ИКТ-компетенции относятся к метапредметным компетенциям, однако их формирование и развитие обусловлено своеобразием литературы как учебного предмета.
ИКТ–компетентность — способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее определения (идентификации), организации, обработки, оценки, а также ее создания–продуцирования и передачи–распространения. Между преподаванием литературы и формированием ИКТ-компетентности есть некое изначально существующее внутреннее противоречие. Литература – это чтение текстов; ИКТ – это умение работать с символами и знаками. Преодоление этого противоречия достигается за счет формирования и развития главного умения, актуального для постижения литературы, – умения управлять информацией с помощью ИКТ. Напомним: формулировки заданий в учебнике ориентируют учащихся и на выбор наиболее удобного, надёжного, качественного источника информации, что формирует рефлексивные умения, реализует принципы личностно-ориентированного обучения, предупреждает социально-педагогические риски (см. далее).
|
|
Под управлением информацией в 9 классе мы понимает решение следующих задач.
Умения, связанные с управлением информацией | Примеры заданий |
Находить источник информации и обосновывать свой выбор | Перед чтением текста вспомните: что такое фольклор. Что такое литература? Удалось ли вам ответить на вопрос, не обращаясь к справочной литературе? Если нет, расскажите, какую литературу вы использовали для выполнения задания и чем обусловлен ваш выбор? |
Владеть культурой взаимодействия в интернете | В ходе изучения материалов раздела отберите аргументы, которые помогут вам поддержать одного из участников интернет-форума (дискуссии), которые приведены ниже. Вы вправе принять любую точку зрения. Главное – суметь ее доказать. Подводя итог изучению раздела, организуйте подобную дискуссию в классе. |
Находить информацию данному запросу | Найдите в толковом словаре или интернете значение слова «этюд». Почему Стихотворение «Утес» названо философским этюдом? |
Сравнивать, систематизировать, оценивать полученную с помощью ИКТ информацию | Узнайте, какие строки стихотворения Н.А. Некрасова «Тройка» обычно не включаются в текст «народной» песни. Подумайте, почему. |
Представлять полученную с помощью ИКТ информацию | Подберите пословицы, поговорки, афоризмы, которые могли бы стать эпиграфом к тексту «Кролики и удавы». |
Находить информацию по запросу, сформулированному самостоятельно | Хронология жизни главных героев романа «Евгений Онегин». Провинциальный российский город в изображении Гоголя и других русских писателей XIX века. Фет как переводчик зарубежной поэзии. |
|
|
Методика оценки образовательных достижений обучающихся
Рекомендуем провести две комплексные диагностические работы (см. далее): в конце первого полугодия и в конце года обучения.
Диагностические работы оценивают уровень достижения учащимися всех планируемых результатов (см. Примерное поурочное планирование курса). Спецификация каждой работы приводится ниже.
Принципиальным является отсутствие в диагностических работах заданий с выбором ответа, противоречащих особенностям литературы как учебного предмета и ведущим методическим принципам его преподавания.
Учитель вправе вносить в содержание работы корректировки. Обязательное условие – качественный анализ результатов с обучением школьников самоанализу и самооценке.