XIII в. – Раннее Возрождение Был заложен фундамент культуры эпохи Возрождения в равной мере светского, пронизанного духом античности и религиозного, христианского. | Данте Алигьери (1265-1321)(поэт). Впервые вводит в сюжет произведения новые элементы, часто противоречащие церковным канонам. | «Божественная комедия» |
Николо Пизано (ок.1220 -между 1278-1284)(скульптор и архитектор) | Кафедра баптистерия в Пизе | |
Джотто ди Бондоне (1266/1267-1337) (художник). С Джотто фактически началось становление искусства Возрождения. | Фрески Капеллы дель Арена в Падуе, церковь Санта-Кроче во Флоренции | |
XIV – перв. пол. XV в. Классическая зрелость Раннего Возрождения Происходят радикальные изменения концепции, методов и роли искусства. | Франческо Пертрарка (1304-1374)(поэт, основатель гуманистической культуры). Первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога, а человека; популяризатор наследия античных авторов. | Сонеты на жизнь и смерть мадонны Лауры. Трактат «О великих мужьях древности» |
Джованни Боккаччо (1313-1375)(писатель). Создал новый тип героя - «естественного человека», гармоничного и прекрасного от рождения. | Книга новелл «Декамерон» | |
Филиппо Брунеллески (1377-1446) (архитектор, скульптор, ученый). | Купол Собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции | |
Донателло (ок. 1386-1466)(скульптор). Создал классические формы и виды ренессансной скульптуры. | Статуя «Давид», конный памятник кондотьеру Гаттамелате в Падуе, величественные надгробия | |
Мазаччо (1401-1428)(живописец) – воплощал гуманистические представления о человеке. | Росписи в капелле Бранкачи во Флоренции | |
XV в. Идеальный способ выявления сути вещей художники видят в технике. | Итальянские, французские, немецкие мастера. | Собор в Милане в стиле интернациональной готики |
XV- XVI вв. Главной ценностью искусства становится целенаправленность художественной деятельности. | Леон Батист Альберти (1404-1472)(ученый, архитектор, теоретик искусства). Обобщил опыт современного ему искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия. | Теоретические трактаты по искусству; в архитектуре использовал античную ордерную систему (церковь Сант-Андреа в Мантуе) |
XVI в. Утверждается идеал титанической личности. | Леонардо да Винчи (1452-1519) (живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер). Сочетал разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями; подчеркивал решающее значение практики и опыта в познании мира. | «Трактат о живописи»; Росписи: «Тайная вечерня» – фреска в трапезной монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане; Портрет «Джоконда» – самый знаменитый портрет эпохи Возрождения и др. |
Рафаэль Санти (1483-1520) (живописец, архитектор). Воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения. | Росписи парадных залов Ватиканского дворца; «Сикстинская мадонна», «Мадонна Конестабиле»; портреты «Б. Кастильоне»), проектировал собор Св. Петра в Риме | |
Микеланджело Буонарроти (1475-1564) (скульптор, живописец, архитектор, поэт). Выразил идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманизма. | Росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, статуи «Моисей», «Давид», «Оплакивание Христа» и др. Руководил строительством собора Св. Петра, созданием ансамбля Капитолия в Риме | |
Джорджоне (1476 или 1477-1510) (живописец). Воплотил в работах единство человека и природы; влюбленность в красоту земного бытия. | «Юдифь», «Спящая Венера», «Сельский концерт», «Гроза» и др. | |
Тициан Вечеллио (ок. 1476/77 или 1489/90-1576)(живописец) Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. | «Кающаяся Магдалина», «Любовь земная и небесная», «Венера», «Даная», «Святой Себастьян» и др. |
Реформация(от лат. reformation – преобразование, исправление) – широкое, разнородное социально-полити-ческое и идеологическое движение XVI-XVII вв., охватывающее большинство стран Западной и Центральной Европы. |
В целом, искусство Ренессанса в лице крупнейших представителей участвовало в преобразовании культуры, состоящего, в общих чертах, в нелегком переходе от замкнутых систем схоластической мысли к гибкой методологии, находящейся в постоянном развитии, от истин, установленных раз и навсегда, к постоянному сомнению и поиску, от подчинения авторитетам к непосредственному опыту, от догматизма к конфронтации.
Роль Реформации в становлении буржуазной культуры |
Человечность, провозглашавшаяся гуманистами, была нацелена на некий достаточно размытый идеал. В усложнившихся общественных условиях он не выдержал проверку временем, и на смену восторженности гуманистическими идеями пришло разочарование. Подорвав престиж церкви, ослабив ее контроль над искусством и возвысив светскую ученость, гуманизм расчистил дорогу новому движению, захватившему Европу.
В XVI в. столетии в Европе развернулось народное движение, направленное против католической церкви – Реформация, которая привела к возникновению новой ветви христианства – протестантизма. Вслед за Марксом протестантизм может быть истолкован как «буржуазная разновидность христианства». По мнению М.С. Кагана, «широкий спектр значений – от узко теологического до экономически-политического, включая социально-психологическое с его прямыми нравственными, эстетическими и художественными последствиями, – делают Реформацию подлинно общекультурным по ее масштабу историческим явлением».[12]