Паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«История»
Область применения рабочей программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)(мастер профессионального обучения, отраслевая квалификация) (углубленная подготовка), 44.02.01 Дошкольное образование (воспитатель детей дошкольного возраста)(углубленная подготовка).
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина «История и культура Севера» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу учебных дисциплин ОПОП.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-понимать историческую действительность, определять своё отношение к фактам истории края;
-владеть методами научного познания (конспект, систематический анализ исторической информации),
|
|
-работать с различными источниками информации регионального содержания;
-применять знания и представления о социальных нормах и ценностях, исторически сложившихся на территории Архангельского Севера, Поморья для жизни в поликультурном, полиэтническом, многоконфессиональном обществе, толерантного отношения к представителям других наций, народов, культур.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные направления развития Архангельского Севера с древности до современности
- о важнейших событиях, явлениях и процессах в истории родного края в их взаимосвязи с историей страны.
Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины.
Максимальная учебная нагрузка студента – 86 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка студента - 57 часов, их них 6 часов практических занятий,
самостоятельная работа студента - 27 часов
Изучение истории направлено на реализацию следующих целей:
- освоение знаний о важнейших событиях, явлениях и процессах в истории родного края в их взаимосвязи с историей страны;
- развитие способности понимать историческую действительность, определять своё отношение к фактам реальной истории края;
- овладение методами научного познания (конспект, систематический анализ исторической информации), формирование умения работать с различными источниками информации регионального содержания;
- применение знаний и представлений о социальных нормах и ценностях, исторически сложившихся на территории Архангельского Севера, Поморья для жизни в поликультурном, полиэтническом, многоконфессиональном обществе, толерантного отношения к представителям других наций, народов, культур.
|
|
Изучение курса заканчивается дифференцированным зачетом.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
подготовка домашних заданий | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История».
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа |
Тема 1. Начало истории (Север с древних времен до ХVв.) | Содержание учебного материала |
Общая характеристика Архангельской области.Территория, население.Административно-территориальное деление. Изменение названий в процессе развития. Символика(герб, флаг, гимн). Начало истории. Северные территории в конце эпохи оледенения. Периодизация истории Русского Севера. Известные археологические памятники Архангельского Севера. Названия племен и их расселение по территории области. Основные занятия. Орудия труда. Зарождение первобытного искусства и религиозных верований (святилища, могильники, лабиринты, дольмены, тотемы и их изображения). В период Средневековья XII - XV вв. Территориальное деление северных территорий. Заволочье, Подвинье, Двинская земля, Терский берег, Югра. Коренные народы Севера: чудь, самоядь и др. Колонизация Северных территорий. Участники колонизации. История борьбы за Двинскую землю (Новгород-Москва) и ее финал в 1478 г. Экономическое, политическое и культурное значение присоединение территорий Севера к Москве. Холмогоры- административный центр края. Роль монастырей в освоении Севера. Крестьянский мир. Зарождение крестьянского самоуправления. | |
Самостоятельная работа | |
Подготовка докладов по теме. | |
Тема 2. Север в ХVI– ХVII вв. | Содержание учебного материала |
В составе Российского государства XVI- XVIIв.в. Административно-территориальное деление Севера. Управление и самоуправление на Севере. Сельское хозяйство на территории Поморья: общее и особенное. Основные формы землевладения на Севере. Основные центры хозяйственной специализации. Промысловая деятельность северян, виды промыслов. Хозяйственный уклад поморской семьи. Торговые связи с европейскими государствами. Роль северян в освоении Сибири и Дальнего Востока. Север в эпоху Смуты. Оборона Поморья на рубеже XVI - XVII вв. | |
Практические занятия | |
Самостоятельная работа | |
Тема 3. В составе Российской империи в XVIII в. | Содержание учебного материала Царь - реформатор и его воля. Роль Петра I в развитии Севера. Первые верфи. Губернское управление. Северная война. Новодвинское сражение. Иван Рябов, Дмитрий Борисов. «Государева дорога». Архангельский порт в первой четверти ХVIIIв. Указ Петра 1 от 04.04.1722 г. и его последствия. Север во второй половине ХVШ в. Развитие капитализма. Мануфактуры. Культура Севера в ХVIII в. Экспедиции Муравьева, Чичагова, Розмыслова. Образование. Наука. Искусство..Ломоносов М.В., Крестинин В.В., Фомин А.И., Ф.И. Шубин. |
Практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Подготовка докладов | |
Тема 4. Север в Х1Х в. | Содержание учебного материала |
Северяне в войне 1812 г. Бородинское сражение. Багратионовы флеши (Архангельский и Двинской пехотные полки.Пожертвования). Север как место ссылки декабристов. А.А. Муравьёв, А.Г. Нежин. Реформа Киселева и ее значение для Севера. Север в годы Крымской войны Вторжение англичан и французов. Оборона Поморья. Крестьянская реформа 1861 г., положение крестьянского населения в пореформенный период. Малоземелье, отходничество. Расслоение крестьянства. Формирование промышленной буржуазии и пролетариата. Изменения в структуре производства (лесопиление - ведущая отрасль). Рост роли иностранного капитала. Рост торговли. Акционерные кампании. Строительство Северной железной дороги. Северные ярмарки Ученый – флотоводец адмирал С.О. Макаров. Общественное движение. Политическая ссылка на Севере. Народнические организации. Пропаганда. Культура Севера в Х1Х в. Образование. Наука. Художественные ремесла. Литература. Театр. Архитектура. | |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Подготовка докладов по истории. | |
Тема 5. Север в начале ХХ в | Содержание учебного материала |
Север в начале ХХ в. Участие северян в политической жизни страны. Социально-экономическое развитие региона. Кооперация в деревне. Предпринимательство. Революция 1905 - 1907 гг.на Севере: события, факты, особенности Выборы в Государственную думу. Депутаты Архангельской губернии в Думе. Столыпинская аграрная реформа на Севере. Отношение крестьян. Результаты. В годы I мировой войны. Военно-политическое и экономическое значение Севера. Взрывы в порту. Культура в начале ХХ в. Исследование Севера: экспедиции Русанова и Седова. Искусство: Борисов А.А., Писахов С.Г. Литература: Серафимович А.С., Грин А., Леонов Л.М., Чапыгин А.П. | |
Практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Тема 6. Север в 1917-1920 гг. | Содержание учебного материала |
Север в 1917 г. Политическая ситуация в Архангельской губернии накануне Февральской революции. Событие февраля - марта 1917г. на Севере. Организация политической власти на Севере в 1917-1918 гг. Установление советской власти на Севере. Первые мероприятия. Север в годы гражданской войны и иностранной интервенции (1918-1920гг.). Причины интервенции. Интервенты в Мурманске и Архангельске. Деятельность ВПСО Н.В. Чайковского. Организация сопротивления (П.Ф. Виноградов, А.А. Самойло, И.П. Уборевич, Я.А. Тимме). Военная диктатура. «Красный» и «белый» террор. Боевые действия в 1918-1920 гг., освобождение Архангельска. Итоги интервенции и Гражданской войны. | |
Практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Тема 7. Север в 20-30-е гг. | Содержание учебного материала |
Север в 20–30-е годы. Восстановление экономики. Переход к нэпу. Реализация нэпа на Севере. Концессии на Севере. Промышленное развитие Севера (1920-1925гг.) Сельское хозяйство в период нэпа. Промышленное строительство в годы первых пятилеток. Социалистическое соревнование. Массовая коллективизация на Севере. Север в конце 30-х годов. Экономические, политические и культурные последствия индустриализации, коллективизации, «культурной революции» для развития Севера. ГУЛАГ и спецнаселение на Севере. Культурное строительство в 1917 – 40 гг. Борьба с неграмотностью и религией. Создание советской школы. Появление советской интеллигенции, открытие вузов в Архангельске. Развитие науки. Карские экспедиции. Научный подвиг «Персея». Экспедиции «Сибирякова», «Челюскина». Первые станции в Арктике. Освоение Северного морского пути. Становление советского быта трудовые будни и праздники) на Севере. Представители советской интеллигенции на Севере. | |
Практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Тема 8. Север накануне и в годы Великой Отечественной войны (1938 –1945). | Накануне войны. Экономика края. Участие северян в войне с Финляндией. Укрепление обороноспособности. Архангельск и план «Барбаросса». Начало войны. Мобилизация северян на борьбу с врагом. Перестройка экономики края на военный лад. Эвакуация на север. Организация партизанского движения. Северяне на фронтах Великой Отечественной войны. Северные конвои. Юнги Северного флота. Архангельск в годы войны. Эвакогоспитали. Северяне – Герои Советского Союза. |
Тема 9. Север в 1945 – 90-х годах. | Север в 1945 – 1955 гг. Восстановление народного хозяйства. Послевоенная жизнь северян и перестройка экономики на мирный лад. Сопротивление тоталитарному режиму. СССР в середине 50-х начале 80-х гг. Визит Н.С. Хрущева в Архангельск и его последствия для развития города и области. Архангельская область и ее роль в экономике Европейского Севера РСФСР и страны. Противоречия в хозяйственном и культурном строительстве; проблемы 80-х гг. XX века. Роль Архангельска и Архангельской области в укреплении обороноспособности страны в годы «холодной войны». Север на этапе перестройки (апрель 1985 - 1991 гг.) и реформ (с 1991 г. до н. времени). Политическая жизнь. Экономика. Духовная жизнь в период демократизации общества. |
Тема 10. Монастыри в истории Беломорского Севера | Крупнейшие монастыри Севера и их роль в экономической и культурной жизни. Михайло - Архангельский,Соловецкий, Николо-Карельский, Антониево – Сийский и др. Административное и военное значение монастырей. Северная иконопись и летописи. Церковный раскол и его проявления на Севере. Старообрядчество. Соловецкое восстание (сидение). Духовенство. Филипп Колычев (ХV1в.), протопоп Аввакум (ХVП в.), Иоанн Кронштадский (ХIХ в.), архиепископ Афанасий и др. |
Тема 11. Ломоносов и Север. | М.В. Ломоносов - становление гения. Жизнь в Петербурге. Вклад в науку М.В. Ломоносов в памяти потомков.Б. Шергин «Слово о Ломоносове» Земляки – современники Ломоносова. Памятник Ломоносову в Архангельске. |
|
|
|
|
Список литературы и источников
Основная литература
1.Поморская энциклопедия. Том 2: История Архангельского Севера - Архангельск, 2002.
2. Наш край в истории СССР: Учеб.пособие. - Архангельск (разные издания).
З. Куратов А.А. История и историки Архангельского Севера. - Архангельск. 1999.
4. Куратов А.А. Архангельский Север в истории России: Учеб.пособие.
- Архангельск, 2003.
5.Булатов В.Н. Русский Север: В 5 т, - Архангельск, 1999-2003.
6.Архангельск. 1584-1984: Фрагменты истории. - Архангельск, 1984.
7.Трофимов П. М. Очерки экономического развития Европейского Севера. XVI-XX вв. - М, 1961
8.Щуров Г.С. Очерки истории культуры Русского Севера. - Архангельск, 2004.
Дополнительная литература
1. Аграрная история Северо-Запада России. - Л., 1971
2. Архангельск в XVIII веке. - СПб., 1999.
3. Архангельск и северные страны, конец XVI - начало XX века. - Архангельск, 1999.
4. Архангельское Поморье: История и культура. - Архангельск, 1983.
5. Белов М. И., Овсянников О. В., Старков В. Ф, 1) Мангазея. Мангазейский морской ход. М., 1980 Часть I.; 2) Мангазея, Материальная культура русских полярных мореходов и землепроходцев ХУ1-ХVII вв. М., 1981. Часть 2.
6. Бернштам Т. А. Поморы. Формирование группы и система хозяйства. Л., 1978.
7. Беспятых Ю. Н. История знаменитого сражения: Шведская экспедиция на Архангельск в 1701 году. - Архангельск, 1990.
8. Быховский И. А. Петровские корабелы. - Л., 1982.
9. Голубцов Н.А., Попов А.Н. Архангельский край в Смутное время. - Архангельск, 1913
10. Европейский Север России: прошлое, настоящее, будущее. - Архангельск, 1999.
11. История северного крестьянства: Крестьянство Европейского Севера в период феодализма. - Вологда, 1984. Т. I.
12. Камкин А. В. Православная церковь на Севере России. Очерки истории до 1917 года. - Вологда, 1992.
13. Кизеветтер А.А. Русский Север: Роль Северного края Европейской России в истории Русского государства. - Вологда, 1919.
14. Колесников П. А. Северная деревня в XV - в первой половине XIX века. К вопросу об эволюции аграрных отношений в Русском государстве. -- Вологда, 1976.
15. Крестинин В. В. 1) Краткая история о городе Архангельском. СПб., 1792; 2) Исторические начатки о двинском народе древних, средних, новых и новейших времен. -СПб., 1784; 3) Начертательная история города Холмогор. - СПб., 1790.
16. Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера. Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII веков. - Л., 1977.
17. Куратов А. А. 1) Историография истории и культуры Архангельского Севера. Учебное пособие к спецкурсу. - Вологда, 1989. 2) Источниковедение истории и культуры Архангельского Севера. Учебное пособие к спецкурсу.- Архангельск, 1992. 3) История и историки Архангельского Севера. Вопросы источниковедения и историографии. Архангельск, 1999.
18. Морозом А. А. Родина Ломоносова. - Архангельск, 1973.
19. Овсянников О. В. Средневековые города Архангельского Севера. Люди. События. Даты,- Архангельск, /992.
20. Овсянкин Е.И. I) Улицы города рассказывают, (любое издание); 2) Архангельск купеческий. - Архангельск, 2002.
21. Огородников С. В. I) История Архангельского порта. - СПб., 1875. 2) Очерк истории города Архангельска в торгово-промышленном отношении. - СПб.. 1890.
22. Попова Л. Д. Архангельск. Очерк истории строительства (Конец XVI - начало XX в.). Архангельск, 1994.
23. Попов С. В. 1) Архангельский полярный мемориал -Архангельск, 1985. 2) Автографы на картах. - Архангельск, 1990.
24. Попов Г.П. I) Ногою твердой став при море...: Очерки истории Архангельского морского порта. - Архангельск. 1994; 2) Архангельские губернаторы. - Архангельск, 2000:3) Старый Архангельск. - Архангельск, 2003.
25. Русский Север и Западная Европа. - СПб., 1999.;
26. Соломбальская верфь 1693-1862. -Архангельск, 1993.
27. Фруменков Г. Г. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья в XVI-XIX вв. - Архангельск, 1975.
Сайты Интернет