельствовать о темпераменте и психическом состоянии допрашиваемого, наличие в речи специальных терминов, жаргона, выражений, характерных для определенной местности могут свидетельствовать о возможном поведении этого человека в процессе допроса, о профессиональных и иных интересах допрашиваемого.
Таким образом, психологические реагенты могут быть использованы как средство диагностики отдельных личностных качеств допрашиваемого.
Объектом постоянного наблюдения следователя должно стать лицо допрашиваемого, особенно выражение его глаз. На лице допрашиваемого в процессе свободного рассказа могут отразиться эмоциональные состояния: страх, гнев, радость, удивление, злость, злорадство, отвращение и прочие. Именно мимикой допрашиваемый выражает свои чувства к излагаемому материалу. Об этом же могут свидетельствовать и такие внешние проявления эмоций как покраснение, побледнение, учащенное или прерывистое дыхание, тремор рук и т.д. Иногда человек пытается скрыть истинное отношение к излагаемой информации, но вегетативные проявления скрыть практически невозможно. Нужно лишь правильно их оценить. Хотя данная оценка (например, побледнения или покраснения допрашиваемого) никакого доказательственного значения не имеют, но она может определить направление работы на допросе, выявить слабые места допрашиваемого, определить факты, о которых он боится говорить.
Некоторую информацию о допрашиваемом могут дать поза и формы поведения допрашиваемого в кабинете следователя.
Всю полученную информацию о допрашиваемом следователь может проанализировать, объяснить для себя причины речевого поведения в тот или иной момент допроса.
Целесообразно попытаться выявить и «прочитать» подтекст показаний, ту информацию, которую допрашиваемый пытается скрыть от следователя.
Целесообразно установить какие именно реагенты вызвали бурную (отрицательную или положительную) реакцию, на какую информацию допрашиваемый пытался скрыть свою реакцию.
Контактное общение в процессе допроса, как правило, направлено на преобразование позиции допрашиваемого, на возбуждение в нем желания дать правдивые и полные показания. Допрашиваемый при этом оценивает вопросы и всю деятельность следователя с субъективных позиций, корректирует свое собственное поведение и позицию, оказывает некоторое сопротивление следователю, не желая передавать ему определенную информацию о происшествии или своем отношении к нему (следователю и происшествию).
Общаясь с допрашиваемым, следователь передает ему такую информацию, чтобы накопить «потенциалы согласия» (консонанса), чтобы активизировать потребность в даче правдивых показаний, вызвать на откровенность, на чистосердечное признание.
Выполняя намеченную тактическую программу, следователь через обратную связь контролирует ход ее выполнения, соответствие реакций допрашиваемого тем, которые прогнозировались и ожидались им с определенной степенью вероятности.
Результаты допустимого воздействия следователя могут через обратную связь проявляться в следующем:
- изменения в характере и форме поведения допрашиваемого (например, спокойная уверенность после какого-то вопроса сменилась на беспокойство, допрашиваемый задвигался, начал ходить по кабинету и т. д.);
- изменения в речевой деятельности (темп, тембр, форма
речи);
- изменения в мимике и жестикуляции.
Отношение к вопросу или действию следователя можно увидеть в названных формах деятельности допрашиваемого.
Таким образом, следователь в процессе допроса должен постоянно производить глубокий анализ информации, получаемой через обратную связь.
Механизм этого анализа опосредуется рефлексией.
Психологические реагенты представляют следователю следующие тактические возможности:
• диагностицировать реакцию допрашиваемого на различную информацию;
• управлять процессами принятия объективно обоснованных решений, принимаемых допрашиваемым. То есть в ряде случаев реагенты становятся инструментами рефлексивного управления;
• управлять процессами реализации принятых решений, то есть опосредованным образом подводить допрашиваемого к выполнению определенного действия прогнозируемым образом, например, дача правдивых и полных показаний.
Использование психологических реагентов в следственных действиях может оптимизировать всю процедуру общения следователя и допрашиваемого.
Глава 8. РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОНТАКТНЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ПРИ ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСОВ ПОТЕРПЕВШИМ И СВИДЕТЕЛЯМ
Приучи свой разум к сомнению, а сердце к терпимости!
Г. Лихтенберг
Потерпевший приходит к следователю не только как к юристу, но и как к человеку, способному погрузиться в его чувства и мысли.
Различные люди имеют разную степень защищенности, приспособленности к переживанию психотравмирующих ситуаций. Одни, активно исследуя ситуацию, приспосабливаются к реальным условиям, чем обеспечивают свое упорядоченное и контролируемое поведение. С такими людьми следователю легче работать, они сами адаптировались к ситуациям преступления и расследования. Другие более тяжело переносят преступление и его последствия. Формы поведения таких людей, особенно потерпевших, неупорядочены, противоречивы. Они все время думают о преступлении и его последствиях, рассматривая текущую ситуацию как кризис жизни. Это особенно характерно для близких родственников погибших, для потерпевших по изнасилованиям, позиция которых на допросах крайне неустойчива.
Далеко не всегда потерпевшие склонны идти на контакт со следователем. Они испытывают воздействие множества различных факторов: давление со стороны преступников и их родственников, воздействие со стороны своих родственников и знакомых, собственная неверная оценка случившегося, негативный анализ перспективы жизни. Все это в комплексе влияет на показания потерпевших и формирует их противоречивые позиции как на предварительном следствии, так и в суде.
Следователь в этом случае должен «проникнуть» в борьбу мотивов потерпевшей (потерпевшего) и сформировать правильную позицию, обеспечивающую дачу правдивых и полных показаний.
Для этого нужно произвести анализ факторов, влияющих на позицию конкретного допрашиваемого:
1. Выделить ведущие факторы психотравмирующей ситуации. Практика показывает, что иногда потерпевшие и свидетели испытывают негативные чувства не только во время самого происшествия, но и после него, когда люди начинают переосмысливать то, что произошло.
2. Проанализировать связь событий с вероятной позицией потерпевшего или свидетеля на допросе, выделить объективные и субъективные факторы, которые могут повлиять на содержание и форму показаний допрашиваемого.
3. Построить вероятностную модель отражения преступления в сознании потерпевшего или свидетеля, выделить возможные искажения воспринятой информации о преступлении.
4. Подготовить аргументы, направленные на разрушение неверных представлений потерпевшего или свидетеля о некоторых элементах события преступления. Допустим, свидетель не хочет назвать имя преступника, потому что преступник ему отомстит. В такой ситуации уместно заметить, что нахождение преступника на свободе является более опасным для допрашиваемого, чем тогда, когда он будет задержан и помещен в следственный изолятор.
5. Изменить неправильно сформированные ситуативные установки допрашиваемое, обусловленные страхом перед оглаской случившегося, переоценкой нормальных социальных отношений, боязнью морального осуждения за неблаговидное поведение до преступления или после него.
6. Ориентировать потерпевшего (свидетеля) на занятие правильной позиции, на поиски оптимального выхода из сложившейся критической для него ситуации.
Чтобы изменить позиции потерпевшего или свидетеля, необходимо отыскать среди их интересов нечто высоко значимое, чтобы переключить на него сознание допрашиваемого. Например, допрашивая мать убитого, можно попытаться переключить ее внимание на внука, т. е. сына убитого, убеждая ее в том, что жизнь умершего сына как бы продолжается во внуке, которому надо отдать всю материнскую теплоту, все внимание. Такое переключение может дать положительный эффект, позволит вывести допрашиваемого человека на режим контактного общения и дачу развернутых показаний по делу. В речи следователя, обращенной к потерпевшему или свидетелю, не должно быть сухих, «казенных» выражений, она должна быть эмоционально насыщенной, сопровождаемой разнообразной мимикой и интонациями. Следователь может успокоить допрашиваемого, продемонстрировать сопереживание его беде, проявить к нему свои симпатии.
Процессы формирования контакта с потерпевшим должны быть динамичными, нельзя топтаться на месте, застревать на теме, на основе которой формируется контакт. К этой теме бывает целесообразно вернуться в процессе допроса, «подогревая» тем самым контактные отношения. Следователь может подчеркнуть, что в допрашиваемом он видит важного союзника в их деятельности по установлению истины по делу.
Некоторые особенности имеет процесс формирования психологического контакта с несовершеннолетними потерпевшими. Практика показывает, что несовершеннолетние любят, когда следователь их хвалит. При знакомстве с таким свидетелем или потерпевшим следователь может сказать, что он выглядит совсем по-взрослому, а также рассуждает зрело, как взрослый, поэтому и говорить с ним надо как со взрослым человеком. Именно претензиями на «взрослость» отличаются несовершеннолетние 12-15 лет, которые весьма часто являются свидетелями и потерпевшими.
По мнению Г.Г. Шиханцова, положение подростка и его популярность среди сверстников, а значит, и самооценка зависят от его личных волевых и коммуникативных качеств1. Наиболее высоко ценятся подростковые волевые качества, позволяющие проявить взрослость: смелость, решительность, силу, находчивость, самостоятельность, уверенность в себе. Подростками также ценятся такие коммуникативные качества, как честность, правдивость, умение сдержать слово, готовность прийти на помощь, верность другу и справедливость. При допросе подростка целесообразно подчеркнуть эти качества допрашиваемого, что даст ему возможность почувствовать еще раз свою взрослость и значимость. Это позволит вызвать ответную реакцию подростка на действия следователя.
' Шиханцов Г.Г. Социально-психологические причины преступности несовершеннолетних. Гродно, 1983. - С. 21.
В группу «отталкивающих» качеств входят: неуверенность, трусость, нерешительность, зазнайство, лживость, эгоизм, склонность к обману, предательство.
Если следователь при допросе желает сформировать определенное отношение допрашиваемого к другому человеку например, подозреваемому, он может показать допрашиваемому истинное лицо подозреваемого, отметить его «отталкивающие» качества.
Негативные качества можно обнаружить и у самого допрашиваемого. Указанием на такое качество, например, как трусость, следователь может активизировать борьбу мотивов допрашиваемого, вызвать его желание реабилитировать себя правдивыми показаниями. Допросы малолетних свидетелей и потерпевших тоже обладают определенной спецификой. Дети могут воспринимать значительный объем понятной им информации, но они травмируются фактом происшествия сильнее взрослых. Дети не способны правильно перерабатывать психотравмирующую информацию, потому что они еще не научились это делать. Поэтому можно малолетних детей считать психически незащищенными.
Вышеизложенные обстоятельства обязывают следователя проявить особое внимание к таким допрашиваемым, не травмируя их фактом допроса. При допросах малолетних свидетелей и потерпевших целесообразно «переключать» их внимание на события, вызывающие у них положительные эмоции. Эту информацию можно получить от родителей или воспитателей данного ребенка.
Особые трудности вызывают допросы малолетних потерпевших по изнасилованиям и развратным действиям. Таких потерпевших целесообразно допрашивать в детских учреждениях или в домашних условиях. Удачным представляется прием предварительной беседы с другими детьми той же группы на нейтральные темы. Это делается для того, чтобы участники беседы сообщили потерпевшей (свидетелю), что дядя, т.е. следователь, спрашивает о подготовке к празднику, об игрушках и т.д. Таким образом, у малолетней потерпевшей можно сформировать положительную установку на контактное общение. После беседы на нейтральную тему следователь незаметно может перейти к вопросам, которые непосредственно связаны с расследуемым преступлением. Личность педагога, приглашаемого на допрос, подбирается так, чтобы воспитатель (учитель) вызывал симпатии допрашиваемого. В некоторых случаях знакомство с присутствующим педагогом сдерживает потерпевшую, усиливает ее стеснительность и замкнутость. Поэтому представляется возможным предварительно посоветоваться с самой потерпевшей о том, кого из учителей (воспитателей) она предпочитает как участника допроса. Иногда уместно приглашать незнакомого потерпевшей педагога, который не вызывал ранее у нее никаких положительных или отрицательных эмоций.
Нередко среди потерпевших и свидетелей встречаются дебилы. Специалисты делят олигофренов в степени дебильности на две группы: «возбудимых» и «торпидных», т.е. инертных1. Первые представляют собой людей с ослабленными процессами активного торможения. Они быстро реагируют на все происходящее, отвечают и действуют необдуманно. К своей деятельности относятся некритично, своих ошибок сами не замечают. Когда им указывают на ошибки либо просто останавливают, требуя подумать, они могут найти и правильный ответ. «Торпидные» дебилы вялы и медлительны, каждое новое воздействие не вызывает обычно ориентировочной реакции. Они несамостоятельны, безинициативны. Обе группы отличаются слабостью логического мышления, плохой памятью, несформированностью эмоциональной сферы. Мышление дебилов имеет, как правило, наглядно-образный характер, фразы примитивны, речь косноязычна.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М. - С. 49.
При установлении контактных отношений с допрашиваемым, имеющим черты дебильности, целесообразно сформировать у него эмоциональное состояние, способствующее работе на допросе. Неуверенных, боязливых, «торпидных» допрашиваемых необходимо успокоить, ободрить. Например, таких свидетелей можно похвалить за правильные действия при восприятии происшествия. Расторможенных, «возбудимых» лиц данной категории надо сдерживать, избрать доброжелательный, но строгий тон.
Перед допросом уместно поговорить о семье, о прежней жизни допрашиваемого, о его интересах. Нужно дать допрашиваемому возможность освоиться в новой обстановке. Если допрашиваемый отказывается от контактных отношений и замкнулся, то целесообразно его отвлечь разговором на нейтральные темы, вызвать положительные эмоции и «разговорить». Лица данной категории очень положительно реагируют на похвалы (можно похвалить допрашиваемого за хорошую память, правильные ответы в допротокольной беседе и т.д.). Подчеркивание достоинств допрашиваемого, постоянный анализ показаний, осторожная настойчивость следователя, побуждающая допрашиваемого обдумывать каждый ответ, способствуют проведению допроса в оптимальных условиях и с положительным результатом.
При установлении психологического контакта с женщиной важно учитывать значительную роль в системе ее ценностных ориентации семьи, детей и их воспитания, родственных отношений. Поэтому наряду с проявлением интереса к производственным и общественным сферам жизни следует вести разговор о семье допрашиваемой, о детях, их воспитании.
В мотивах поведения женщины значительную роль играют эмоциональные факторы. Отсюда эффективными являются тактические приемы, сопровождаемые возбуждением эмоционального состояния1.
1 Глазырин Ф.В. Изучение личности обвиняемого и тактика следственных действий. - С. 131.
Некоторые сложности представляют процессы формирования психологического контакта с пожилыми людьми. В пожилом возрасте происходит сокращение числа связей социального характера, в результате чего пожилые испытывают некоторый дискомфорт. В формировании отношений со следователем пожилые люди сильнее, чем люди иных возрастных категорий, испытывают чувство тревожности, неуверенности в необычной обстановке прокуратуры или милиции. Для них дорог прежний социальный статус и все, что с ним связано. Поэтому при общении с пожилым участником уголовного процесса целесообразно поговорить о прошлом, что, как правило, вызывает положительную реакцию пришедшего на допрос человека. В связи с этим допрашиваемый может подробно рассказать о своей прежней жизни, о работе, общественной деятельности, о заслугах и т.д. Положительное влияние на формирование психологического контакта с пожилым потерпевшим и свидетелями оказывает беседа о болезнях и здоровье допрашиваемого. Пожилые охотно и обстоятельно обсуждают эту тему. Затем следователь мягко переводит разговор на проблемы расследуемого дела. Хорошим основанием для формирования психологического контакта с пожилыми людьми является тема о детях, их успехах и достоинствах. Пожилые люди очень дорожат привязанностями и интересами, выработанными в течение многих лет, поэтому знание этой сферы жизни, уважительное к ней отношение является обязательным для результативности допроса. Контактным отношениям с пожилыми людьми способствует допрос в квартире (доме) допрашиваемого. Этим следователь подчеркивает свое уважительное отношение к допрашиваемому.
При допросах потерпевших целесообразно осудить действия преступника, заверить их в том, что преступник понесет заслуженное наказание. «Если человек убежден, например, что предмет его возмущения или гнева понес справедливое наказание, это вызовет у него некоторую положительную произвольную эмоцию (механизм сопереживания); он также будет испытывать определенное положительное отношение к человеку, осуществившему этот акт справедливости (механизм «переключения на причину») и т. д.»1. Если следователь попытается хоть в чем-то оправдать действия преступника, контактные отношения могут быть нарушены. Смягчающие обстоятельства, характеризующие действия преступника, могут быть установлены в процессе других следственных действий, но акцентировать на них внимание в беседе с потерпевшим не следует.
1 Вилюнас В.К. Психология эмоциональных состояний. М, 1976. - С. 126.
Одно и то же действие следователя у различных людей может вызвать разные реакции. Поэтому избрание и конструирование тактических приемов формирования психологического контакта с конкретным допрашиваемым должно быть выполнено на основе глубокого изучения его личности и с учетом его возможной реакции на данный тактический прием.
Регулирование процессов общения с допрашиваемым предполагает и саморегуляцию следователем собственных / состояний. «Известно, что самым эффективным средством / предупреждения назревающего конфликта служит готов- / ность одной стороны подавлять свои ответные реакции, од-; нако так, чтобы это не выглядело пренебрежением»1.
1 Вилюнас В.К. Психология эмоциональных состояний. М, 1976. - С. 126.
Отношения с допрашиваемым должны строиться на основе преобразования конфликтных ситуаций в контактные, т.е. от конфликта к контакту. Поэтому психологический контакт можно рассматривать как тактическую операцию, которая объединяет серию тактических приемов, обеспечивающих формирование правильной позиции допрашиваемого при даче правдивых и полных показаний.
Некоторые особенности формирования психологического контакта при выполнении иных следственных действий
Если уж заблуждаться, пусть
это будет по велению сердца.
Д. Байрон
Определенные особенности имеет психологический контакт при производстве очной ставки. Действия следователя находятся под перекрестным вниманием участников очной ставки. Любое предпочтение следователя в отношении одного из участников сразу становится основанием для обид и конфликтов, упреков в предвзятости. Формировать контакт одновременно с обоими участниками очной ставки очень сложно, тем более положение участников само по себе ставит их на позиции конфликтующих сторон.
Выход один: формировать психологический контакт с каждым в отдельности в условиях допроса, о чем говорилось ранее. Если следователь не убежден в том, кто именно из будущих участников очной ставки лжет, то целесообразно обоих участников настроить таким образом, чтобы оба в равной степени наблюдали непредвзятость следователя, его веру в добрые начала данного человека, что именно от него следователь ждет правдивых показаний на очной ставке. В этих условиях очная ставка будет объективна, но конфликтна, так как каждый из ее участников доказывает свою правоту. Чем острее диалог участников, тем больше оснований у следователя для определения того, кто из участников прав, кто дает правдивые показания, а кто - ложные.
В существующей практике следователь чаще всего еще до проведения очной ставки определяет, показания кого из допрошенных лиц следует признать правильными, и вместе с этим лицом начинает воздействовать на другое лицо в целях изменения его позиции. Как свидетельствует анализ уголовных дел, выбор следователя бывает нередко ошибочным, что вызывает глубокую следственную ошибку. Правдивый участник очной ставки, видя неравенство сил, необъективность и предвзятость следователя, «сдается» и дает угодные следователю показания, от которых впоследствии отказывается, усложняя процесс следствия и бросая тень на объективность следственных органов.
Определенный интерес представляют особенности формирования психологического контакта с освидетельствуемым. Если учесть, что освидетельствование сопряжено с обнажением тела, то это вносит дополнительный отрицательный фактор в отношения следователя с освидетельствуемым лицом. В этом направлении заслуживает внимания точка зрения Н.А. Маркс, которая считает, что человек, в принципе понимая необходимость обнажения тела, тем не менее, чувствует стыдливость, неловкость, эмоциональный дискомфорт. Поэтому он сознательно или невольно (неосознанно) оттягивает время обследования. В этот период многие свидетели, потерпевшие, а также обвиняемые проявляют склонность к беседе на различные темы. Надо полагать, что причина этой разговорчивости в неосознанной надежде на то, что сведения, которые они представляют следователю, могут заменить освидетельствование. В такой ситуации следователь не должен спешить, а обязан проверить ранее имеющуюся информацию и сделать выводы в отношении разговорчивости субъекта. Более того, следователю нужно использовать это обстоятельство для установления контакта.
Установление (формирование) психологического контакта в условиях бесконфликтной ситуации имеет собственную структуру, состоящую из пяти стадий: 1) создания психологического образа (портрета) личности освидетельствуемого на базе имеющихся о нем сведений; 2) мысленного сравнения созданного образа (портрета) с реальным проявлением психических качеств личности; 3) внесения коррективов в имеющийся образ (портрет) психологической картины освидетельствуемого лица; 4) выбора оптимальной по характеру и соответствующей по времени информации для возникновения контакта; 5) развития и углубления возникшего психологического контакта. Решающим этапом является выбор времени и характера информации для возникновения контакта.
Указанный этап означает реальный прорыв следователя к практическому установлению контакта и овладению инициативой в процессе реализации этой сложной задачи. Оптимальным моментом может стать возникшая пауза в разговоре либо подхваченная на лету мысль освидетельствуемого лица. Если момент и тема разговора удачно выбраны, следователю надо расширять «прорыв» и его информационную базу. Если же освидетельствуемое лицо явно уклоняется от контакта, то следователь, оценив ситуацию, вновь может занять позицию выжидания (по Н.А. Маркс).
«Страсть часто превращает умного человека в глупца, но не менее часто наделяет дураков умом».
Восточная мудрость
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уважаемый коллега! Вы нашли время прочитать эту книгу о допросе. Вы разделили с нами тревоги и мысли о допросе, нашли решения проблем и противоречий, а также, возможно создали свою собственную концепцию допроса и процессов его дальнейшего развития. Допрос прогрессирующее в своем развитии явление. Жизнь коротка, а допрос вечен. Криминалисты приходят и уходят, а допрос... остается. Каким он будет в будущем - зависит от ситуаций настоящего и его разработчиков, реальных криминалистов, которые видят творческую перспективу развития допроса.
Пророк философии XX века Фридрих Ницше, призывая к развитию интеллектуальной личности, иронически заметил:
«Вы не научились еще у меня, как танцевать насмешку, и при том на высоте 6660 футов над уровнем человека...». Эту же мысль подхватывает Карл Юнг: «Если человек живет, он должен бороться и жертвовать тоской. Чтобы восходить к своему собственному росту...».
Может быть попробовать прямо здесь и сейчас? Решением этой проблемы - построения собственной концепции допроса может стать интегративно-модульный подход, связанный с построением интеллектуальных конструкций. Они получили рабочее название - модуль.
«На мысли следует нападать с помощью мыслей. По идеям не палят из ружей» (Ривароль).
Но криминалист в отличии от стрелка должен иметь гарантии попадания в цель и допустимый с позиций закона результат...
Поэтому модуль, как инструмент должен иметь массированную направленность - чтобы воздействие дублировалось многократно, а результат интегрировался и накапливался концентрируя в себе возможности различных приемов и методов.
Для этого необходима тактическая модуляция. Тактическая модуляция - механизм запрограммированного изменения состояния тактического средства (приема, метода) по заданным характеристикам, отражающих требования сложившейся криминалистической ситуации.
Функциональный диапазон модуляции может опосредовать переход состояние приема, метода:
• в новую тональность;
• в свежую селекцию идей;
• в новое содержание;
• в новые формы и критерии риска;
• в новые ритмы;
в новые темпы и формы критики;
в иное время, место;
к иному исполнителю;
в иную направленность воздействий;
в иную степень жесткости допустимого воздействия;
в иную интерпретацию события;
в иные формы рефлексирования - мышления о мышлении... Тактическая модуляция диктуется необходимостью подчеркнуть изменение колорита и эмоциональной насыщенности тактических ситуаций и отдельных мизансцен.
Преобразование приема в механизмах модуляции может происходить с предварительной (домашней) проработкой, а также и спонтанно в рамках мелодических связей общения, подчиненного логике «голосоведения» (своеобразной модульной риторике).
В этом смысле модуляция становится гармонической основой перехода, преобразования информации или ее инструментального носителя, а также деятельности, отраженной в формах:
• особого (специального) носителя (вещественные доказательства);
• образного представления;
• логического суждения (умозаключения, формы коммуникативного воздействия);
• системы специальных понятий;
• частных и общих теорий, имеющих специальную направленность (в рамках стратегии, тактики, методики обвинения и защиты по уголовным делам);
• принципов, правил, приемов, методов, алгоритмов;
• источников, смыслов, функций, процедур;
• целей, опосредованных специальными средствами реализации;
• качествах, позитивно меняющихся в процессах целевого преобразования;
• идеях, моделях, программах, операциях, комбинациях;
• механизмах, закономерностях, связях, взаимозависимостях;
• действиях (моторных и интеллектуальных);
• критериях (надежности, продуктивности, целесообразности, аргументированности, экономичности, безопасности, процессуальности, этичности, относительности, релевантности...);
• криминалистических задач и решений;
• криминалистических ситуаций и их систем;
• криминалистических методологий, стратегий, тактик, методик.
Для модуляции нужны элементы интегративно-тактического модуля.
«Люди наказываются сильнее всего за свои добродетели». Ф. Ницше Элементы модуля - первоначальные составляющие, которые соединяются друг с другом и образуют модульную криминалистическую систему тактик, составляющих процесс расследования защиты по уголовным делам.
Ницше как-то заметил: «Нести при себе все золото в неотчеканенном виде связано неудобствами; так поступает мыслитель, лишенный формул...».
Чтобы не нести на себе весь материал в неотчеканенном виде, представим его читателю в виде перечня элементов интегративно-тактического модуля.
Адаптации
Акцентуации
Алгоритмы
Альтернативы
Аргументы
Аспекты
Балансирование
Барьеры
Версии
Взаимодействия
Воздействия
Вычитание
Генерации
Дезагрегатирование
Дезинтеграция
Деление
Демонстрации
Детерминации
Диагнозы
Диагностика
Дифференциация
Добавление
Доминанты
Дробление
«Завязки» (интриги)
Задачи
Замыслы
Защиты
Игры
Идеи эйдологии
Иллюзии
Импровизации
Инверсии | Рефлексии | Разведки |
Инициативы | Решения | «Раскачивание» |
Инсценировки | Риски | Различения |
Интеграции | Роли | Размышления |
Интеллект | Самоконтроль | Разрушение |
Интенсификация | Самооговор | Распознование |
Искажение | Самораскрытие | Углубление |
Источники | Сверхзадачи | Умножение |
Классификаторы | Связи | Уровни |
Комбинации | Селекции | Условия |
Коммуникации | Семантическая | Устранение |
Компенсация | связь | Учения |
Компетентность | Симптокомплексы | Факты |
Контакты | Системы | Фильтры |
Контрперенос | Системотехники | Фоны |
Конфликты | Ситуации (300 | Формулы |
Конфронтация | видов) | Функции |
Концепции | Смыслы | Характеристики |
Коррекции | Сопоставление | Ходы |
Кризис | Сопротивление | Центрация на |
Критерии | Состояние | личность |
Лабиринты | Средства | Циклы |
Линии | Статусы | Экспрессии |
Логотактики | Стили | Этапы |
Матрицы | Стимулы | Эффекты |
Мероприятия | Стрессоры | «Ядро» |
Структурирование | Я - концепция | |
Сценарии | Языки | |
Тенденции |
Перечисленные ключевые слова — элементы позволяют создавать новые
тональности, формы приемов и мето дов, содержание, критерии риска, темпы и формы криминалистики, время и место, интенсивность и интерпретация, степень жесткости воздействия инициативы, средства пре- образрвания.
Аналитические модули можно классифицировать по различным основаниям:
• общие - частные;
• прямые - косвенные;
• позитивные - негативные;
• конструктивные - деконструктивные (разрушающие);
• стандартные - эксклюзивные;
• перспективные - ретроспективные;
• простые - сложные;
• дедуктивные - индуктивные;
• текущие - прогнозные;
• индивидуальные - коллективные;
• рациональные - иррациональные (по продуманности);
• интерпретационные (объяснительные);
• диагностические (распознования, определения,
различения);
• рефлексивные (по глубине, широте, интенсивности,
рангу);
• рефлексивно-управляемые, подавляемые, конкурентные, конфликтные;
• аналитические - поисковые;
• экспрессивные;
• эмоциональные (позитивные - негативные по окраске);
• напряженные (по степени интенсивности: фрустраци-онные, стрессогенные, аффектогенные, кризисные);
• конфликтные (со строгим соперничеством, без строго
соперничества);
• тупиковые (с явной безнадежностью, с вероятностным обнаружением выхода, с наличием стратегии выхода);
• лабиринтные (многоходовые).
Иллюстрация идеи построения аналитического интегративно-тактического модуля (субъект «Я-концепция»)
Интегративно-тактический модуль (И-Т модуль) - это интеллектуальная, программируемая, инструментальная система, обладающая креативными функциями по интегрированному преобразованию структуры приемов и методов, направленных для решения криминалистических задач.
Аналитический тактический модуль - это воплощение новой криминалистической технологии в области создания интегративных систем раскрытия, отражающих в себе достоинства составных элементов (минимодулей).
Использование аналитических модулей предоставляет следователю следующие стратегические и тактические возможности:
• прогнозировать то, что должно случиться в рамках преступных закономерностей. Знание криминальных ситуаций обеспечивает использование диапазона возможностей преступного творчества. Если мы знаем какими красками и в какой манере пишет художник, мы знает какие картины он может написать. Краски в этом случае можно сравнить с типичными ситуациями, представленными в классификации;
• моделировать реальность совершенного преступного действия;
• рефлексировать мыследействия преступника, т.е. думать за него на различных этапах подготовки, совершения и раскрытия преступления;
• интерпретировать, объяснять наличную и скрытую информацию, обнаруживать связи между фактами;
• вскрывать смысл совершенного преступления и через содержание смысла выходить на мотивы, цели, умыслы, круг исполнителей;
• профилактировать, предотвращать ошибки и нежелательные операции...;
• мотивированно рисковать в допустимых законом пределах, чтобы получать максимум информации при минимальных издержках...;
• оптимально расследовать преступления любой степени сложности, не объясняя свою непрофессиональность наличием профессиональности у представителей преступных структур;
• использовать содержание классифицированных ситуаций в качестве информационной основы для избрания необходимой суммы сбалансированных методов. Это можно сравнить с наличием набора современных инструментов для хирурга, делающего сложные операции на мозге или сердце. Это инструментальный и информационный аспекты использования классификации;
• рационализировать все следственные действия, потому что все тактические и стратегические аспекты ситуаций сопровождаются методологически, т.е. специальными криминалистическими технологиями интеллектуального характера;
• глубоко, широко, правильно понимать совершенное действие и его последствия.
На основе представленных элементов формируется новая интегративная композиционно - сбалансированная криминалистическая модульная система, включающая в себя всю массу разработанных криминалистикой методов, приспособленных для исследования ситуации в любом ее элементном сочетании. Таким образом, предлагается пригодный для реального использования комплексный подход к методологии, способный с позиций ситуации решать криминалистические задачи любой сложности.
Модуль должен иметь необходимый уровень.
1. Процессуальный уровень, отражающий неизбежность выполнения требований нормы.
2. Тактический уровень, отражающий реализацию научно-практических рекомендаций относительно специальной ситуации и «объекта обслуживания» (по Р.С. Белкину).
3. Технологический уровень, содержащий в своем содержании процедурность, характерную для комбинаций (операций), объединяющих серию единым замыслом тактических приемов, обращенный на группу ситуаций.
4. Стратегический уровень - это формирование композиции, приемов, методов, средств, операций, объединяемых единой задачей расследования дела в целом.
5. Психологический уровень - это отражение организации психики и механизмов ее функционирования.
Уважаемый коллега, Вы видите свою концепцию допроса и можете заслуженно услышать обращение Христа к творческим людям:
«Вы - соль земли. Если соль потеряет свою силу, то что сделает ее соленой? Она уже ни к чему не пригодна, ее останется лишь выбросить на попрание людям. Вы - свет мира. Город, стоящий на вершине горы, скрыть невозможно. Зажженный фонарь не прячут, а ставят повыше, чтобы светил всем в доме. Пусть же свет ваш светит людям, чтобы они видели ваши добрые дела...».
Иисус Христос. Оглавление