Принципы маркетинга – это основные черты маркетинга как системы управления торгово-производственной деятельностью, отражающие сущность маркетинга, вытекающие из его современной концепции и предполагающие эффективное достижение целей маркетинговой деятельности.
В литературе по маркетингу под принципами маркетинга понимаются достаточно различные вещи.
Например, П.С. Завьялов и В.Е. Демидов считают, что основные принципы маркетинга включают:
1) нацеленность на достижение конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности;
2) концентрацию исследовательских, производственных и сбытовых усилий на решающих направлениях маркетинговой деятельности;
3) направленность предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат маркетинговой работы. Это требует особого внимания к прогнозным исследованиям, разработки на основе их товаров рыночной новизны, обеспечивающих высоко прибыльную хозяйственную деятельность;
4) применение в единстве и взаимосвязи стратегии и тактики активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей с одновременным целенаправленным воздействием на них.
Наиболее полное представление о принципах маркетинга приводится в работе Е. Дихтля и Х. Хершгена «Практический маркетинг»:
1) marketingresearch – исследование рынка;
2) segmentation – сегментация рынка;
3) adaptation – гибкое реагирование на требования активного и потенциального спроса;
4) innovation – инновация, создание нового товара;
5) planning – планирование, построение различных маркетинговых программ, долго-, средне- и краткосрочное планирование маркетинговой деятельности фирмы;
6) promotion – продвижение товара;
7) governingofmarket – глобальное управление маркетингом, обуславливающее основной ход событий в деятельности фирмы;
8) managementofmarket – управление маркетингом, понимаемое как решение в основном краткосрочных задач по достижению желаемых уровней сбыта на различных рынках.
Данные принципы были выделены по критерию: сначала проведение конкретных эмпирических исследований потребителей, а затем запуск и самого производства на основе маркетинга. Кроме того, при выделении принципов маркетинга использовался критерий анализа логики рыночной деятельности многих западных фирм.
Рассмотрим перечисленные принципы маркетинга подробнее.