По словам М.А.Холодной - одного из знаковых исследователей интеллекта, - исторически первым направлением в исследовании интеллектуальных возможностей человека является тестологическое направление, в рамках которого понятие «интеллект» оформилось в качестве научной психологической категории. Именно тестология, имея практически вековую историю исследования интеллекта, мощное методическое обеспечение в виде огромного количества разнообразных, безупречных по своему психометрическому обоснованию тестов, использование строгих средств статистического анализа в виде аппарата математической статистики, богатейший опыт практического приложения диагностических данных (в образовании, профотборе и т.д.), признала свое бессилие в определении природы интеллекта. Более того, ряд специалистов в этой области пришли к выводу, что понятие «интеллект» - описательный, сугубо житейский термин, и для научных целей он не пригоден из-за отсутствия у соответствующего понятия каких-либо объяснительных возможностей [47], [48].
Впервые вопрос о существовании индивидуальных различий в умственных (интеллектуальных) способностях поставил Фр.Гальтон в своей книге «Исследование человеческих способностей и их развитие», опубликованной в 1883 году. Фр.Гальтон полагал, что интеллектуальные возможности закономерно обусловливаются особенностями биологической природы человека и принципиально ничем не отличаются от его физиологических характеристик. В качестве показателя общих интеллектуальных способностей рассматривалась сенсорная различительная чувствительность. Первая исследовательская программа, разработанная и реализованная Фр.Гальтоном в конце XIX века в Лондоне, была ориентирована на выявление способности к различению размера, цвета, высоты звука, времени реакции на свет наряду с определением веса, роста и других сугубо физических особенностей испытуемых (по [37]). Несколько лет спустя, в строгом соответствии с воззрениями Фр.Гальтона, Дж. Кетгелл разработал серию специальных процедур (названных «тестами»), обеспечивающих измерение остроты зрения, слуха, чувствительности к боли, времени двигательной реакции, предпочтения цветов и т.п.
Таким образом, на начальном этапе интеллект отождествлялся с простейшими психофизиологическими функциями, при этом подчеркивался врожденный (органический) характер интеллектуальных различий между людьми. Однако в 1905 г. по указанию французского министра просвещения была создана комиссия для обсуждения вопроса о детях, отстающих в своем познавательном развитии и не способных обучаться в обычных школах, которая поставила перед практиками задачу разработки объективных критериев для выявления таких детей, с перспективой их последующего обучения в школах специального типа. А.Бине и Т.Симон попытались решить эту сугубо прикладную задачу, предложив серию из 30 заданий (тестов) для измерения уровня умственного развития ребенка. В шкале умственного развития Бине-Симона (вариант 1911 года) тестовые задания группировались по возрастам. Например, для 6-летнего ребенка предлагались следующие задания: назвать свой возраст, повторить предложение из 10 слов, указать способы использования знакомого предмета и т.д. Задание для 12-летнего ребенка: повторить 7 цифр, найти за 1 минуту 3 рифмы к заданному слову, объяснить смысл картинок и т.д.
С этого момента и начинает формироваться тестологическая парадигма в исследовании интеллекта, на десятилетия вперед предопределившая ракурс анализа природы интеллектуальных возможностей человека. Оценка уровня интеллектуального развития осуществлялась на основе соотнесения реального хронологического возраста ребенка с его «умственным возрастом». Умственный возраст определялся как тот наивысший возрастной уровень, на котором ребенок мог правильно выполнить все предложенные ему задания. Так, умственный возраст 6-летнего ребенка, который успешно выполнил все задания для детей в возрасте 6,7 и 8 лет, равнялся 8 годам. Несовпадение умственного и хронологического возрастов считалось либо показателем умственной отсталости (умственный возраст ниже хронологического), либо умственной одаренности (умственный возраст выше хронологического). Позднее в качестве меры развития интеллекта, которое получило название «коэффициент интеллекта» (IQ), было предложено рассматривать соотношение умственного и хронологического возраста.
В отличие от Фр.Гальтона, рассматривавшего интеллект как совокупность врожденных психофизиологических функций, А.Бине признавал влияние окружающей среды на особенности познавательного развития. Поэтому интеллектуальные способности оценивались им не только с учетом сформированно- сти познавательных функций, в том числе и таких более сложных познавательных процессов, как запоминание, пространственное различение, воображение и т.д., но и уровня усвоения социального опыта (осведомленности, знания значений слов, владения некоторыми социальными навыками, способности к моральным оценкам и т.д.).
Содержание понятия «интеллект» оказалось, таким образом, расширенным как с точки зрения перечня его проявлений, так и с точки зрения факторов его становления. В частности, А.Бине впервые заговор™ о возможности «умственной ортопедии» (серии обучающих процедур, использование которых позволит повысить качество интеллектуальной деятельности). Тем не менее, в контексте такого подхода интеллект определялся не столько как способность к познанию, сколько как достигнутый уровень психического развития, проявляющийся в показателях сформированности определенных познавательных функций, а также в показателях степени усвоения знаний и навыков.
Практически безоговорочному принятию тестологических представлений в качестве доминирующего профессионально-психологического умонастроения способствовали два обстоятельства:
1) лавинообразный рост количества различных интеллектуальных тестов, чрезвычайно удобных в использовании;
2) активное применение статистического аппарата обработки результатов тестовых исследований (главным образом, факторного анализа).
Уже с 20-го начала XX века в рамках тестологической парадигмы складываются две прямо противоположные по своим конечным теоретическим результатам линии трактовки природы интеллекта. Несмотря на то, что эти теоретические подходы имели дело с одинаковым исходным эмпирическим материалом (результативными характеристиками интеллектуальной деятельности), типом измерительных процедур (тестами интеллекта - вербальными и невербальными), техникой обработки данных (процедурами корреляционного и факторного анализа), специалисты признавали существование:
Впоследствии идея общего интеллекта трансформировалась в представление о возможности оценки уровня общего интеллекта на основе суммирования результатов некоторого множества тестов. В частности, появились так называемые интеллектуальные шкалы, включающие набор вербальных и невербальных субтестов (например, интеллектуальная шкала Векслера для взрослых включала 11 субтестов, интеллектуальная шкала Амтхауэра - 9 субтестов). Индивидуальная оценка уровня общего интеллекта определялась как сумма баллов успешности выполнения всех субтестов[3].
Представление о существовании множества самостоятельных интеллектуальных способностей нашло своеобразную реализацию вне рамок тестологии в теории «множества интеллектов» Г.Гарднера, который описал несколько независимых типов интеллекта: лингвистический, музыкальный, логико- математический, пространственный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличностный.
Во всех тестологических теориях интеллекта (двухфакторной, многофакторной, иерархической, кубической, радиально-уровневой) в различном виде варьирует представление о так называемых факторах интеллекта в диапазоне от 1 до 120. В итоге, на вопрос о количестве интеллектов тестология так и не смогла дать однозначный ответ. Кроме того, в течение многих десятилетий все эти теории не смогли объяснить, являются ли данные факторы реальными интеллектуальными образованиями типа «первичных умственных способностей», или это форма классификации используемых тестовых заданий. Дискуссии, длившиеся многие десятки лет и связанные с попыткой утвердить определенное понимание природы интеллекта, в конечном счете, привели к тому, что сторонники идеи общего интеллекта в своих попытках измерить его как единую интеллектуальную способность вынужденно убеждались, что общий интеллект - не более чем формально-статистическая абстракция по отношению к множеству различных проявлений интеллектуальной деятельности. В свою очередь, представители идеи интеллекта как коллекции способностей также вынужденно приходили к выводу о наличии влияния некоторого общего начала, представленного в различных видах интеллектуального исполнения.
Современная тестология, по-прежнему, основывается на измерительном подходе к исследованию интеллекта, но ограничивает содержание понятия для того, чтобы избежать указанных выше сложностей и сделать интерпретацию результатов тестирования более корректной. Так, Г.Айзенк разграничил понятия «биологический интеллект», «социальный интеллект» и «психометрический интеллект». Психометрический интеллект - это психическое свойство, измеряемое с помощью некоторой системы тестовых заданий. Соответственно, уровень психометрического интеллекта соотносится с успешностью выполнения интеллектуальных тестов типа Прогрессивных матриц Равена, шкалы Векслера, DAT (Дифференциального теста способностей) и т.п. Ряд исследований психометрического интеллекта, выполненных под руководством В.Н.Дружинина, позволил уточнить его структуру. Были проанализированы соотношения между вербальным (смысловым), пространственным и числовым (знаково-символическим) факторами в структуре психометрического интеллекта, что дало основание предположить существование иерархической очередности формирования этих факторов в онтогенезе. Первой ступенью является вербальный интеллект, связанный с усвоением языка, затем на его основе складывается пространственный интеллект и, наконец, последним по времени формирования появляется формальный (или знаково-символический) интеллект. При этом в качестве исходной базы для развития всех трех форм интеллекта выступает «поведенческий» интеллект.
На основе обобщения результатов тестологических исследований В.Н.Дружинин разработал модель «интеллектуального диапазона», в которой удалось соотнести такие важные для измерительного подхода явления, как уровень психометрического интеллекта, индивидуальная продуктивность субъекта в той или иной сфере деятельности (творческой, учебной, профессиональной), «нижний» и «верхний» пороги индивидуальных интеллектуальных достижений [13].
Трудности идентификации результатов интеллектуального тестирования вынудили сторонников тестологического подхода перейти либо на операциональное определение интеллекта (интеллект - это то, что измеряют тесты интеллекта), либо на его диспозициональное определение (интеллект - это склонность субъекта вести себя интеллектуально в определенной ситуации).
Таблица 4.
Основные теории в рамках тестологического подхода (по [11], [22], [47])
|
деленных знаний и навыков. | владения некоторыми социальными навыками, способности к моральным оценкам и т.д.). | |
Ч.Спирмен (1904; 1927) | И. - общая умственная способность, «умственная энергия», проявляющаяся в способности выявлять связи и соотношения между элементами собственных знаний и содержания тестовой задачи. И включает в себя репродуктивные и продуктивные аспекты интеллектуальной деятельности. | Фактор g (общий интеллект) и фактор s (специфическая характеристика каждого конкретного тестового задания). Сенсорно-перцептивные и вербальные функции, с одной стороны, и способность выявлять связи, имплицитно заданные в том или ином содержании. Позже выделил в качестве составляющих структуры лингвистический (вербальный), механический (пространст- венно-динамический) и математический интеллекты. |
Л.Терстоун (работа 1938) | Многофакторная (множественная) теория И. Первичные умственные способности: пространственная - способность мысленно оперировать пространственными отношениями; восприятие - способность детализировать зрительные образы; вычислительная - способность выполнять основные арифметические действия; вербальное понимание - способность раскрывать значение слов; беглость речи - способность быстро подбирать слово по заданному критерию; память - способность запоминать и воспроизводить информацию; логическое рассуждение - |
способность выявлять закономерность в ряду букв, цифр, фигур. | ||
Р. Кеттелл, Ф. Верной, Дж.Равен, JI. Хамфрэйс и др- (признание общего интеллекта) | Интеллект - образование, на работу которого, а именно, на накопление и организацию знаний и навыков, оказывают влияние окружающая среда, культура, а с другой стороны, на быстроту и точность обрабатывания информации влияют особенности строения и функционирования головного мозга. | Кристаллизованный интеллект, представленный тестами на запас слов, чтение, учет социальных нормативов и «текучий интеллект», представленный тестами на выявление закономерности в ряду фигур и цифр, объем оперативной памяти, пространственные операции и т.д. Визуализация (фактор) - способность манипулировать образами при решении дивергентных задач. Память - способность сохранять и воспроизводить информацию, Скорость - способность поддерживать высокий темп реагирования. |
Дж.Равен, ученик Ч.Спирмена, подчеркивал необходимость признания единого основания интеллектуальной деятельности | И. - продуктивная способность, обеспечивающая возможность выявления связей и отношений в заданных тестовых ситуациях. | Способность выявлять связи и соотношения, приходить к выводам, непосредственно не представленным в заданной ситуации (продуктивная составляющая умственных способностей). Способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию (репродуктивная составляющая умственных способностей). |
Иерархическая структура интеллекта.
На основе факторного анализа получил фактор g, включающий порядка 52% всех интеллектуальных функций. Этот фактор распадается на два основных групповых фактора: вер- бально-цифровой- образовательный и механи- ко- пространственно- практический. Данные факторы, в свою очередь, включают так называемые второстепенные групповые факторы, характеризующие частные интеллектуальные способности. Последние также разделяются на некоторое множество специфических факторов, представляющих каждую отдельную тестовую методику и образующих самый нижний, четвертый уровень этой интеллектуальной иерархии (Vernon, 1965)
«общий интеллект» - некоторое единое основание, с большим или меньшим удельным весом представленное в разных видах интеллектуальной деятельности.
В более сложной форме представление об иерархическом строении различных проявлений интеллектуальной деятельности было развито в теории интеллекта Л. Гутмана, выделявшего ради- ально-уровневую структуру интеллекта. По мнению этого автора, тесты могут различаться как по степени сложности относительно одной и той же способности (например, в рамках способности оперировать цифрами разные тесты могут различаться по уровню трудности их исполнения), так и по типу сложности относительно одной и той же способности (например, задания на выявление закономерности могут быть представленными на разных типах материала в виде цифр, понятий, оценок поведения других людей и т.д.). В первом случае можно говорить о «простом порядке сложности» («вертикальный» принцип организации тестовых заданий), во втором - о «круговом порядке сложности» («горизонтальный» принцип организации тестовых заданий) (Guttman, 1955).
Дж. Гилфорд, Дж. Кэрролл, Р. Мейли, А. Ягер и ДР-
(дальнейшая разработка идеи Р.Терстоуна, одного из основателей тесто логического подхода, опубликовавшего в 1938 году свою знаменитую работу «Первичные умственные способности» (Thurstone, 1938), о множественности интеллектуальных способностей)
И. - некое общее основание, позволяющее
А) осуществлять умственные операции различного вида с разным конечным продуктом.
И. - некое общее основание, позволяющее
A) осуществлять умственные операции следующих типов: 1) познание - опознание и понимание предъявляемого материала, н-р, узнать предмет по неопределенному силуэту; 2) конвергентная продуктивность - поиск в одном направлении при получении одного правильного ответа, н-р, обобщить одним словом несколько понятий; 3) дивергентная продуктивность - поиск в разных направлениях при получении нескольких правильных ответов, н-р, назвать все возможные способы использования знакомого предмета;
4) оценка - суждение о правильности или логичности заданной ситуации, н-р, найти несоответствие в картинке; 5) память - запоминание и воспроизведение информации, н-р, запомнить и назвать ряд цифр т.д.;, Б) различного содержания: 1) реальными предметами или их изображениями (конкретное содержание), 2) буквами, цифрами, знаками (символическое содержание), 3) значениями слов (семантическое содержание) или 4) поступками (поведенческое содержание);
B) с разным конечным продуктом:
1) вписать недостающие буквы и слова (единицы объектов),
2) рассортировать предметы
на группы (классы объектов), 3) установить связи между объектами (отношения), 4) выявить правило организации множества объектов (системы), 5) изменить и преобразовать заданный материл (трансформации), 6) предвидеть результат в рамках ситуации «что будет, если» (импликации). | ||
Р.Мейли | И - это совокупность 4 факторов, способностей | Попытавшись соотнести идеи и методы тестологиче- ского исследования (в частности, «структурную модель интеллекта» Дж. Гилфорда) с теоретическими позициями гештальт-психологии (в частности, положением о ключевой роли процесса структурирования образа ситуации), выделил и интерпретировал И как совокупность 4 факторов, способностей. |
А. Ягер | И.— продукт пересечения всех типов операций и всех типов содержаний (Jager, 1984). | И. - продукт пересечения всех типов операций и всех типов содержаний (Jager, 1984). |
ДжТомпсон | Интеллект - это специфический тип поведения, предрасположенность действовать в тех или иных условиях интеллектуально. | Интеллект - это специфический тип поведения, предрасположенность действовать в тех или иных условиях интеллектуально. И - не прямо идентифицируемое психическое качество, а лишь абстрактное понятие, которое упрощает и суммирует определенные поведенческие проявления. |
С.Бормен | И. - не реальное свойство разума, а просто характеристика личности вместе с ее собственными действиями. | И. - не реальное свойство разума, а просто характеристика личности вместе с ее собственными действиями. |
Р.Зиглер. Д.Ричарде |
И. - понятие, которое можно определить только через определенное количество поведенческих прототипов.
И. - понятие, которое можно определить только через определенное количество поведенческих прототипов.
Выводы
1. Тестология - это наука об интеллекте, в рамках которой понятие «интеллект» оформилось в качестве научной психологической категории.
2. Тестология потеряла интеллект как предмет исследования. Так, пытаясь строить теории интеллекта, тестологи описывали своего рода психологическую квазиреальность, вызванную к жизни их собственными усилиями. Следствием нарастания методических, методологических и содержательно- этических противоречий явилась иллюзия «исчезновения» интеллекта как реального психического образования.
3. В рамках тестологической парадигмы сформировались две прямо противоположные ориентации: с одной стороны, жесткое сведение интеллекта к особенностям тестового исполнения, а с другой стороны, - чрезмерное размывание границ этого понятия за счет перехода на подбор примеров интеллектуального поведения. Однако обе они отрицали существование интеллекта как психической реальности.
4. Трудности идентификации результатов интеллектуального тестирования вынудили сторонников тестологического подхода перейти либо на операциональное определение интеллекта (интеллект - это то, что измеряют тесты интеллекта), либо на его диспозициональное определение (интеллект - это склонность субъекта вести себя интеллектуально в определенной ситуации).