Ласло мохой-надь и херберт Байер. Титул каталога

Ритмическая серия прямых углов. Полосы, применяемые к двум словам, создают вторую пространственную плоскость.

НИКОЛАЙ СУЕТИН. ФАРФОРОВЫЙ СЕРВИЗ“СУПРЕМАТИЗМ”

Помимо живописи, наиболее широкое применение супрематизм получил в оформлении советского фарфора 1920–30-х годов на Государственном фарфоровом заводе, частично на Дулёвском заводе и в тресте «Новгубфарфор». К этому приложил своё мастерство и Н. Суетин, создав фарфоровый супрематический сервиз, отдельные элементы которого получили название «суетоны». Их внешний вид был близок и архитектонам Малевича.

АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО. ПЛАКАТ “КНИГИ”

Плакат Александра Родченко «Книги», созданный в 1924 году, является одним их характерных проявлений конструктивизма. Как выражение принципов графического дизайна плакат является монтажом текста и фотографического изображения. Именно Родченко ввел в плакат фотографию вместо рисунка, поняв, что степень достоверности фотографического снимка выше, что делает плакат убедительным. Основной функцией графического дизайна после Октябрьской социалистической революции стала идеологическая пропаганда. В частности стояла задача повышения грамотности населения. Композиционное решение плаката – текст в виде рупора, как нельзя лучше реализует данный призыв. Фотография Лили Брик в рабочем платке апеллирует к рабоче-крестьянской аудитории. Одно слово более действенно, чем фраза. В условиях малой грамотности населения требуется простое слово для простых людей, «повышение смысловой нагрузки на единицу словесного материала» (В.Маяковский). Особенность плаката - совмещение идеологической, информационной и рекламной функций. Конструктивизм становится проявлением простого языка идеологической пропаганды. Конструктивно-целесообразный стиль стал результатом стремления построить «вещь» и одновременно выразить революционную идеологию (А.Ган). Идейная суть заключается не в искусстве, а в идее коммунизма, «создавать грядущую действительность – вот суть искусства» (Н.Чужак). Темами социального плаката становятся призывы к борьбе за победу Советской власти, к помощи голодным и больным, к коллективизации, к выполнению планов пятилетки, ударному труду, в том числе, и известный призыв В.И.Ленина «учиться, учиться и учиться».

Концепция конструктивизма предполагает построение формы на основе структурных связей между абстрактными геометрическими элементами, утрирование каркаса, вычленение структуры и архитектоники вещи. В графическом дизайне применяется фотография и фотомонтаж вместо рисованной иллюстрации, предельная схематизация плоскости, подчинение изображения ритмам прямоугольной модульной сетки, с применением элементов наборной графики – шрифтов, акциденций, линеек. Однако здесь не наборный, а конструктивный чертежный шрифт, который выражает деловитость, строгость и адресуется простым людям. Во время гражданской войны быстро вручную, по трафарету выпускают плакаты «Окна сатиры РОСТА» (1919-1921). Их отличает схематизированная образность, фотомонтаж, крупномасштабный текст. Политический плакат становится рупором идей, декламацией, что достигается слиянием стихотворного текста и схематической образности в работах А.Родченко и В.Маяковского.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: