Трансцендентность Бога

О Господь, наш Господь, нет никого, подобного Тебе, ни вверху - на небесах, ни внизу - на земле. Тебе принадлежат и величие, и достоинство. Все, что есть на небесах и на земле,- Твое; Твое царство, и Твоя сила, и Твоя слава во веки веков, о Боже, и Ты возвышаешься как глава над всем. Аминь.

 

Когда мы говорим о Боге как о существе трансцендентном (запредельный по отношению к какой-либо сфере или к миру в целом Прим. ред.), мы, конечно, имеем в виду, что Он возвышается над всей сотворенной Им Вселенной настолько высоко, что человек даже не может себе это представить.

Однако для того, чтобы правильно об этом рассуждать, мы должны иметь в виду, что слово "высоко" обозначает здесь не физическое расстояние от земли, а качество бытия. Нас интересует не место в пространстве, не сама по себе высота, а жизнь.

Бог есть Дух, и для Него величина и расстояние не имеют значения. Однако Бог постоянно употребляет эти понятия как аналогии и иллюстрации, чтобы сделать Себя доступным нашему ограниченному пониманию.

Слова Бога, которые мы находим в книге пророка Исаии: "Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий..." (Ис. 57, 15) - дают ясное представление о высоте, но это потому, что мы, обитающие в мире материи, пространства и времени, мыслим материальными категориями и можем понять абстрактные идеи только тогда, когда они так или иначе сравниваются с материальными предметами. Стараясь освободиться от тирании естественного мира, человеческое сердце должно научиться использовать возвышенный язык, которым пользуется Дух для нашего наставления. Именно Дух наделяет значимостью материю, и в конечном счете ничто не имеет никакой ценности без Духа.

От группы людей, пришедших полюбоваться красотой гор, отбилась маленькая девочка и потерялась. Тут же умонастроение этих людей изменилось. Восторженное восхищение величием природы уступило место отчаянию и страху за потерявшегося ребенка. Люди разбрелись по всему склону горы, с тревогой звали ребенка и тщательно осматривали каждый укромный уголок, где могла спрятаться малышка.

Чем вызвана эта внезапная перемена? Поросшая лесом гора по-прежнему возвышается до самых облаков в своей захватывающей дух красоте, но этой красоты теперь уже никто не замечает. Все внимание людей направлено на поиски маленькой кудрявой девочки. Хотя она еще совсем юная и очень маленькая, родителям и их друзьям она дороже, чем гигантская громада большой и древней горы, которой они восхищались всего лишь несколько минут назад. И такой взгляд разделили бы люди всего цивилизованного мира, ибо маленькая девочка может любить, смеяться, говорить и молиться, а гора не может. Качество бытия ребенка определяет его ценность.

И все-таки мы не должны сравнивать бытие Бога с чьим-либо другим бытием, подобно тому как мы только что сравнили ценность горы с ценностью ребенка. Мы не должны думать о Боге как о высочайшем в восходящем ряду существ, который начинается от одноклеточных, затем переходит к рыбам и птицам, затем к млекопитающим, затем к человеку, затем к Ангелу, затем к Херувиму и, наконец, к Богу. Это означало бы наделить Бога высоким, даже, пожалуй, очень высоким положением, но одного этого было бы недостаточно; мы должны говорить о Боге как о трансцендентном существе в самом полном смысле этого слова.

Бог навсегда отделен от всего мира, Он пребывает в свете, к которому нельзя приблизиться. Он настолько же выше Архангела, насколько выше гусеницы, ибо пропасть, отделяющая Архангела от гусеницы, конечна, а пропасть между Богом и Архангелом бесконечна. Гусеница и Архангел, хотя и далеко отстоят друг от друга в ряду сотворенных существ, все-таки имеют одно очевидное сходство: они оба сотворены. Они оба относятся к тому, что не является Богом, и отделены от Бога самой бесконечностью.

Желание молчать и сила, заставляющая произносить слова, всегда будут бороться друг с другом в сердце человека, который захочет говорить о Боге.

Как оскверненным смертным петь возможно
О милости Твоей и славе без конца?
Над нами н вышине - Твое подножье,
Лишь тени видим мы от Твоего лица…

Исаак Уоттс

Но мы знаем (и это служит для нас утешением), что именно Бог дает нашим сердцам желание искать Его, дает возможность в какой-то степени узнать Его и что Он рад даже самым незначительным нашим усилиям на пути познания Бога.

Если бы вдруг какой-нибудь святой, который провел много времени вдали от мира, в общении с Богом, вернулся к людям, погрязшим в заботах, какой бессмысленной показалась бы ему их бесконечная болтовня! Какими странными и пустыми показались бы ему скучные, избитые и бесполезные слова, которые можно услышать в среднестатистической проповеди, произносимой из недели в неделю! И если бы этот святой заговорил, то он обязательно говорил бы о Боге. И разве он восторженным описанием Божества не привел бы в восхищение своих слушателей? И, послушав его, разве мы согласились бы впоследствии слушать что-нибудь меньшее? Мы, конечно же, стали бы требовать от тех, кто учит нас, того, чтобы они говорили с нами с вершины Божественного видения или же совсем молчали!

Псалмопевец раскрыл нам психологию греха, сказав: "...нет страха Божия пред глазами его [беззаконника]" (Пс. 35, 2). Когда люди не боятся Бога, они, не колеблясь, нарушают Его законы. Страх перед последствиями не удаляет от греха, когда нет страха перед Богом.

В прежние времена о верующих людях говорили, что они "ходят в страхе Божьем" и "служат Господу со страхом". Каким бы близким ни было общение человека с Богом, какими бы смелыми ни были его молитвы, в основе его религиозной жизни лежало представление о Боге как о существе, вызывающем чувство благоговения и страха. Мысль о Боге, Который превыше всего и перед Которым Его рабы испытывают страх, красной нитью проходит через всю Библию. Этот страх перед Богом был чем-то большим, чем естественное понимание опасности; это был иррациональный страх, сильное осознание собственной неполноценности в присутствии всемогущего Бога.

Всякий раз, когда в библейские времена Бог являлся людям, они испытывали одно и то же - переполняющее душу ощущение страха и тревоги, щемящее чувство греховности и вины. Когда Бог заговорил с Авраамом, тот слушал Его распростершись на земле. Когда Моисей увидел Господа в горящем кусте, он в страхе закрыл лицо, не смея взглянуть на Бога. Когда Бог явился в видении пророку Исайи, это заставило его воскликнуть: "Горе мне!.." - и признаться: "...погиб я! ибо я человек с нечистыми устами..." (Ис. 6, 5).

Пожалуй, самой страшной и самой чудесной встреча с Богом была у пророка Даниила. Вот как он описывает это событие: "Тело его как топаз, лицо его как вид молнии; очи его как горящие светильники, руки его и ноги его по виду как блестящая медь, и глас речей его как голос множества людей. И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них, и они убежали, чтобы скрыться. И остался я один, и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости. И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лицо мое и лежал лицом к земле" (Дан. 10, 6-9).

Опыт этих людей показывает, что осознание Божественного превосходства быстро разрешает все противоречия между человеком и Богом. Желание бороться с Богом покидает человека, и он готов уже, подобно побежденному Савлу, смиренно спросить Бога: "Господи! что повелишь мне делать?" (Д. Ап. 9, 6). И напротив, самоуверенность современных христиан, легкомыслие, лежащее в основе столь многих наших религиозных собраний, шокирующее неуважение к личности Бога - в достаточной степени свидетельствует о слепоте сердца. Многие называют себя последователями Христа, немало говорят о Боге и даже иногда молятся Ему, но не знают, Кто Он такой. "Страх Господень - источник жизни..." (Притч. 14, 27) - говорил Соломон, но этот целительный страх едва ли можно найти сегодня у христиан.

Однажды в разговоре со своим другом Эккерманом поэт Гете затронул тему религии и заговорил о злоупотреблении Божественным именем. "Люди обращаются с Ним так,- сказал он,- будто это непостижимое и высочайшее Существо, Которое находится даже вне досягаемости мысли, является всего лишь равным им самим. Эти выражения: "Господь Бог", "дорогой Бог", "добрый Бог" - становятся для них, в особенности для служителей культа, которые каждый день не перестают повторять их, простыми фразами, ничего не значащими именами, которые не соотносятся ни с какой мыслью. Если бы эти люди находились под впечатлением от Божьего величия, они молчали бы, не желая назвать Его имя из чувства благоговения".

Господь бытия, Ты сидишь на престоле далеком,
А слава Твоя от светил льет лучистым потоком;
И центр, и душа каждой сферы - Ты Сам.
Как блинок Ты любящим, кротким сердцам!

Господь всякой жизни, бурлящей во всем мирозданье,
Тепло Твое - это любовь, свет Твой - правды сиянье;
Престол ослепителен Твой, но в мольбе
И отблеска славы не просим себе...

Оливер У. Холмс

Вездесущность Бога

Отец наш, мы знаем, что Ты - с нами, но наше знание - это только несовершенное изображение и тень истины, и в нем мало того духовного богатства и той внутренней красоты, которые должны быть у такого знания. Для нас это большая потеря и причина большой слабости нашего сердца. Помоги нам исправить нашу жизнь, чтобы мы могли сами почувствовать истинное значение слов: "В Твоем присутствии - полнота радости". Аминь.

 

Присутствовать - значит быть здесь, близко, рядом, а присутствовать везде - это вездесущность. Бог - повсюду, близко ко всему, рядом со всеми.

Мало таких истин в Священном Писании, которые были бы столь понятны, как учение о Божественной вездесущности. Слова Священного Писания, которые подтверждают эту истину, настолько ясны, что потребовались бы значительные усилия, чтобы неправильно понять их. В этих строках говорится, что Бог постоянно присутствует в Своем творении, что нет места ни на небе, ни на земле, ни в аду, где человек мог бы скрыться от Его присутствия. Священное Писание учит, что Бог одновременно и очень далеко, и совсем рядом и что лишь благодаря Ему люди живут, и движутся, и существуют. Эти строки заставляют нас признать вездесущность Бога и объясняют нам другие истины о Нем.

Например, в Священном Писании говорится, что Бог бесконечен. Это означает, что Его существование не знает границ.

Поэтому не может быть границ Его присутствию; Он вездесущ. В Своей бесконечности Бог окружает Свои конечные творения и держит их в Себе. Нет такого места, где что-то могло бы существовать без Его присутствия. Бог - это среда нашего обитания, как море для рыбы и как воздух для птицы. "Бог - над всем, писал Гильдеберт Лавардинский,- под всем, за пределами всего, внутри, но не в составе; вовне, но не за исключением; вверху, но не поднят вверх; внизу, но не опущен; полностью вверху, возглавляя; полностью внизу, поддерживая; полностью внутри, наполняя".

Вера в то, что Бог присутствует внутри Своей Вселенной, не может существовать в изоляции. Она имеет практическое применение во многих сферах богословской мысли и оказывает непосредственное влияние на некоторые религиозные проблемы, например на проблему природы этого мира. Мыслящие люди почти каждой эпохи и почти каждой культуры задумывались над вопросом о том, что же представляет собой этот мир. Материален ли только этот мир, существует ли он сам по себе, или же этот мир духовен и приводится в движение невидимыми силами? Можно ли найти объяснение всему внутри самой системы, в которой все взаимосвязано, или же разгадка навсегда останется за завесой тайны? Действительно ли поток существования всего начинается и заканчивается в самом себе? Или его источник выше холмов и находится где-то дальше, за холмами?

Христианское богословие утверждает, что у него есть ответ на эти вопросы. Оно не вдается в рассуждения и не высказывает субъективного мнения, но выдвигает в качестве авторитета слова: "Так говорит Господь". Оно с уверенностью настаивает на том, что мир происходит от Духа, проистекает из Духа, что он не имеет никакого значения в отрыве от Духа.

Божественная вездесущность - эта великая главная истина придает значение всем другим истинам и наделяет высшей ценностью всю короткую человеческую жизнь. Бог присутствует здесь. Он рядом с человеком, Он подле него, и этот Бог видит человека и знает его совершенно. С сознания этого начинается вера. Постепенно она может включить в себя тысячу других чудесных истин, и все эти истины будут восходить к той единственной, которая гласит: Бог есть, и Бог здесь.

В Послании к Евреям говорится: "...надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть..." (Евр. 11, 6). И Сам Христос сказал: "...веруйте в Бога..." (Иоан. 14, 1). А все то, что можно добавить к элементарной вере в Бога, является надстройкой, и, независимо от высот, до которых мы можем подняться, вся надстройка будет прочно стоять на этом первоначальном фундаменте.

Новый Завет учит, что Бог сотворил мир с помощью Логоса (то есть Слова), а Слово отождествляется со второй личностью Божества, которая присутствовала в мире еще до боговоплощения. Слово создало все и оставалось в Своих творениях, чтобы управлять ими и поддерживать их, и в то же время было моральным светом, позволяющим человеку отличать добро от зла. Вселенная действует как строго упорядоченная система не благодаря безличным законам, но благодаря творящему голосу Божественного присутствия - Логосу.

Каноник У. Дж. X. Холмс из Индии рассказывал о том, как молятся индусы: они стучат по деревьям и камням и, кланяясь, шепчут богу: "Здесь ли ты? Здесь ли ты?" - надеясь, что он обитает внутри этих деревьев и камней. Образованный христианин с полным спокойствием дает ответ на этот вопрос. Бог действительно там. Он там, и здесь, и повсюду; не только в дереве или в камне, но и в просторах Вселенной, близко ко всему, рядом с каждым и, благодаря Иисусу Христу, в любой момент доступен каждому любящему сердцу. Учение о Божественной вездесущности навеки решает этот вопрос.

Для убежденного христианина эта истина - источник великого утешения и величайшей уверенности, которая не зависит ни от каких жизненных обстоятельств. Для него практический смысл присутствия Бога состоит не в том, чтобы вообразить себе какое-то существо, мысленно поместить его куда-то и затем искать способы сделать его присутствие реальным, а в том, чтобы узнавать реальное присутствие Того, Который, согласно любому здравому богословскому учению, уже здесь и объективно существует независимо от того, признают Его существование те, кого Он создал, или нет. Результатом этой истины является опыт, который дается человеку не в видении, а в реальности.

Уверенность в том, что Бог всегда рядом с нами, что Он присутствует во всех частях Своего мира, что Он ближе к нам, чем наши мысли, может долго поддерживать нас в состоянии возвышенного душевного счастья. Но не всегда. Было бы нечестно обещать каждому верующему постоянную радость, и было бы нереалистично ожидать этого. Подобно тому как ребенок может плакать от боли даже на руках у своей матери, христианин может иногда страдать, даже сознавая, что он находится в присутствии Бога. Апостол Павел, хотя и говорил: "...мы всегда радуемся..." (2 Кор. 6, 10) - в то же время признавал, что иногда он был печален; а Христос ради нас много страдал, хотя и никогда не покидал "недра Отчего" (Иоан. 1, 18).

Но все будет хорошо. В таком мире, как наш, Христовы страдания производят лечебное действие. Целительный бальзам, изготовленный из покрова защищающего нас присутствия Божьего, врачует наши болезни до того, как они становятся неизлечимыми. Знание о том, что мы никогда не бываем одни, успокаивает бушующее море нашей жизни и приносит мир в наши души.

И Священное Писание, и рассудок говорят нам, что Бог здесь. Нам остается только научиться понимать это с помощью осознанного опыта. Предложение, взятое из письма доктора Аллена Флиса, обобщает свидетельства многих: "Знать, что Бог присутствует здесь,- это благословение, но чувствовать Его присутствие - это самое настоящее счастье".

Сущность Бог открыл Свою -
С трепетом пред Ним предстанем
И Его теперь восхвалим!

Есть у нас один лишь Бог;
Он - Спаситель человеков,
Славьте же Его вовеки!

С нами Сам Господь, наш Бог,-
Тот, Кому с благоговейьем
Служат Ангелы смиренно...

Герхард Терстеген

Верность Бога

Как приятно воздавать Тебе хвалу и славить Твое имя, о Всевышний, открывать для себя Твою любовь и доброту утром и Твою верность каждый вечер! Подобно тому как Твой Сын, будучи на земле, был верен Тебе, Небесному Отцу, так и сейчас, будучи на небесах, Он верен нам, Своим земным братьям, и на это мы будем искренне надеяться все грядущие годы и столетия. Аминь.

 

Как уже говорилось, атрибуты Бога - это не изолированные черты Его характера, а грани Его единого существа.

Для того чтобы правильно понимать атрибуты Бога, нам необходимо видеть их как единое целое. Мы можем думать о каждом свойстве Бога в отдельности, но их нельзя отделять друг от друга. "Все свойства Бога на самом деле не могут отличаться друг от друга по причине совершенной простоты Бога, хотя, говоря о Боге, мы описываем их по-разному и употребляем для этого разные слова,- говорит Николай Кузанский. - Поэтому, хотя мы говорим, что у Бога есть зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, сознание, рассудок, интеллект и так далее, в зависимости от различных значений каждого слова, в Нем зрение ничем не отличается от слуха, или от вкуса, или от обоняния, или от осязания, или от понимания. Поэтому говорят, что все богословие идет по кругу, так как любое из Его свойств подтверждается другим".

При изучении какого-либо атрибута Бога становится очевидным, что в сущности все Его атрибуты - единое целое.

Например, если Бог существует Сам по Себе, то, следовательно, Он и независим; если Он, будучи бесконечным, обладает могуществом, то это должно быть всемогущество. Если Он обладает знанием, то Его бесконечность убеждает нас в том, что Он обладает всем знанием. Точно так же Его неизменность предполагает Его верность. Если Он не изменяется, из этого следует, что Он не может быть неверен, поскольку для этого Ему нужно было бы измениться. Любой недостаток в Божественном характере предполагал бы несовершенство, а поскольку Бог совершенен, недостатка у Него просто не может быть. Следовательно, атрибуты объясняют друг друга и доказывают, что они всего лишь отблески абсолютно совершенного Божьего разума.

Все действия, совершаемые Богом, находятся в полном соответствии со всеми Его атрибутами. Ни одно из этих свойств не противоречит другому, но все они гармонично сочетаются друг с другом и соединяются в бесконечной бездне Божества. Все, что делает Бог, согласуется с тем, чем является Бог, в Нем существование и деяние - одно и то же. Очень часто, изображая Бога, люди пытаются отделить Его справедливость от Его милосердия, что полностью противоречит фактам. Подумать о Боге как о существе, которое склоняется сначала к одному из Своих свойств, а потом к другому,- значит представить Бога, неуверенного в Себе, бессильного и эмоционально неуравновешенного, и тогда это будет уже не истинный Бог, а всего лишь Его бледное отражение.

Бог не может перестать быть Тем, Кем Он является, и, следовательно. Он не может действовать так, чтобы Его дела противоречили Его характеру. Он одновременно и верен, и неизменен, поэтому все Его слова и дела должны и быть, и оставаться верными. Люди становятся неверными, уступая желанию, страху, слабости, из-за утраты интереса или под воздействием сильного влияния извне. Очевидно, что ни один из этих факторов никак не может влиять на Бога. Он Сам - Своя собственная причина всего того, чем Он является и что делает. Его не могут ни к чему принудить внешние обстоятельства, Он всегда говорит и действует от имени Самого Себя, по Своей собственной суверенной воле, так, как считает нужным.

Я думаю, можно было бы доказать, что почти каждая ересь, от которой церковь страдала на протяжении всего времени своего существования, являлась результатом неверного представления о Боге или стремления придать слишком большое значение чему-то верному, скрывая при этом нечто другое, столь же верное. Гиперболизировать одно свойство Бога и полностью исключить другое - это прямой путь к одному из угрюмых болот богословия; и все-таки мы постоянно подвергаемся соблазну делать это.

Например, Библия учит, что Бог есть любовь; некоторые настолько акцентируют на этом свое внимание, что полностью отрицают Его справедливость, о которой в Библии тоже говорится. Другие делают такой упор на библейскую истину о доброте Бога, что их учение начинает противоречить истине о Его святости. Иные отменяют Его праведность посредством возвеличивания Его сострадательности. А некоторые понимают верховную власть Бога так, что полностью игнорируют или, по крайней мере, значительно преуменьшают Его доброту и любовь.

Мы сможем правильно понимать истину только в том случае, если поверим всему, что сказал Бог о Самом Себе. Человек берет на себя слишком большую ответственность, когда пытается лишить Бога тех черт, которые по своему неведению не может принять, несмотря на то что они явлены в Божественном откровении. Наверняка, каждый из нас, у кого хватит дерзости попытаться сделать это, окажется в темноте. А делать это вовсе незачем.

Нам не нужно бояться оставлять правду такой, как она описана. Между атрибутами Бога нет противоречий. Существо Бога едино. Он не может разделиться на части и в какое-то определенное время действовать исходя только из одного Своего свойства и при этом оставляя в бездействии другие Свои свойства. Все, чем является Бог, должно согласовываться со всем, что Он делает. В милосердии должна присутствовать справедливость, а в осуждении - любовь. И так со всеми атрибутами Бога.

Верность Бога - это один из исходных факторов нормального христианского богословия, а для верующего человека, осознавшего это Божественное свойство, верность становится пищей для души. Ибо Священное Писание не только учит истине, но также показывает человечеству, как эту истину следует применять. Авторы Священного Писания, получившие вдохновение от Бога, были обычными людьми и жили обычной жизнью. То, что они узнали о Боге, стало для них мечом, щитом и молотом; это знание стало мотивацией их жизни, их доброй надеждой и искренним ожиданием. Из объективных факторов богословия их сердца сделали много радостных выводов и тысячи раз применили их к себе! Книга псалмов передает радостные слова благодарности Богу за Его верность. Новый Завет подхватывает эту тему и восхваляет верность друг другу Бога Отца и Его Сына Иисуса Христа; а в Откровении Иоанна Богослова мы видим триумфальное шествие Христа на белом коне, и там Он назван Верным и Истинным.

В христианских песнопениях также воспеваются атрибуты Бога, и среди них - Божественная верность. Эти свойства стали источником, из которого потекли реки радостных мелодий. Например, в старинном сборнике песнопений, изданном в 1849 году, над каждой песней вместо названия набрано курсивом одно из выражений: "Славное совершенство Бога", "Мудрость, величие, доброта", "Всеведение", "Всемогущество и неизменность", "Слава, милосердие и благоволение". С рождением Церкви Христовой пробился и поток духовных песен. Начиная с того периода вера в совершенство Бога вызывала у верующих радостную уверенность и желание петь.

На верности Бога основывается наша надежда на благословения в будущем. Только потому, что Он верен, сохраняется Его завет и будут исполнены Его обещания. Только потому, что Он верен и мы твердо знаем это, мы можем спокойно жить и с уверенностью ожидать вечной жизни.

Каждое сердце может применить эту истину к себе, учитывая свои собственные нужды. Искушаемые, беспокоящиеся, боязливые, отчаявшиеся - все могут обрести надежду и ободриться, узнав, что наш Небесный Отец верен нам. Он всегда будет верен слову, которое дал. Страдающие под тяжестью невзгод сыны завета могут быть уверены в том, что Бог никогда не лишит их Своей любви и доброты и что Он никогда не перестанет быть им верным.

Блажен тот муж, кто возложил свои надежды
На Бога, сотворившего небес безбрежность,
Моря и землю, жизнь, что их без меры полнит.
Творца не пошатнется истина святая,
Спасает угнетенных, бедных Он питает -
Все то, что обещал, до йоты Он исполнит...

Исаак Уоттс

Доброта Бога

О Господь, делай нам добро по Своему благоволению! Не по делам нашим воздавай нам, а действуй так, как это подобает Богу, Которым Ты являешься. Тогда нам нечего будет бояться ни в этом мире, ни в будущем. Аминь.

 

Слово "добрый" включает в себя столь многое, что краткое исследование Божественной доброты придется начать с определения. Понять значение этого слова можно лишь используя большое количество синонимов, уходя и вновь возвращаясь различными путями к одному и тому же.

Когда христианское богословие говорит, что Бог добр, оно говорит нечто иное, чем то, что Он праведен или свят. Святость Бога громко прославляется на небесах, и эхо этого прославления - голоса святых и мудрецов на земле, раздающиеся всякий раз, когда Бог являет Себя людям; однако сейчас мы рассматриваем не Его святость, но Его доброту, а это нечто совсем иное.

Доброта Бога - это то, что располагает Его быть радушным, благожелательным и исполненным доброй воли по отношению к людям. Сердце Его излучает нежность и живое сочувствие, и Его отношение ко всем моральным существам неизменно остается открытым, искренним и дружеским. По природе Своей Бог склонен давать людям блаженство, и Он получает святое удовольствие от счастья Своего народа.

На каждой странице Библии прямо или косвенно говорится о том, что Бог добр, и это следует принять как составную часть веры, такой же непоколебимой, как и престол Бога. Доброта Божья - краеугольный камень всякой нормальной мысли о Боге и необходимое условие нравственного здоровья. Допустить, что Бог может быть недобрым,- значит отрицать всякое нравственное суждение. Если Бог не является добрым, то не может быть различия между добротой и жестокостью и небеса могут быть адом, а ад - небесами.

Доброта Бога - это механизм, приводящий в действие все те благословения, которые Он ежедневно нам посылает. Бог создал нас, потому что у Него доброе сердце, и по той же причине Он искупил наши грехи.

Юлиана Норвичская ясно видела, что основа всякого блаженства - доброта Бога. Шестая глава ее невероятно прекрасной и проникновенной книги "Откровения Божественной любви" начинается словами: "Это было показано для того, чтобы научить наши души мудро прокладывать себе путь к доброте Бога". Затем она перечисляет несколько великих дел, сделанных ради нас Богом, и после описания каждого из этих дел добавляет: "По Своей доброте". Она видела, что вся наша религиозная деятельность и все способы проявления милосердия, какими бы правильными и полезными они ни были,- ничто до тех пор, пока мы не поймем, что за всеми делами Бога стоит Его непринужденная доброта, которую Он проявляет по отношению к людям вне зависимости от их заслуг.

Божественная доброта, как одно из свойств Бога, не имеет другой причины, кроме Самого Бога; она бесконечна, совершенна и вечна. Поскольку Бог неизменен, Он никогда не изменяет степени Своей любви и доброты. Он никогда не был более добрым, чем сейчас, и никогда не будет менее добрым, чем сейчас. Он проявляет уважение не к отдельным только личностям, но заставляет солнце светить и злым, и добрым и посылает дождь на праведных и неправедных. Причина Его доброты - в Нем Самом; те, кто получают Его доброту, получают Его благодеяния независимо от своих заслуг и независимо от того, как они воздают Ему за Его доброту.

Рассудок соглашается с этим, равно и нравственная мудрость, которая признает, что причина Его доброты - не в человеческом поведении, даже если это поведение самое лучшее и самое безупречное. В основе наших ожиданий - лишь доброта Бога. Покаяние, хотя оно и необходимо, является не заслугой человека, а лишь условием принятия милостивого дара прощения, который Бог дает по Своей доброте. Молитва сама по себе не является заслугой. Она не обязывает Бога ни к чему и не оставляет Его ни перед кем в долгу. Он слышит молитву потому, что Он добр, и ни по какой иной причине. Также и вера не заслуга человека; это просто доверие доброте Бога, а отсутствие доверия - это порицание святого характера Бога.

Все взгляды людей на мир могли бы измениться, если бы люди поверили, что живут под дружественным небом и что Бог на небесах, хотя и высок в Своем могуществе и Своем величии, очень хочет быть нашим другом.

Но грех сделал нас робкими и застенчивыми, и в этом нет ничего удивительного. Годы бунта против Бога породили в нас страх, который не преодолеть за один день. Арестованный бунтарь добровольно не входит в присутствие Царя, Которого он долго и безуспешно пытался свергнуть. Но если он действительно раскаялся, он может подойти, доверяя только любви и доброте своего Господа, и его не обвинят в том, что он совершил в прошлом. Когда мы возвращаемся к Богу, Он не обвиняет нас в грехах, даже если количество наших грехов столь же велико, как и численность всего человечества. Бог относится к нам с таким доверием, будто мы никогда не грешили.

Человек, который, несмотря на свои прошлые грехи, искренне хочет помириться с Богом, возможно, спросит с осторожностью: "Если я приду к Богу, как Он отнесется ко мне? В каком Он будет настроении? Каким я Его увижу?"

Бог будет точно таким, как Иисус. "Видевший Меня,- сказал Иисус,- видел Отца..." (Иоан. 14, 9). Христос ходил по земле вместе с людьми, чтобы показать им, каков Бог, и чтобы раскрыть истинную природу Бога человечеству, которое имело о Нем неправильное представление. Это было лишь одно из тех дел, которые Иисус сделал, будучи во плоти, но Он сделал это с чудесным совершенством.

От Иисуса мы узнали, как Бог относится к людям. Лицемеры, неискренние по своей сути, увидят Его хладнокровным и отчужденным, каким они увидели когда-то Иисуса; но те, кто покается, увидят Его милосердным; те, кто осуждает себя, увидят Его великодушным и добрым. Для несмелых Он приветлив, для нищих духом - снисходителен, для незнающих - тактичен, для слабых - нежен, для чужестранцев - гостеприимен.

По нашему личному отношению к Нему мы можем определить, как Он примет нас. Хотя доброта Бога бесконечна и подобна гигантскому потоку радушия, Бог не будет навязывать нам Свое внимание. Если мы хотим быть так же хорошо принятыми, как был принят блудный сын, то должны прийти так, как пришел он; а когда мы придем так же, как он, когда Отец снова прижмет Свое дитя к Своему сердцу, то пусть за дверями сердятся фарисеи и законники, в доме будет праздник в честь нашего возвращения, будет музыка и веселье.

Величие Бога вызывает в нас страх, но Его доброта дает нам возможность не бояться Его. Испытывать страх и не бояться - таков парадокс веры.

О Боже, мой покой на небесах!
В Тебе одном все мое счастье,
Ты безответной просьбу не оставь,
Ко мне яви Свое участье.
Свое лицо мне покажи,
Сиянье вечных дней яви.
Так пусть же Твоя милость, доброта
Пройдет перед глазами веры;
Твое лицо хочу я увидать,
Ведь доброта Твоя безмерна.
С моей душой поговори,
Поведай о Своей любви...

Чарлз Уэсли

Справедливость Бога

Отец наш, мы любим Тебя за Твою справедливость. Мы признаем, что Твои суждения полностью истинны и праведны. Твоя справедливость поддерживает порядок во Вселенной и гарантирует безопасность всем, кто доверяет Тебе. Мы живем, потому что Ты справедлив и милосерден.

Свят, свят, свят Господь Бог всемогущий, праведный во всех Своих путях и святой во всех Своих делах! Аминь.

 

В написанном по Божьему вдохновению Священном Писании слова "справедливость" и "праведность" очень мало отличаются друг от друга. Одно и то же слово оригинала переведено на английский и как "справедливость", и как "праведность" (пожалуй, можно заподозрить, что это произошло по прихоти переводчика).

В Ветхом Завете справедливость Бога выражена ясным, богатым языком, и так прекрасно, как нигде более во всей мировой литературе. Когда было объявлено о разрушении Содома, Авраам заступился за живших в нем праведников, зная, что Бог в этой чрезвычайной для людей ситуации будет действовать так, как Ему присуще: "Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?" (Быт. 18, 25).

Авторы псалмов и пророки Израиля представляли себе Бога как всемогущего правителя, возвышенного и справедливого: "Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его" (Пс. 96, 2). О долгожданном Мессии было предсказано, что Он будет судить людей праведно и к бедным будет справедлив. Святые мужи, исполненные нежности и сочувствия к другим людям, возмущаясь несправедливостью мирских правителей, молились: "Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым. Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?" (Пс. 93, 1-3). Эти слова следует понимать не как мольбу об отмщении за личную обиду, но как желание увидеть, что моральная справедливость торжествует в человеческом обществе.

Такие люди, как Давид и Даниил, признавали себя неправедными, видя праведность Бога, поэтому их покаянные молитвы обретали великую силу и действенность. "У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд..." (Дан. 9, 7). А когда в видении Иоанна долго не наступавший суд Божий начал наконец постигать мир, апостол увидел победоносных святых, стоявших на поверхности моря из стекла, смешанного с огнем. В руках они держали Божьи арфы; песнь, которую они пели, была песнью Моисея и Агнца, и темой этой песни была Божественная справедливость: "Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои" (Откр. 15, 3-4).

Справедливость воплощает в себе идею морального равенства. А неравенство есть отсутствие равенства в человеческих мыслях и делах. Суд - это применение справедливости и равенства по отношению к моральным ситуациям, и этот суд может быть благосклонным или неблагосклонным к подсудимому в зависимости от того, справедлив или несправедлив был подсудимый в своем сердце и в своем поведении.

Иногда люди говорят: "Справедливость требует, чтобы Бог сделал это", словно они знают намерения Бога. Это ошибка и в мыслях, и в словах, ибо здесь выдвигается принцип справедливости, не зависящей от Бога, справедливости, которая заставляет Бога вести Себя определенным образом. Конечно, такого принципа не существует. Если бы он существовал, то был бы выше Бога, ибо только высшая власть может требовать повиновения. Истина в том, что нет и никогда не будет ничего за пределами природы Бога, что могло бы повлиять на Него хотя бы в малейшей степени. Все Божьи помыслы проистекают из Его несотворенной сущности. Ничто не вошло в существо Бога из вечности, ничто из Него не было взято, и ничто в Нем не было изменено.

Справедливость применительно к Богу - это название, которое мы даем тому, что есть Бог, и не более того; и когда Бог действует справедливо, Он делает это не для того, чтобы соответствовать какому-то независимому критерию, а просто поступает так, как Он поступил бы в данной ситуации.

Подобно тому как золото само по себе является химическим элементом и никогда не может ни изменяться, ни идти на компромисс, а всегда и всюду остается золотом, где бы его ни находили, так и Бог есть Бог, всегда единственный, во всей полноте Своего существа, и Он никогда не может быть кем-то, кроме Самого Себя. Все во Вселенной хорошо настолько, насколько оно соответствует природе Бога, и настолько плохо, насколько не соответствует ей. Бог Сам является Своим собственным независимым принципом моральной справедливости, и, когда Он выносит приговор нечестивым и вознаграждает праведных, Он просто действует, исходя из Своих внутренних побуждений, подчиняясь только Самому Себе.

Все это, кажется (но только кажется!), разрушает надежду на оправдание вернувшегося к Богу грешника. Архиепископ Кентерберийский Ансельм искал разрешения этого кажущегося противоречия между справедливостью и милостью Бога. "Как Ты щадишь злых,- спрашивал он у Бога,- если Ты полностью справедлив и архисправедлив?" В поисках ответа он посмотрел на Бога, ибо знал, что ответ - в том, что есть Бог. Ответ, который получил святой Ансельм, можно перефразировать следующим образом: существо Бога едино; оно не состоит из гармонично взаимодействующих частей, а просто едино. В Его справедливости нет ничего такого, что препятствовало бы действию Его милости. Думать о Боге как о некоем добром судье, вынужденном соблюдать закон, со слезами и с извинениями приговаривающем человека к смертной казни,- значит думать о том, что недостойно истинного Бога. Бог никогда не противоречит Сам Себе. Ни одно из свойств Бога не находится в противоречии с каким-либо другим Его свойством.

Сочувствие Бога проистекает из Его доброты, а доброта без справедливости - это не доброта. Бог щадит нас, потому что Он добр, но Он не мог бы быть добрым, если бы не был справедливым. Святой Ансельм приходит к выводу, что Бог наказывает нечестивых только потому, что они заслужили это; а щадит нечестивых только потому, что Он добр. Таким образом, Бог делает то, что приличествует Ему как сверхдоброму Богу. В этом причина Божьих действий, и понять ее может человек лишь после того, как поверит Богу.

Христианское учение об искуплении грехов более просто объясняет, как Бог может быть справедливым и все-таки оправдывать несправедливых. Именно благодаря искупительной жертве Христа справедливость не попирается, а, наоборот, соблюдается, когда Бог щадит грешника. Богословие учит, что милосердие не будет эффективным до тех пор, пока справедливость не сделает свое дело. Справедливое наказание за грех было осуществлено, когда Христос умер вместо нас на кресте. Для мирского человека это событие может ничего не значить, однако у верующего оно вызывает радость. Миллионы людей морально и духовно преобразились благодаря этой вести, прожили жизнь, исполненную великой нравственной силы, и спокойно умерли, доверяя этой вести.

Весть о совершившемся правосудии и действующем милосердии - не просто приятная богословская теория; она объявляет о событии, которое стало необходимым потому, что человечество в нем глубоко нуждалось. Из-за нашего греха нам всем был вынесен смертный приговор. Когда бесконечная справедливость столкнулась с нашей хронической и умышленной несправедливостью, между ними вспыхнула жесточайшая война, война, которую выиграл Бог и которую Он должен был выиграть. Но когда кающийся грешник устремляется к Христу в поисках спасения, ситуация изменяется на противоположную. Справедливость сталкивается с изменившейся ситуацией и объявляет верующего человека справедливым. Таким образом, справедливость на самом деле переходит на сторону доверяющих Богу людей. В этом и заключается значение дерзновенных слов апостола Иоанна: "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Иоан. 1, 9).

Божья справедливость всегда будет направлена против грешника. Смутная и призрачная надежда на то, что Бог слишком добр, чтобы наказывать безбожников, стала смертельным наркотиком для совести миллионов людей. Эта надежда заглушает их страхи и позволяет им ради собственного удовольствия совершать любую несправедливость, а на призыв к покаянию не обращать внимания, в то время как смерть приближается к ним с каждым днем. Если мы на самом деле ответственные и нравственные существа, то мы не посмеем так легкомысленно относиться к нашему вечному будущему.

Правда Твоя, Иисус, Твоя Кровь
Мне даровали прекрасный покров;
Средь всех миров в этих славных одеждах
Голову я поднимаю с надеждой.

Смело я буду стоять в день святой -
Кто обвинит меня перед Тобой?
Мир и прощенье даны навсегда мне,
Страх не гнетет, нет вины и терзаний...

Н. Л. фон Цинцендорф

Милосердие Бога

Святой Отец, Твоя мудрость приводит нас в восхищение, Твое могущество наполняет нас страхом, Твоя вездесущность превращает каждый клочок земли в святое место. Как нам в достаточной мере отблагодарить Тебя за Твое милосердие, которое снисходит до наших самых глубоких нужд, чтобы дать нам красоту вместо пепла, бальзам радости вместо траура, вместо уныния - одежду хвалы? Мы благословляем и прославляем Твое милосердие благодаря Иисусу Христу, нашему Господу. Аминь.

 

Когда мы, сыны тьмы, очищенные Кровью вечного завета, достигнем наконец Отчего дома, который во свете, у наших арф будут тысячи струн, но лучше всех зазвучат те из них, которые будут настроены восхвалять совершенное милосердие Бога.

Ибо по какому праву мы будем там? Разве мы, с нашими грехами, не принимали участия в нечестивом бунте, опрометчиво пытаясь свергнуть с престола славного Царя творения? И разве в прошлом мы не ходили мирскими путями, повинуясь воле лукавого, царствующего в мире,- духа, который действует ныне в сынах противления? И разве не жили мы некогда в похотях нашей плоти? И разве по своей природе мы не такие же чада гнева, как и прочие люди?

И все же, несмотря на это, мы, бывшие некогда врагами и чужими Богу, однажды предстанем перед Ним, и на нашем челе будет Его имя. Мы, заслужившие изгнание, будем наслаждаться общением с Богом; мы, заслужившие мучения ада, будем наслаждаться блаженством небес. И все это благодаря чуткому Божьему милосердию, с помощью которого нас осенила небесная заря.

Боже мой, когда все Твое милосердие
Обозрит воспарившая в небо душа,
Восторгаясь, я буду смотреть с изумленьем
И звучать Тебе будет вовеки хвала...

Джозеф Эддисон

Милосердие - это атрибут Бога, это бесконечная и неисчерпаемая энергия внутри Божественной природы, располагающая Бога к активному сочувствию. И в Ветхом, и в Новом Завете провозглашается милосердие Бога, но в Ветхом Завете о нем говорится в четыре с лишним раза больше, чем в Новом.

Мы должны навсегда изгнать из наших умов общепринятое, но ошибочное представление о том, что справедливость и праведный суд характерны для Бога Израиля, в то время как милосердие и благосклонность характерны для Господа Церкви. На самом деле в вопросах милосердия и справедливости нет принципиального различия между Ветхим Заветом и Новым. В Новом Завете более полно раскрывается истина об искуплении грехов, по в обеих частях Священного Писания говорит один и тот же Бог, и то, что Он говорит, согласуется с тем, чем Он является.

Где бы и когда бы Бог ни появлялся перед людьми, Он действует согласно Своей сущности. Будь то в Эдемском саду или в Гефсиманском, Бог одинаково милосерден и справедлив. Он всегда был милосерден по отношению к человечеству и всегда будет справедлив, проявляя милосердие. Таковым Он был до всемирного потопа, таковым Он оставался и тогда, когда Христос жил на земле; таковым Он является сейчас и будет таковым всегда только по той причине, что Он - Бог.

Если бы мы могли помнить, что Божественное милосердие - это не временное настроение, а свойство вечного Бога, мы не боялись бы, что когда-нибудь это милосердие прекратится. Милосердие никогда не началось, оно существовало вечно, и оно никогда не прекратится. Оно никогда не возрастет, поскольку оно само по себе бесконечно; и оно никогда не уменьшится, потому что бесконечное не может уменьшаться. Ничто из того, что произошло или произойдет на небе, или на земле, или в аду, не может изменить чуткое милосердие нашего Бога. Его милосердие остается вечным. Это бесконечная, несметная, необъятная Божественная жалость и Божественное сочувствие.

Суд - это Божья справедливость, предстающая перед моральной несправедливостью, а милосердие - это милость Бога, предстающая перед страданием и виной людей. Если бы в мире не было вины, боли и слез, Бог все равно был бы бесконечно милосерден, но тогда Его милосердие могло бы оставаться скрытым в Его сердце и неизвестным сотворенной Им Вселенной. Не раздалось бы ни одного голоса, прославляющего милосердие, в котором не было бы нужды. Божье милосердие вызывают человеческие несчастья и человеческие грехи.

"Господи, помилуй! Иисус Христос, помилуй!" - умоляет церковь на протяжении столетий; но, если я не ошибаюсь, в этой мольбе слышится нота печали и отчаяния. Умоляющий крик, так часто повторяемый таким тоном, будто молящиеся уже смирились со всеми обстоятельствами и впали в уныние, заставляет подумать, что они молят о даре, который на самом деле никогда не ожидают получить. Церковь может с сознанием выполненного долга воспевать величие Бога и несчетное число раз читать символ веры, но в ее мольбе о милосердии так мало надежды, что кажется, будто милосердие - это небесный дар, о котором можно только мечтать и которым никогда нельзя воспользоваться.

Почему мы не можем постичь чистую радость лично испытанного милосердия Божьего? Может, причиной этого является наше неверие? А может, наше незнание? А может, и то и другое? Когда-то именно неверие и незнание были причиной того, что народ израильский не воспринял Божье милосердие. "Ибо свидетельствую им,- говорил апостол Павел,- что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению" (Рим. 10, 2). Народ израильский не постиг Бога. Об этом народе, находившемся в пустыне, автор Послания к Евреям говорит: "...но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших" (Евр. 4, 2). Для того чтобы принять милосердие, мы должны знать, что Бог милосерден, и верить в это милосердие. И недостаточно верить, что когда-то Бог явил Свою милость Ною, Аврааму и Давиду и что когда-нибудь, в будущем, Он вновь явит Свое милосердие. Мы должны верить, что милосердие Бога беспредельно, свободно и доступно нам через Иисуса Христа сейчас, в нашей теперешней ситуации.

Можно всю жизнь молить Бога о милосердии, слабо надеясь на то, что когда-то, в конце жизни, мы это милосердие получим. Это то же самое, что дать в своем сердце место робости и неверию и умирать от голода рядом с залом, где идет пир, на который нас радушно пригласили. Мы можем войти в зал, доверившись милосердию Божьему, и насыщаться приготовленными яствами вместе со всеми алчущими и жаждущими.

Вставай, душа, вставай,
Вины отбрось свой страх:
Заступника Христа
Струится кровь из ран.
Мой Поручитель пред престолом,
Записан я в Его ладонях.

Я с Богом примирен;
Прощенья слышен глас:
Назвал меня Своим -
И страх в душе угас.
К Нему с доверьем приближаюсь
И "Авва, Отче" я взываю...

Чарлз Уэсли

Благодать Бога

Бог всякой благодати, мысли Которого о нас всегда исполнены добра, а не зла! Дай нам сердце, способное верить, что мы приняты Возлюбленным: дай нам разум, способный восхищаться совершенством мудрости, которая нашла способ сохранить в целостности небеса и все же принять там нас. Мы удивляемся и изумляемся, что Ты, такой святой и устрашающий, пригласил нас на Свой пир и сделал так, чтобы Твоя любовь, словно знамя, развевалась над нами. Мы не в состоянии выразить благодарность, которую испытываем, но загляни в наши сердца и прочти эту благодарность там. Аминь.

 

В Боге милосердие и благодать едины; но, когда они достигают нас, мы видим их как два свойства, которые связаны друг с другом, но не идентичны.

Милосердие - это доброта Бога, которая относится к страданиям человека и его вине; благодать - это Его доброта, направленная на человеческие долги и недостатки. Именно благодаря Своей благодати Бог устанавливает заслуги там, где прежде их не было, и заявляет, что нет долга там, где он прежде был.

Благодать - это добрая воля Бога, которая позволяет Ему давать блага тем, кто их не заслуживает. Этот независимый принцип, с самого начала существующий в Божественной природе, проявляется как предрасположенность жалеть несчастных, щадить виновных, радушно принимать отверженных и быть благожелательным к тем, кто подвергался справедливому осуждению. Благодаря действию этого принципа мы, грешные люди, получаем спасение и возможность быть на небесах и видим величайшие богатства Божьей благости в Иисусе Христе.

Мы получаем преимущества навеки потому, что Бог есть Тот, Кто Он есть. Поэтому Он помогает нам поднимать голову в нашей тюрьме, меняет наши арестантские халаты на царские одежды и дает нам возможность всю жизнь вкушать хлеб в Его присутствии.

Благодать проистекает из самой глубины Божьего сердца, из вызывающей благоговение непостижимой бездны Его святого существа. Канал, по которому Божья благодать приходит к людям,- это Иисус Христос, распятый и воскресший. Апостол Павел, который больше всех авторов Писания говорил о Божьей благодати и искуплении грехов, никогда не отделял Божью благодать от распятого Сына Божьего. В его учении они упоминаются вместе, в органичном единстве и неотделимо друг от друга. Наиболее полно и точно сформулирована эта тема в его Послании к Ефесянам: "...предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, но благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, но богатству благодати Его" (Еф. 1, 5-7).

Также и Иоанн в своем Евангелии описывает Иисуса Христа как посредника, через которого Божья благодать достигает человечества: "Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа" (Иоан. 1, 17). Но именно здесь легко сбиться с пути и уйти далеко от истины; некоторые люди так и сделали. Основываясь только на этом стихе вне его связи с другими частями Священного Писания, в котором излагается учение о Божьей благодати, они сделали вывод, что Моисей знал только закон, а Христос знает только благодать. Таким образом они представили Ветхий Завет как книгу закона, а Новый Завет - как книгу Божьей благодати. Но истина совсем в ином.

Закон был дан людям через Моисея, но происходил он не от Моисея. Он существовал в сердце Бога еще до того, как был сотворен мир. На горе Синай он стал сводом законов для израильского народа, но нравственные принципы, изложенные в нем, вечны. Никогда не было такого времени, когда закон не представлял бы волю Бога для человечества, и никогда не было такого времени, когда нарушение закона не влекло бы за собой наказания, хотя Бог весьма терпелив и не всегда строго наказывал за злые дела, совершаемые по неведению. Убедительные аргументы апостола Павла, изложенные в третьей и пятой главах Послания к Римлянам, проясняют этот вопрос. Источник христианской морали - любовь Христа, а не закон Моисея; и все же принципы морали, содержащиеся в законе, не были упразднены. Не существует никакого привилегированного класса, свободного от соблюдения праведности, предписанной законом.

Действительно, Ветхий Завет - книга закона, но не только закона. Перед всемирным потопом Ной "обрел благодать пред очами Господа" (Быт. 6, 8), а после дарования закона Бог сказал Моисею: "...ты приобрел благоволение в очах Моих..." (Исх. 33, 17). Да и разве может быть иначе? Бог всегда будет Самим Собой, а благодать - свойство Его святого существа. Он может скрывать Свою благодать не более, чем солнце может скрывать свой яркий свет. Люди могут бежать от солнечного света во тьму и в уходящие в глубь земли пещеры, туда, где затхлый воздух и где стены покрыты плесенью, но эти люди не могут погасить солнце. Точно так люди могут, считая себя свободными от тех или иных обязательств, игнорировать благодать Бога, но они не могут уничтожить ее.

Если бы времена Ветхого Завета были временами сурового, непреклонного закона и ничего больше, то окраска раннего периода библейской истории была бы менее яркой, чем та, которую мы видим. Не было бы Авраама - друга Божьего; не было бы Давида - человека по сердцу Божьему; не было бы ни Самуила, ни Исаии, ни Даниила. Одиннадцатая глава Послания к Евреям, в которой подчеркивается духовное величие Ветхого Завета, осталась бы непонятной и ненужной. Благодать Божья делала святость возможной во времена Ветхого Завета так же, как и сегодня.

Никто еще не был спасен иначе, как по благодати Божьей, начиная от Авеля и до настоящего времени. С тех пор как человечество было изгнано из Эдемского сада, никто еще не снискал расположения Бога иначе, как по причине Его доброты. И где бы ни находила человека благодать Божья, это всегда происходило через Иисуса Христа.

Благодать Божья действительно произошла через Иисуса Христа, но ей не нужно было ждать Его рождения в яслях или Его смерти на кресте, так как она действовала и до этого. Христос - Агнец, предназначенный для заклания еще прежде сотворения мира. Первый человек в истории, примирившийся с Богом, сделал это через веру в Христа. В прежние времена люди жили в ожидании искупительной деятельности Христа; теперь же, когда это событие совершилось, люди постоянно возвращаются к нему, но как тогда, так и теперь они приходят к Богу по Его милости, через веру.

Нам также следует иметь в виду, что благодать Бога бесконечна и вечна. У нее не было начала и не будет конца; будучи свойством Бога, она безгранична, как сама бесконечность.

Вместо того чтобы пытаться понять это как богословскую истину, лучше и проще было бы сравнить Божью благодать с нашей нуждой в ней. Мы никогда не узнаем, насколько велик наш грех, и в этом нет необходимости. Но мы должны хорошо уяснить для себя следующее: "Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать" (Рим. 5, 20).

Умножить грех - вот самое плохое, что мы могли и можем сделать. Слово "умножить" указывает на предел наших ограниченных способностей; и хотя мы чувствуем, что наши пороки поднимаются над нами, словно гора, все-таки гора имеет определенные границы: она имеет определенную ширину, определенную высоту, определенный вес. Но кто сможет определить безграничную благодать Бога? Она "преизобилует", уводя наши мысли в бесконечность и оставляя их там. Хвала Богу за Его великую и неизреченную благодать!

Мы, чувствующие себя разлученными с Богом, можем теперь поднять опущенную голову и посмотреть вверх. Благодаря искупившей наши грехи смерти Христа причины нашего изгнания из рая больше не существует. Мы можем вернуться, подобно блудному сыну, и нас встретят с радостью. Когда мы приближаемся к Эдемскому саду, который был нашим домом до грехопадения, пылающий меч убирают. Хранитель древа жизни отходит в сторону, когда видит, что приближается сын благодати.

Любовь Бога

Отец наш Небесный, мы, дети Твои, часто бываем обеспокоены нашими мыслями, слыша внутри себя одновременно и подтверждение веры, и упреки совести. Мы уверены, что в нас. нет ничего, что могло бы привлечь любовь такого святого, как Ты. И все-таки Ты объявил о Своей неизменной любви к нам во Христе Иисусе. Ничто в нас не может привлечь Твою любовь, и вместе с тем ничто во Вселенной не может помешать Тебе любить нас.

Твоя любовь не имеет причины в нас, мы не заслужили Твоей любви. Ты Сам - причина той любви, которой любишь нас. Помоги нам поверить в силу и вечность этой любви, которая нашла нас. Тогда любовь отбросит в сторону страх, и в наших обеспокоенных сердцах установится мир, и мы будем верить в Тебя такого, каким Ты явил Себя. Аминь.

 

Апостол Иоанн по вдохновению Святого Духа написал: "Бог есть любовь", и некоторые воспринимали и воспринимают эти слова как определение сущности Бога. Это большая ошибка. Иоанн с помощью этих слов констатировал факт, но не предлагал никакого определения.

Отождествлять любовь с Богом - это серьезная ошибка, которая способствовала возникновению значительной части нездоровой религиозной философии и целого потока пустой поэзии, совершенно несовместимой со Священным Писанием и не имеющей ничего общего с историческим христианством.

Если бы апостол сказал, что любовь - это то, что есть Бог, то нам бы пришлось допустить, что Бог - это то, что есть любовь. Если Бог в буквальном смысле есть любовь, то любовь в буквальном смысле есть Бог, и тогда мы обязаны молиться любви как единственному Богу. Если любовь тождественна Богу, то Бог тождествен любви и Бог и любовь идентичны. Таким образом мы разрушаем концепцию личности Бога и полностью отрицаем все Его атрибуты, кроме одного, и этот один атрибут мы выдвигаем в качестве заменителя Бога. Тот бог, который останется после этого, не Бог Израиля; он не Бог и не Отец нашего Господа Иисуса Христа; он не Бог пророков и апостолов; он не Бог святых, реформаторов и мучеников и даже не Бог богословов и авторов церковных песнопений.

Ради собственной души мы должны научиться правильно понимать Священное Писание. Мы должны бежать от рабского преклонения перед словами и строго руководствоваться смыслом Библии. Слова должны выражать мысли, а не порождать их. Мы говорим, что Бог есть любовь; мы говорим, что Бог есть свет; мы говорим, что Бог есть истина; и мы подразумеваем, что эти слова будут восприниматься так же, как воспринимаются слова в тех случаях, когда мы говорим о каком-нибудь человеке: "Он - сама доброта". Говоря это, мы не утверждаем, что доброта и человек, о котором идет речь, идентичны, и никто эти слова так не воспринимает.

Выражение "Бог есть любовь" означает, что любовь - один из важнейших атрибутов Бога. Любовь - это нечто истинное, что можно сказать о Боге, но она не является Богом. Это одно из проявлений неделимой сущности Бога, точно так же, как и святость, справедливость, верность и истина. Поскольку Бог неизменен. Он в Своих действиях всегда соответствует Самому Себе, и, поскольку Он - единое существо, Он никогда не упраздняет одно из Своих свойств для того, чтобы использовать другое.

Изучая другие атрибуты Бога, мы можем многое узнать о Его любви. Так, мы знаем, что, поскольку Бог существует Сам по Себе, у Его любви не было начала; поскольку Он вечен, Его любовь не может иметь конца; поскольку Он бесконечен, Его любовь не имеет пределов; поскольку Он свят, Его любовь является квинтэссенцией безупречной чистоты; поскольку Он велик, Его любовь бесконечно огромна, это - бездонное, безбрежное море, перед которым мы в радостном молчании преклоняем колени и перед которым смущенно отступает самое возвышенное красноречие.

И все-таки, если мы знаем Бога и хотим рассказать другим о том, что знаем, мы должны говорить о Его любви. Все христиане так или иначе пытались делать это, но никому еще не удавалось сделать это очень хорошо. Мои попытки достойно изложить эту тему, вызывающую благоговение и удивление, суть не более чем попытка ребенка схватить звезду. И все-таки, протягивая руку к звезде, ребенок может привлечь к ней внимание окружающих и даже показать им, в какую сторону надо смотреть, чтобы увидеть эту звезду. Если я всем сердцем устремляюсь к высоко превознесенной любви Бога, то, возможно, кто-нибудь, ничего не знающий об этой любви, тоже посмотрит вверх и у него появится надежда.

Мы не знаем и, может быть, никогда не узнаем, что такое любовь, но мы можем знать, как она проявляется, и этого нам достаточно. Прежде всего мы видим, что она проявляется в виде доброго расположения. Любовь желает добра всем и не желает вреда или зла никому. Это ясно из слов апостола Иоанна: "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх..." (1 Иоан. 4, 18). Страх - это болезненное чувство, которое возникает при мысли о том, что кто-то может причинить нам вред или заставить нас страдать. Страх сохраняется до тех пор, пока мы находимся под властью того, кто не желает нам благополучия. В тот самый момент, когда мы приходим под покровительство того, кто нам благоволит, страх исчезает. Ребенок, потерявшийся в магазине среди покупателей, исполнен страха, потому что он смотрит на окружающих его незнакомых людей как на врагов. Спустя мгновение после того, как ребенок оказывается на руках у матери, этот ужас отступает. Ребенок знает, что мать благосклонна к нему, и это изгоняет страх.

Мир полон врагов, и, пока существует вероятность того, что эти враги причинят нам вред, страх неизбежен. Попытка победить страх, не устранив его причины, совершенно бесполезна. Сердце нельзя обмануть, оно мудрее тех, кто пытается внушить ему, что установлен мир. Пока мы находимся в руках случая, пока имеем надежду в теории вероятности, пока должны надеяться на то, что выживем благодаря нашей способности перехитрить врага, у нас есть все основания бояться. И страх мучит нас.

Знать, что любовь - от Бога, и идти в неизвестность под руку с Возлюбленным - только так можно изгнать страх. Если человек убедится, что ему ничто не может причинить вред, всякий страх тут же исчезнет. Может быть, иногда будет срабатывать нервный рефлекс, естественное неприятие физической боли, но глубоко проникающий в душу мучительный страх уйдет навсегда. Бог есть любовь, и Бог есть Властелин всего. Любовь побуждает Его желать нам вечного благополучия, а верховная власть позволяет Ему это благополучие обеспечить. Ничто не может причинить вред праведному человеку.

Убить тело бренное могут,
Но истина - та же у Бога,
А Он - Властелин навсегда...

Мартин Лютер

Божья любовь говорит нам, что Бог относится к нам по-дружески, а Библия уверяет, что Он - наш друг и что Он хочет, чтобы мы были Его друзьями. Ни один человек, имеющий в себе хоть немного скромности, сам не подумает о том, что он - друг Бога; мысль об этом исходит не от людей. Авраам никогда бы не сказал: "Я - друг Бога", но Сам Бог назвал Авраама Своим другом. Ученики Христа не решились бы признать, что они - Его друзья, но Иисус сказал им: "Вы - друзья Мои..." (Иоан. 15, 14). Скромность может заставить нас сомневаться в дружбе с Богом, как только мы о ней подумаем, но дерзновенная вера осмелится поверить Библий и претендовать на дружбу с Богом. Мы окажем Богу большую честь, если поверим в то, что Он сказал, и, не колеблясь, осмелимся прийти к престолу Его благодати, вместо того чтобы прятаться от Него, будучи охваченными застенчивостью и скромностью.

Любовь свободно и охотно отдает все свое тому, кем увлечена. Мы постоянно видим это в нашем мире. Худая мать кормит грудью пухленького, здорового младенца и при этом не только не жалуется, но глядит на ребенка глазами, сияющими от счастья. Самопожертвование типично для любви. Иисус Христос сказал: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Иоан. 15, 13).

Будучи ни от кого не зависимым, Бог ждет нашей любви и не удовлетворится до тех пор, пока не получит ее. Будучи свободным, Он позволил Своему сердцу привязаться к нам навсегда: "В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши" (1 Иоан. 4, 10).

"Ибо Тот, Кто выше всех, по-особенному любит нашу душу,- говорит Юлиана Норвичская.- Это неподвластно разумению всех сотворенных существ, то есть нет такого существа, которое могло бы знать, как сильно, как чудесно и как нежно любит нас наш Создатель. Поэтому мы можем, пользуясь Его благодатью и помощью, мысленно в изумлении взирать на ту возвышенную, все превосходящую бесценную любовь, которую Всемогущий Бог испытывает к нам по Своей доброте".

Для любви также характерно, что ее объект доставляет ей удовольствие.

Апостол Иоанн искренне говорит, что цель, ради которой Бог сотворил мир,- это Его удовольствие. Бог счастлив в Своей любви ко всем, кого Он создал. Мы не можем не заметить чувства удовольствия, с которым Бог восторженно отзывается о Своем творении. Псалом 103 - это написанная по Божественному вдохновению поэма о природе; в ней выражено столько счастья, что ее можно, пожалуй, назвать восторженной, в каждой ее строке чувствуется восхищение Бога. "Да будет Господу слава во


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: