Объемы расходов федерального бюджета на 2018-2020 годы на реализацию государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» отличаются от объемов расходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. №345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности». В Законопроекте эти показатели выше, чем в Постановлении Правительства №345.
При этом в табличной части Законопроекта проведено сравнение планируемых показателей и показателей, утвержденных Федеральным законом №415-ФЗ, в котором на 2018 и 2019 гг. объемы расходов федерального бюджета определены в таких же размерах, что и в Постановлении Правительства №345. В текстовой части Законопроекта также описано, по каким причинам объемы расходов увеличены.
В этой связи важно:
– в табличной части представить сравнение показателей Законопроекта и Постановления Правительства Российской Федерации №345;
|
|
– в тексте документа дать обоснование факторов, по которым планируется увеличение размеров параметров ресурсного обеспечения на 2020 год по сравнению с Постановлением Правительства №345.
Аналогичные рекомендации можно дать в отношении обоснований других государственных программ, по которым утверждены объемы бюджетных расходов с разбивкой по годам, например в отношении государственной программы «Юстиция», введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 12 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция».
При обосновании расходов федерального бюджета изменения параметров ресурсного обеспечения в разрезе структурных элементов государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» представлено в 4.2.15. В первых двух колонках сравнение и расчет «дельты» происходят между параметрами Законопроекта и федерального закона № 415-ФЗ (в нем объемы бюджетного финансирования на 2018 и 2019 гг. аналогичны параметрам государственной программы). При этом сравнение проводится за аналогичный период (параметры 2018 года (Законопроект) сравниваются с параметрами 2018 года (федеральный закон № 415-ФЗ) и определяется разница; параметры 2019 года (Законопроект) – с параметрами 2019 года (Федеральный закон № 415 – ФЗ)). Однако в третьей колонке сравнение и расчет «дельты» проводятся только на основании данных Законопроекта, причем сопоставляются два подряд идущих года (параметры 2020 года (Законопроект) сравниваются с параметрами 2019 года (Законопроект)).
|
|
В Пояснительной записке указано, что определение «базовых» объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2018 и 2019 годы произведено на основе бюджетных ассигнований, утвержденных Законом № 415–ФЗ, «базовые» объемы 2020 года приняты равными «базовым» объемам 2019 года». Иными словами, получается, что «базовые» параметры бюджетного финансирования на 2018 и 2019 гг., утвержденные федеральным законом № 415-ФЗ, взяты на уровне, обозначенном в государственной программе, а на 2020 год «базовые» размеры, изначально определены в повышенных размерах.
Более того, обоснования причин, по которым «базовые» размеры бюджетного финансирования на 2020 год определены на уровне, отличающемся от параметров, обозначенных в государственной программе, в Пояснительной записке не приводятся.
Такие же выводы можно сделать в отношении:
– описательной части изменений параметров ресурсного обеспечения в разрезе структурных элементов государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»;
– таблицы 4.2.14, в которой применительно к 2020 году расчеты производятся по схеме, отличной от схемы расчетов для 2018 и 2019 гг.
В результате полученные данные, представленные в таблицах 4.2.14 и 4.2.15, являются несопоставимыми, их сложно применять для анализа.
Более того, аналогичная ситуация прослеживается при обосновании объемов бюджетных расходов по другим государственным программам.
В Стратегии национальной безопасности, которая относится к базовым документам стратегического планирования, к числу наиболее опасных угроз отнесены высокий уровень преступности и коррупции. В Стратегии отмечено, что обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, разработки и использования специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений, искоренение причин и условий, порождающих коррупцию, которая является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов, в частности за счет:
– осуществления комплексного развития правоохранительных органов;
– укрепления социальных гарантий их сотрудникам;
– совершенствования научно-технической поддержки правоохранительной деятельности;
– принятия на вооружение перспективных специальных средств и техники;
– развития системы профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения государственной и общественной безопасности.
Целью реализации государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» является повышение качества и результативности противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности, обеспечения общественной безопасности и безопасности дорожного движения, а также создание условий, способствующих эффективному развитию миграционных процессов.
Иными словами в указанных документах прослеживается комплексный подход к решению задач противодействия криминализации социально-экономических отношений и борьбы с коррупцией.
Однако в Пояснительной записке обоснование проведено только в отношении изменений объемов бюджетного финансирования по сравнению с федеральным законом №415-ФЗ.
То есть из текста Пояснительной записки не видно, как в контексте ресурсного обеспечения решаются задачи, поставленные в Стратегии и в Постановлении правительства №345. Не конкретизировано и не обоснованно, на какие цели направляется основная масса бюджетных расходов, выделяемых на выполнение государственной программы, какие объемы расходов определены по каждому направлению бюджетного финансирования. Детализация приведена только в контексте подпрограмм. Например, в Пояснительной записке не указано, какие объемы бюджетных средств планируется направить на обеспечение и усиление социальных гарантий сотрудникам.
|
|
Так в п. «Общие подходы к формированию объема и структуры расходов федерального бюджета» указано, что формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2018–2020 годы осуществлялось, в частности, исходя из «увеличения бюджетных ассигнований на ежегодное повышение оплаты труда на прогнозный уровень инфляции с 1 января 2018 года на 4,0%, с 1 октября 2019 года на 4,0% и с 1 октября 2020 года на 4,0%». Однако в Пояснительной записке не указано, в отношении каких категорий работников планируется ежегодное повышение оплаты труда. Не всем категориям работников, оплата труда которых производится за счет средств федерального бюджета, проводится ежегодное повышение оплаты труда. В этой связи следует конкретизировать указанный выше показатель.
Характерно, что аналогичные выводы можно сделать по большинству других государственных программ, представленных в Пояснительной записке.