Таблица №1.2.
Методологический принцип | Характеристика |
Иррационализм | как методологический принцип, предполагает отрицание познавательного значения разума либо отводит разуму вспомогательную роль и поэтому допускает утверждение того, что как человек и окружающий его мир, так и история иррациональны по своей природе, а также выдвигает на первый план аспекты духовной жизни, выходящие за пределы мышления, как-то: воля, чувство, интуиция, воображение, мистическое озарение и т. д. |
Релятивизм | – принцип методологии, базирующийся на абсолютизации положений об изменчивости действительности и условности наших знаний о ней, вследствие чего факты развития познания, сопровождающиеся преодолением достигнутого прежде уровня, рассматриваются как доказательные аргументы его (познания) неистинности, как основание для отрицания объективных истин. |
Эволюционизм | – методологический принцип, в соответствии с которым процесс развития системы рассматривается как медленное изменение количественных характеристик, позволяющих констатировать происходящие постепенные и глубокие качественные изменения, характеризовать особенности этих изменений в природе и общественных процессах, включая экономику, культуру и иные системы. |
Органицизм | – это такой методологический принцип, который допускает только целостный (системный) подход к изучению объектов, а составляющие их элементы и отношения между ними характеризуются как внутренние, т. е. лишь как компоненты (части) исследуемого объекта. |
Полифункционализм | – принцип методологии, допускающий необходимость изучения деятельности индивида в самых разнообразных проявлениях с тем, чтобы избежать сведение множества социальных функций к определению только одной, в соответствии с которой человек характеризуется главным образом как максимизатор функции полезности. |
|
|
Методы истории экономических учении
Таблица №1.3.
Метод | Характеристтика |
Метод логической (научной) абстракции | (По-латински «abstractio» означает отвлечение) предполагает намеренное отвлечение исследователя от частных или, как принято говорить, второстепенных моментов и сторон определенного явления ради выявления в нем того, что имеет существенное значение и постоянно повторяется и позволяет раскрыть суть экономического явления в таких наиболее общих понятиях (категориях), как производство, деньги, обмен, потребность, распределение и др. |
Анализ | Как один из методов познания, основывается на многоступенчатом, многоходовом процессе мысленного расчленения изучаемого |
Экономический эксперимент проводится в следующей последовательности: теоретическая и организационная подготовка, экономико-математическое моделирование, проведение и наблюдение за ходом экономического эксперимента, подведение итогов и принятие решений и выводов по использованию его результатов. |
Методология экономических школ
|
|
В истории экономических учений выделяют три периода: Дорыночную экономику, нерегулируемую и регулируемую рыночную экономику. Рассмотрим доминирующие методы в каждой из этих периодов в таблицу
Таблица №1.4.
Доминирующие методы | Дорыночная экономика | Нерегулируемая рыночная экономика | Регулируемая рыночная экономика |
Каузальный | Поздний меркантелизм | Австрийская школа, Лозанская | Кйнс, Вальрас |
Формальная логика В том числе: | |||
Индукция | |||
Дедукция | |||
Синтез | |||
Анализ | |||
Функциональный | |||
Субъективно-психологический | |||
Исторический | |||
Математический | |||
Коллективно-психологический | |||
Сравнительный | |||
Количественный | |||
Логической абстракции- | |||
Статистический |