Теория организации педагогических исследований как методология изучения семейного воспитания и методики работы с родителями учащихся. Методы изучения семьи, родителей: использование проективного теста «Скульптура семьи»; метод генограммы; метод «Семейное пространство»; проективный тест «Рисунок семьи»; наблюдение; анализ; обобщение; интервью; эксперимент, рейтинг; самооценка и т.д.
Ошибки ученых в объяснении проблем семейного воспитания, методики работы с родителями. Научно-исследовательские институты и центры, изучающие семью, семейное воспитание. Ученые, плодотворно изучающие вопросы воспитания в семье.
Семинар 7
1. Теория организации педагогических исследований как методология изучения семейного воспитания и методики работы с родителями учащихся.
2. Система методов изучения семьи, родителей.
3. Характеристика отдельных методов изучения семьи, родителей.
4. Условия правильного выбора и эффективного применения методов исследования проблем семейного воспитания и методики работы с родителями учащихся.
Задания
1. Написать рецензию на научный труд, посвященный работе с родителями учащихся.
2. Составить анкету для выявления причин педагогических ошибок родителей.
Тема 16. Оценка работы педагога-психолога
С родителями учащихся
Роль и значение объективной оценки в улучшении работы педагога-психолога с родителями школьников. Методы оценки: наблюдение, анализ, сравнение, поощрение, наказание, корректировка, рейтинг, самооценка и т. д. Средства оценки: тесты, критерии, документация, баллы, премии, почетные грамоты, медали, ордена и т.д.
Семинар 8
1. Роль и значение оценки в улучшении работы педагога-психолога с родителями школьников.
2. Характеристика отдельных средств оценки.
2. Критерии оценки и эффективное использование их.
Задания
1. Оценить эффективность деятельности педагога-психолога общеобразовательной школы с родителями учащихся.
2. Составить список литературы по проблеме оценки работы педагога-психолога.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Семья и ее роль в формировании личности.
2. Законодательство РФ о семье и браке.
3. Взаимодействие семьи и школы в воспитании подрастающего поколения.
4. Роль матери и отца в воспитании детей.
5. Причины недостаточной подготовленности некоторых родителей к выполнению своих педагогических обязанностей.
6. Психолого-педагогические особенности родителей учащихся современной общеобразовательной школы.
7. Система работы педагога-психолога с родителями школьников.
8. Требования к педагогу-психологу, предъявляемые в работе с родителями.
9. Цель и задачи работы педагога-психолога с родителями школьников.
10. Содержание работы педагога-психолога с родителями учащихся.
11. Работа педагога-психолога по повышению педагогической культуры родителей.
12. Формы работы педагога-психолога с родителями учащихся.
13. Консультация для родителей.
14. Методы работы педагога-психолога с родителями школьников.
15. Средства работы педагога-психолога с родителями учащихся.
16. Результат работы педагога-психолога с родителями.
17. Региональные особенности работы педагога-психолога с родителями учащихся.
18. Ошибки педагога-психолога в организации работы с родителями.
19. Результат работы педагога-психолога с родителями.
20. Оценка работы педагога-психолога с родителями учащихся.
21. Критерии оценки работы педагога-психолога с родителями учащихся.
22. Этика и педагогическая техника общения с родителями.
23. Пути совершенствования мастерства педагога-психолога по методике работе с родителями школьников.
24. Предупреждение и устранение семейных конфликтов.
25. Проектирование и планирование работы с родителями.
26. Ведение документации работы с родителями.
27. Условия правильного выбора и эффективного применения методов исследования проблем семейного воспитания и методики работы с родителями учащихся.
28. Основы семейного консультирования.
29. Опыт педагогов-психологов по эффективному применению форм работы с родителями школьников.
30. Влияние этнической культуры на характер воспитания детей в семье.
31. Специфика работы педагога-психолога с родителями учащихся в условиях сельской башкирской общеобразовательной школы.
32. Зарубежный опыт подготовки родителей к выполнению педагогических обязанностей.
33. Методология и методы научного исследования проблем семейного воспитания и методики работы с родителями учащихся.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА