Как развивать самостоятельность ребенка

 

Определенные качества и способности у детей появляются постепенно, по мере ос­воения разных видов деятельности. Поэто­му для развития тех или иных желаемых качеств недостаточно говорить о них — не­обходимо определенным образом органи­зовать, выстроить повседневную жизнь ре­бенка, а главное, организовать его деятель­ность, причем с самого раннего возраста.

Воспитывая малыша, взрослый в своих требованиях к нему вынужден «балансиро­вать» между двумя полюсами: безогово­рочное послушание или неограниченная свобода. Выбор крайних позиций будет большой ошибкой и приведет к негативно­му результату. Необходима золотая середи­на, предполагающая некоторый коридор свободы с определенными правилами и ог­раничениями. Как ее найти? Готовых ре­цептов нет.

Вместе с тем неслучайно для развития тех или иных способностей практикой вос­питания выработаны общие подходы, за­крепленные опытом многих поколений. Так, для формирования музыкальных (или математических) способностей нет другого пути, как постоянные занятия музыкой (или математикой). Это применимо к раз­витию так называемых специальных спо­собностей. А можно ли формировать обоб­щенные (интегральные) качества? Напри­мер, самостоятельность. Конечно, можно!

Подход к развитию самостоятельности такой же, как при формировании любой способности. Необходимо создать условия, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. При этом важно учитывать индивидуальные качест­ва и врожденные задатки ребенка, даже та­кие, как особенности нервной системы и конституция тела. В одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и ре­зультат достижений всегда индивидуален.

Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется» как положи­тельный личный опыт ребенка и становит­ся качеством его личности. В отличие от развития музыкальных или любых других способностей для развития самостоятель­ности не важно, что именно делает ребенок, главное, чтобы он делал это сам. Не­обходимо предоставлять ему как можно больше самостоятельности на всех эта­пах — от принятия решения до исполнения задуманного и оценки полученного резуль­тата. Главное — положительный эмоцио­нальный настрой и, конечно, успешный ре­зультат. Ребенок должен переживать ра­дость, удовольствие как от самого дейст­вия, так и от его результата. Яркая игрушка вызывает у младенца желание ее потро­гать. Он радостно тянется (ползет) к ней. Неудачные попытки вызывают негатив­ную реакцию (слезы, агрессию), а затем от­каз от повторных усилий.

Если же давать ребенку все, что он хочет, предупреждая каждое его желание, то он постепенно оставит попытки добиваться чего-либо самостоятельно, но зато привык­нет получать, а затем и требовать от роди­телей (и не только от них) исполнения сво­их возрастающих потребностей.

Мамы и бабушки, которые ублажают растущее ча­до, немедленно откликаясь на все его нуж­ды, растят инфантильное и весьма требова­тельное существо, целиком зависимое от своих «кормилиц».

Со временем их начинает тяготить вы­бранная роль, они мечтают увидеть своего выросшего ребенка самостоятельным и ус­пешным, но продолжают решать за него все жизненные проблемы, потому что он сам уже мало что может.

В заключение сформулируем


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: