Ответы:
1) Человек существует прежде всего как живое органическое существо, единство души и тела. Дышать, пить, есть- это и есть природное существование человека. Биологическое не выделяет его из ряда животного мира, а лишь сближает, оно и делает биологическое бытие, человеческим бытиём.
2) Уникальность бытия человека заключается в том, что вроде человек вышел из природы, и всё также прибывает в ней, он отчасти божество и отчасти животное, он бесконечен и ограничен. Человек постоянно должен разрешать противоречия своего существования, находить всё большие формы единения с природой.
Г.ЛукачС.82-85.
Вопросы:
В чем суть ошибок и достижений Фейербаха в анализе проблемы
Человека?
В чём заключается принципиальная новизна Маркса в анализе проблемы человека?
Почему проблема отчуждения человека, впервые поставленная Марксом, стала основной философской дискуссией в первой половине 20 века?
В чём состоит принципиальный недостаток учения о человеке Хайдеггераи Лукача?
|
|
Ответы:
1) История есть непрерывное изменение форм предметности, которые образуют наличное существование человека. Только исходя из этой точки зрения, история становится историей человечества. Превращение Фейербах философии в антропологию отодвинуло человека в сторону. В этом кроется большая опасность всякого гуманизма или всякой антропологической позиции. Ибо если человек постигается как мера всех вещей, если благодаря этой точке зрения должна быть снята всякая трансценденция, если к нему не применять это масштаб, если человек не становиться диалектическим, то таким образом человек просто занимает место тех сил, которые он должен объяснять.
2) Маркс никогда на говорит просто о человеке, он всегда мыслит человека в качестве члена конкретного общества. Сам человек участвует в диалектическом процессе в качестве предметного основания исторической диалектики.
3) Проблема отчуждения человека в капиталистическом обществе стала основной для обсуждения потому что в это время обнаружились симптомы кризиса техногенного общества. Человек и он сам, и его оппонент отождествляли понятие отчуждение с понятием предметной деятельности человека
4) они пытались сформировать систему философского знания, опираясь на онтологию общественного бытия.
Г. Маркузе, Э. Фромм. С. 408-409,411.
Вопросы:
Каковы возможные перспективы развития творческой деятельности человека?
Что мешает осуществлению этих возможностей?
Ответы:
1) На мой взгляд, пока будет существовать техногенное общество творческая деятельность в полном объёме этого значении существовать не может. В процессе развития индустриального общества происходит подавление индивидуальности в процессе социально необходимых видов деятельности.
|
|
2) В настоящий момент труд начали понимать не как деятельность, а как товар. Труд должен выражать индивидуальность, психические и физические силы трудящегося. Он столько средство достижения цели, но и самоцель, это осмысленное приложение человеческой энергии. Труд человека превратился в принудительную, отчужденную, бессмысленную работу, а человек в ущербного.