Развитие восприятия мелодического

ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

ДОШКОЛЬНИКАМИ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

 

 

Формирование интонационной выразительности речи является одним из ведущих направлений коррекционной работы по устранению проявлений стертой дизартрии. Широкая распространенность, отсутствие спонтанной компенсации этих нарушений обусловили необходимость разработки специальной методики развития интонационной выразительности речи детей.

При определении последовательности и содержания логопедической работы нами были учтены данные о становлении интонационной выразительности речи в онтогенезе. Становление интонационной системы — сложный процесс. Его особенность проявляется прежде всего в том, что малыш сначала воспринимает интонацию окружающих, а затем реализует ее в собственной экспрессивной речи (Гвоздев А.Н., 1961; Тонкова Ямпольская Г.В., 1968; Жинкин Н.И., 1998; Жукова Н.С., 1998; Мастюкова ЕМ., 1998; Цейтлин С.Н., 2000 и др.). Согласно современным данным онтолингвистики, к старшему дошкольному возрасту у детей с нормальным речевым развитием интонационная система в целом сформирована, в частности, употребление интонационных конструкций русского языка приближается к эталонным моделям взрослых. Выявляется определенная последовательность появления различных коммуникативных типов высказывания в экспрессивной речи детей. Сначала формируется интонационное оформление повествовательных, затем вопросительных и в дальнейшем — восклицательных высказываний (Тонкова-Ямпольская Г.В., 1968; Петрова А.А., 1994, 1995; Вахтина Н.Ю., 2000 и др.). В связи с этим работа по формированию интонационной выразительности речи осуществляется в направлении от различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи; от различения и усвоения повествовательной к вопросительной (общий и специальный вопрос) и восклицательной интонации.

Развитие восприятия и опознания высказываний основных коммуника тивных типов происходит в процессе ознакомления детей с повествова тельной, вопросительной (общий и специальный вопрос), восклицатель ной интонацией и способами их обозначения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: