Отношения России со Средней Азией имеют многовековую историю. Еще в древности "великий шелковый путь" — система дорог — связывал Азию с Европой в единую мировую цивилизацию. Значительно позже, в XIV в., на ярмарках России можно было встретить среднеазиатских купцов. Но начало межгосударственных русско-среднеазиатских отношений падает на XVI век. В 1558 г. царь Иван Грозный направил в Хиву и Бухару англичанина А. Дженкинсона (московские купцы из-за опасности пути не решались тогда самостоятельно вести торговлю со Средней Азией) с предложением установить регулярные русско-среднеазиатские торговые связи. Этот визит вызвал ответные посольства из Бухары и Хивы, но постоянных контактов достигнуто не было. Не удалось нормализовать торговые связи со Средней Азией и Петру I. Посольства в Среднюю Азию, возглавляемые князем А. Бековичем-Черкасским, закончились трагически: в 1717 г. российская экспедиция, направленная в Хиву, по указанию хана была истреблена, что на время прекратило русско-среднеазиатские отношения на правительственном уровне.
|
|
К середине XIX в. в Средней Азии существовали три самостоятельные государства — Кокандское, Хивинское ханства и Бухарский эмират, сложившиеся к XVII-XVIII вв. Эти земли населяли узбеки, таджики, туркмены, кыргызы, каракалпаки. По характеру общественных отношений ханства Средней Азии были феодальными государствами с достаточно сильными патриархально-родовыми и рабовладельческими отношениями. Одной из особенностей их экономического развития было отсутствие частной собственности на землю, в значительной степени связанное с природно-географическими условиями региона. Засушливый климат требовал искусственного орошения; заботы о сохранности ирригационной системы нуждались в коллективных усилиях и затрудняли ведение индивидуального хозяйства дехкан.
Верховным собственником земли был хан. Он представлял дехканам землю в пользование на жестких условиях: подати с нее нередко доходили до половины урожая. В Средней Азии отсутство-
1В официальных документах России в понятие "Средняя Азия" включались не только среднеазиатские государства, но и Казахские жузы, Кыргызские и Туркменские племена, не создавшие своей государственности.
вало понятие "крестьянин-собственник", там не было и подворного землевладения.
Путешественники, ученые, дипломаты и военные, посещавшие Среднюю Азию, отмечали контрастность ее природы и хозяйства. В оазисах — Зеравшанской, Ферганской, Ташкентской долинах — были достаточно высокий уровень земледельческой культуры и большая плотность населения. Там выращивали пшеницу, ячмень, рис, обрабатывали хлопок, занимались садоводством и виноградарством. В степных районах и пустынях, как правило, жило кочевое население, главным занятием которого было скотоводство. Общинное владение пастбищем составляло одно из условий существования кочевых племен.
|
|
Среднеазиатские ханства были аграрными государствами, большинство населения которых занималось земледелием и скотоводством. В городах развивалась промышленность, по преимуществу в форме ремесла; там производились шелковые, хлопчатобумажные, шерстяные ткани и металлические изделия, часть из которых направлялась на внешний рынок — в соседние страны Востока и в Россию. При однотипности экономического склада ханства имели и свои специфические особенности. Кокандское ханство сложилось как военно-феодальное государство с сильной военной знатью как главной опоры хана; Бухарское — как духовный центр Средней Азии.
Поступательному развитию экономики края мешали непрекращавшиеся войны между Бухарой и Кокандом, Хивой и Бухарой, земледельческими и кочевыми племенами, столкновения средне-азиатских ханств с соседними государствами — Ираном и Афганистаном. Конфликты приводили к разрушению ирригационных систем, убийству и пленению людей, уничтожению селений. По мнению отечественных востоковедов, с XVII—XVIII вв. в Средней Азии сравнительно со средневековьем, когда она была одним из центров цивилизации Востока, замечается спад экономики и культуры.
В политическом отношении ханства были военными деспотиями: их правители имели единоличную власть, подбирая для административного управления преданных им чиновников; законов, которые охраняли бы жизнь и имущество населения, не существовало. При взимании налогов, распределении воды, формировании армии господствовал произвол. В Среднеазиатских государствах в XIX в. продолжало существовать рабство. Рабами становились пленные, захваченные в ходе войны и набегов; рабы пополняли армию, были домашней прислугой.
В политической и общественной жизни ханств важную роль играло мусульманское духовенство, указаниями которого руководствовались эмиры и ханы в своей внутренней и внешней политике; оно влияло на мировоззрение и культуру мусульман. Образование в ханствах носило преимущественно религиозный характер; главное внимание в мектебе (начальных школах) и медресе (сред-
них) отводилось изучению Корана, воспитанию покорности (слово; "ислам" означает покорность"), признанию божественного происхождения ханской власти. Вместе с тем духовенство было наиболее образованной частью населения среднеазиатских государств; правда, свое главное назначение оно видело в распространении ислама и его догматов. Клановость, существовавшая в Средней Азии, а также оторванность от мирового рынка замедляли экономический и социальный прогресс региона.
В этих условиях экономические связи с Россией, вступившей на капиталистический путь развития, приобретали особую значимость. Важны были азиатские рынки и для России.