Налог на рекламу — как рассчитать правильно
Без рекламы, наверное, не обходится ни одно предприятие, а значит, сталкивается с необходимостью платить налог на рекламу. Кто платит этот налог, как определить объект налогообложения, какие существуют льготы по налогу, а главное - как правильно вести учет и подавать расчет по налогу на рекламу, рассмотрим в публикации.
Согласно ст. 15 Закона о системе налогообложения, налог на рекламу относится к местным налогам. Основным документом, регулирующим порядок взимания налога на рекламу, является Декрет. А местным органам власти, согласно ст. 18 Декрета, предоставлено право:
- устанавливать и определять порядок уплаты местных налогов и сборов по перечню и в границах установленных предельных ставок;
- вводить льготные налоговые ставки;
- полностью отменять отдельные местные налоги и сборы или освобождать от их уплаты некоторые категории плательщиков;
- предоставлять отсрочку по уплате местных налогов и сборов.
Плательщики налога
|
|
Согласно ст. 11 Декрета, плательщиками налога на рекламу являются юридические лица и граждане. Как видим, конкретные плательщики не определены. Обычно плательщиком налога на рекламу является рекламодатель (поскольку налог на рекламу уплачивается при оплате услуг за установку и размещение рекламы согласно ст. 11 Декрета), но ответственность за перечисление налога в бюджет несет производитель рекламы или лицо, размещающее рекламу.
Иными словами, рекламодатели самостоятельно не уплачивают сумму налога на рекламу в бюджет, а лишь перечисляют ее рекламному агентству или другим субъектам предпринимательской деятельности, распространявшим и размещавшим рекламу, в составе общей суммы по счету-фактуре. Как указано в письме ГНАУ от 23.02.98 г. №1873/10/16-1101, ответственные лица сумму налога на рекламу аккумулируют на собственном счете и в сроки, определенные для уплаты Положением, утвержденным органом местного самоуправления, перечисляют в полном объеме в местный бюджет.
Кроме того, ГНАУ в г. Киеве в своем письме от 14.02.2005 г. №410/10/31-106 указала, что рекламодатели уплачивают налог на рекламу при оплате услуг за установку и размещение рекламы. Рекламные агентства, получая налог на рекламу от рекламодателей, аккумулируют его на собственном расчетном счете и перечисляют в бюджет в сроки, установленные законодательством.
Если заказчик обращается с просьбой о распространении рекламы в рекламное агентство, которое, в свою очередь, прибегает к услугам третьих лиц, то для определения, кто в таком случае будет плательщиком налога, нужно исходить из того, что объектом является стоимость услуги по распространению рекламы, а услугу предоставляет третье лицо, удерживающее налог с рекламного агентства и перечисляющее его в бюджет. В свою очередь, рекламное агентство должно удержать налог с заказчика с полной стоимости услуг (с учетом стоимости услуг третьего лица), поскольку фактическим плательщиком налога является заказчик, но перечислению в бюджет подлежит только разница между удержанной с заказчика суммой налога и суммой налога, уплаченной исполнителю услуг.
|
|
Таким образом, плательщиком налога на рекламу является юридическое лицо, размещающее объекты рекламы.
Объект налогообложения и ставка налога
Налог на рекламу уплачивается со всех видов объявлений и сообщений, передаваемых с коммерческой целью при помощи средств массовой информации, печати, телевидения, афиш, плакатов, рекламных щитов, других технических средств, имущества и одежды: на улицах, магистралях, площадях, зданиях, транспорте и в других местах.
Как определено в ст. 11 Декрета, объектом налога на рекламу является стоимость услуг за установку и размещение рекламы1.
Так, объектом обложения налогом на рекламу является стоимость услуг по установке и размещению рекламы без учета НДС. Предельный размер налога на рекламу не должен превышать 0,1% стоимости услуг за размещение разовой рекламы и 0,5% за размещение рекламы на продолжительное время. Органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать размеры ставок местных налогов, но в границах установленных предельных размеров ставок согласно ст. 18 Декрета. В большинстве случаев местные органы власти устанавливают размеры ставок на уровне предельных.
Задача
Например, стоимость услуг по размещению рекламы без НДС составляет 500 грн. Соответственно:
- сумма налога на рекламу при неоднократном размещении - 2,50 грн (500 х 0,5%);
- сумма НДС - 100 грн (500 х 20%);
- общая сумма к оплате рекламных услуг - 602,50 грн (500 + 100 + 2,50).
При этом если рекламодатель обратится в рекламное агентство, то сумма, которую первому придется уплатить, будет исчисляться исходя из стоимости рекламных услуг. Как ее подсчитать, покажем в виде формулы:
СУ = Р + П + Нр + НДС,
где СУ - стоимость услуг рекламного агентства;
Р - расходы рекламного агентства на предоставление услуг, включая материальные расходы, начисление заработной платы работникам и другие расходы;
П - прибыль рекламного агентства, получаемая от предоставления рекламных услуг;
Нр - налог на рекламу, рассчитываемый следующим образом:
Нр = (Р + П) х 0,1%
Или
Нр = (Р + П) х 0,5%
НДС - налог на добавленную стоимость, рассчитываемый по формуле:
НДС = (Р + П) х 20%
Как видим, в этом случае объектом для обложения налогом на рекламу и НДС является одна и та же величина - стоимость услуг рекламного агентства.