Школьный возраст охватывает детей 6-18 лет. В этот возрастной период «создается фундамент всестороннего физического развития, формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье». [50]
Школьный возраст разделяется на три периода:
1. младший шкoльный вoзраст;
2. средний шкoльный вoзраст;
3. старший шкoльный вoзраст.
6-11 лет – это возрастные границы младшего школьного возраста. В этом возрасте продолжается физическое, физиологическое и психологическое развитие ребенка. Но существуют и особенности возрастного развития у детей младшего школьного возраста.
В данный возрастной период относительно равномерно развивается опорно-двигательный аппарат, но различна интенсивность роста отдельных размерных признаков. В связи с этим, длина тела ребенка в этот период увеличивается в больше мере, чем его масса. После периода первого физиологического вытяжения (6-7 лет) скорость роста относительно стабилизируется. У 8-летнего ребенка он 130 см, 11-летнего – в среднем 145 см.
|
|
Масса тела также возрастает более упорядоченно. Вес 7-летнего – около 25 кг, 11-летнего - 37 кг.[2,7,12,24,42,46,48,50,51]
В данный возрастной период не прекращается рост и образование костей. Суставы у младших школьников очень подвижны, а скелет еще имеет большое количество хрящевой ткани. До 8-9 лет сохраняется большая подвижность позвоночного столба. Таким образом, именно в младшем школьном возрасте следует развивать подвижность всех основных суставов.
Мышцы детей 6-11 лет состоят из тонких волокон, при этом в их составе содержится небольшое количество белка и жира. А крупные мышцы развиты в большей степени, нежели мелкие мышцы.
К 11 годам объем легких ребенка равен половине объема легких взрослого человека. У 7-летнего ребенка минутный объем дыхания составляет 3500 мл/минуту, а у 11 –летнего ребенка – уже 4400 мл/ минуту. Жизненная емкость легких в начале данного возрастного периода равна 1200 милилитров, в конце возрастного периода – 2000 милилитров. [2,7,12,24,42,46,48,50,51]
Выбирая физические нагрузки, структуру двигательных действий, методы воздействия на организм, следует ориентироваться на показатели функциональных возможностей организма младшего школьника.
Ребенок младшего школьного возраста нуждается в высокой двигательной активности. С каждым новым учебным годом двигательная активность школьников значительно уменьшается. Таким образом, детей следует обеспечить достаточным объемом суточной двигательной деятельности, обращая внимание на их возраст и состояние здоровья.
В связи с этим, Н.Т. Лебедева (табл.1) установила следующие объемы суточной двигательной деятельности для детей младшего школьного возраста. [50]
|
|
Таблица 1 – Двигательная активность учащихся младших классов
при разных видах мышечной деятельности
Вид мышечной деятельности | Продолжительность, мин. | Объем движений, шаги | |
Мальчики | Девочки | ||
Утренняя гимнастика (дома) | 400-500 | 500-700 | |
Гимнастика на уроке (в школе) | 200-300 | 300-400 | |
Физкультпауза на уроках и при самостоятельной работе | 120-150 | 150-200 | |
Подвижные игры: На переменах: Больших Малых На уроках физической культуры На открытом воздухе | 60-90 | 700-1000 400-500 1200-3240 3000-4000 | 800-1200 500-600 1200-3240 4000-5000 |
Лыжная тренировка (внеклассные занятия) | 6480-9120 | 6480-9120 |
Исследуя особенности развития детей младшего школьного возраста, как отечественные, так и зарубежные методисты пришли к выводу, что именно период 6-11 лет является наиболее благоприятным для развития координационной способности и скоростной способности.
Еще А.А. Гужаловский [18,19,20,21,22,23] отмечал, что очень важно не упустить те возрастные периоды, которые очень благоприятны для развития скоростных способностей. Именно в такие периоды работа, которая направлена на развитие той или иной способности, даёт наиболее лучший результат.
Учитель сможет более эффективно спланировать задания для развития способностей ребенка, сможет более успешно организовывать и методически правильно осуществлять процесс их развития во время урока, если он будет знать закономерности развития различных двигательных способностей школьников. [7]
Так же эффективность работы будет зависеть от индивидуальных темпов развития того или иного качества. Именно поэтому развитие скоростных способностей происходит в период ускоренного развития. [8]
Темпы прироста различных физических способностей у детей младшего школьного возраста доказывают вышесказанное (таб. 2):
Таблица 2 – Темпы прироста различных физических способностей
у детей младшего школьного возраста (%). [50]
Физические способности | Среднегодовой прирост | Общий прирост | ||
Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | |
Скоростные | 5,7 | 6,0 | 17,2 | 18,0 |
Силовые | 12,7 | 8,7 | 38,0 | 36,0 |
Общая выносливость | 7,9 | 5,5 | 31,6 | 22,1 |
Скоростная выносливость | 3,4 | 3,6 | 13,4 | 14,4 |
Силовая выносливость | 10,4 | 7,4 | 11,7 | 29,7 |
Таким образом, основываясь на вышеприведенных результатах исследований и на физиологических особенностях детей младшего школьного возраста, данную возрастную группу я выбрал для проведения своего эксперимента.