Молитвы младенцу, предваряющие крещение

Наречение имени

Молитвы 40-го дня (3-я и 4-я молитвы)

Чин оглашения

Разрешение от одежд

Чтение молитвы во еже сотворити оглашенного

Чтение четырех молитв запрещения злых духов

Отречение от сатаны

Сочетание Христу

Завершительная молитва чина оглашения

Чин крещения

Возжигание свечей, каждение купели

Возглас: «Благословенно Царство...»

Мирная ектения, молитва священника о себе и молитва на освящение воды

Молитва на освящение елея и помазание им воды при пении «Аллилуия» и крещаемого с произнесение слов: «Помазуется раб Божий...»

Тайносовершительные слова и само крещение младенца (или взрослого)

Пение псалма 31

Облачение крещаемого в белые одежды с возложением креста

Чин миропомазания

Чтение молитвы и помазание Святым Миром новокрещенного

Хождение вокруг купели

Чтение трех молитв и омовение помазанных святым Миром частей тела

Чтение двух молитв и пострижение волос у крестившегося

Сугубая ектения и отпуст

Воцерковление

Введение во храм со словами: «Воцерковляется...»

Причащение Святых Христовых Таин

Отпуст

Каково же значение этого приготовления? Вопрос важный, поскольку может показаться, что крещение младенцев, преобладающее в настоящее время, делает некоторые приготовительные обряды ненужным анахронизмом. Однако существенное значение, которое они имели для ранней Церкви и имеют до сих пор при совершении таинства, а также сохранение «взрослой» структуры обряда крещения, ясно показывают, что, в глазах Церкви, это приготовление является неотъемлемой частью таинства.

Прежде всего мы должны понять, что приготовление является существенной, постоянной составной частью всякого богослужения, а также служения Церкви в целом. Невозможно проникнуться духом литургии, понять ее значение и быть ее истинным участником, не поняв предварительно, что она вся построена, в основном на двойном ритме приготовления и исполнения и что этот ритм соответствует двойственной природе самой Церкви.

С одной стороны, сама Церковь есть приготовление: она приготовляет нас к жизни вечной. Ее назначение – преобразовать всю нашу жизнь так, чтобы она сама стала таким приготовлением. В своем учении, в своих проповедях и молитвах Церковь неизменно открывает нам, что высшая ценность, придающая смысл и целенаправленность нашей жизни находится «в конце», еще должна быть явлена и составляет средоточие всех наших надежд и упований. Без этого основного приготовления просто-напросто нет христианства и нет Церкви. Следовательно, всякое церковное богослужение есть прежде всего приготовление, оно всегда указывает на нечто, что находится за его пределами, за пределами настоящего и его функции заключаются в том, чтобы помочь нам включиться в это приготовление и, таким образом преобразовать нашу жизнь, конечной целью которой является ее исполнение в Царстве Божием.

С другой стороны, Церковь есть исполнение. События, которые вызвали ее к жизни и которые являются источником ее веры и существования, действительно имели место. Пришествие Христа уже совершилось. В Нем человек был обожен и вознесен на небеса. Святой Дух сошел с небес, и Его сошествие положило начало Царству Божьему. Нам была дарована благодать, и Церковь есть поистине «небо на земле», так как в ней мы имеем доступ к трапезе Христовой в Его Царстве. Мы получили Святого Духа и можем участвовать – здесь и теперь – в новой жизни и пребывать в общении с Богом.

Эта двойственная природа Церкви открывается и сообщается нам в ее богослужениях. Истинное назначение церковного богослужения – осуществить приготовление и явить нам Церковь как исполнение. Мы не смогли бы приготовить себя к Царству Божию, которое «еще только» грядет, если бы это Царство «уже» не было дано нам. Мы никогда не смогли бы молиться «да приидет Царствие Твое», если бы вкус этого Царства не был нам уже сообщен. Если бы Литургия Церкви не была «исполнением», наша жизнь никогда не стала бы «приготовлением». Итак, этот двойной ритм приготовления и исполнения не случаен, а составляет самую сущность не только богослужения Церкви в целом, но также и каждой его составной части – каждого богослужебного цикла, каждой службы, каждого таинства.

Крещение не является исключением из этого основного правила. Оно требует приготовления даже если человеческому существу, принимающему крещение, всего несколько дней от роду и оно не способно понять, что с ним происходит. Православная Церковь в отличие от всевозможных рационалистических сект никогда не ставила понимание условием крещения. Более того, она утверждает, что истинное понимание становится возможным только благодаря крещению, что это понимание является скорее плодом и следствием крещения, чем его условием.

Как мы уже сказали, крещение – это пасхальное таинство, а «Пасха» означает «переход». Этот переход начинается уже в приготовительных обрядах и делает их истинным началом таинства, приготовлением к тому, что найдет свое исполнение в таинстве воды и Духа.

Оглашение

В требнике молитвам оглашения предшествует следующее описание:

Разрешает священник пояс хотящего просветитися, и совлачает и отрешает его, и поставляет его к востоку во единой ризе непрепоясана, непокровена, необувена, имущаго руце доле, и дует на лице его трижды, и знаменует чело его и перси трижды, и налагает руку на главу его...

Новообращенного приводили к епископу, который в ранней Церкви был священником, пастырем и учителем местной христианской общины. Получив заверения в серьезности намерений обратившегося, епископ вносил его имя в список оглашенных. Затем он трижды осенял крестным знамением новообращенного и возлагал руку на его голову. Этот первоначальный ритуал, называвшийся зачислением, означал, что Христос принимает этого человека в Свое достояние и вносит его имя в Книгу Жизни. Во времена вс. Иоанна Златоуста это происходило в самом начале Великого Поста. Сейчас эти действия составляют первый шаг чинопоследования крещения, и их смысл выражается в первой молитве «во еже сотворити оглашенного».

«О имени Твоем Господи Боже Истины...» см молитву Оглашения в требнике стр.

Итак, в этой самой первой молитве нам даются действительные измерения и истинное содержание обращения. Прежде всего это уход из мира сего, который был похищен у Бога врагом и стал тюрьмой. Обращение – это событие не из сферы и не на уровне идей, это не выбор идеологии. Это действительно бегство от темноты и отчаяния. Человек приходит ко Христу, чтобы спастись, потому что не иного спасения. И первое священнодействие крещального обряда – это акт защиты: рука священнослужителя – рука Самого Господа Иисуса Христа – защищает, дает прибежище. Ибо скоро предстоит смертельная схватка, и в первой же молитве говорится об ее серьезности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: