На первом этапе испытуемые завершают незаконченные предложения, на втором этапе производят оценку своего эмоционального отношения к содержанию данной концовки.
Инструкция для студентов, 1-й этап: необходимо закончить предложение одним или несколькими словами.
1. Если я знаю, что поступил неправильно, то…
2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…
3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно…
4. Когда в моем присутствии обижают человека, я…
5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я…
6. Если бы я был на месте педагога, я…
Методика № 5.2 «Как поступать»
Инструкция для студентов, 1-й этап: в предложенной ситуации, необходимо сообщить, как бы Вы себя в ней повели.
Первая ситуация:во время перемены один из твоих однокурсников украл «мобильник» у другого. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему?
Вторая ситуация:твои сокурсники сговорились прогулять лекции. Как ты поступишь? Почему?
|
|
Третья ситуация: В отсутствие преподавателя один из студентов твоей группы вымазал клеем учительский стул. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему?
Инструкция для 2-го этапа, одинакова для обеих методик. Прочитав каждое предложение или разобрав каждую ситуацию выставить эмоционально-оценочный балл: +1, 0, –1. По следующей шкале:
+1 - положительная оценка и положительное отношение к тому, о чем идет речь, переживание при этом положительных эмоций: радости, удовлетворения, признательности, благодарности, уверенности в себе, покоя и т.д.;
0 - нейтральная оценка и нейтральное отношение к тому, о чем идет речь. Отсутствие каких–либо эмоций.
-1 - негативная оценка, негативное отношение к тому, о чем идет речь.
Переживание при этом отрицательных эмоций: раздражения, гнева, досады, страха, грусти, обиды, зависти, презрения и т.д., или - если предложение не закончено по причине сильных неприятных переживаний, связанных с тем, о чем идет речь.
Обработка результатов для методик № 5.1и № 5.2
Подсчитать общую сумму баллов, и при помощи ориентировочной шкалы определить свои эмоционально-нравственные ориентиры:
0 баллов – Вы не имеете четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняете поступки (они не соответствуют тем качествам, которые Вы называете), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им Вы не стремитесь или считаете это недостижимой мечтой. Адекватно оцениваете свои поступки, однако, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
|
|
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.
3 балла – Вы обосновываете свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Задание 5.3 Оформить отчет по выполненным заданиям. Сделать выводы по результатам полученных ориентировок эмоционально-нравственных норм и их влиянию на формирование профессионально-педагогической культуры студентов.
Контрольные вопросы
1 Назовите основные компоненты профессионально-педагогической культуры.
2 Какие понятия включает в себя педагогическая культура?
3 Критерии эмоционально-нравственного развития студентов.
4 Дать определение понятию толерантность.
5 Назовите правила толерантного поведения.