К середине XIX в. интеллигенция в России существует как вполне сложившаяся социальная группа. Ее появление как особого социального слоя относится к 30—40-м годам. Начиная с эпохи реформ, она становится одной из главных действующих сил русской истории.
Сам термин "интеллигенция" появился в России в 60-е годы (одним из первых его ввел писатель П. Д. Боборыкин). Но в России
интеллигенция, в отличие от общепринятого понимания этого термина в Западной Европе (как группы людей, профессионально занимающихся умственным трудом), всегда представляла "особую общественную силу". Это неоднократно отмечалось и отечественными, и зарубежными исследователями. Н. И. Бердяев писал:
"Интеллигенция была у нас идеологической, а не профессиональной и экономической группировкой, образовавшейся из разных социальных классов, сначала по преимуществу из более культурной части дворянства, позже — из сыновей священников и дьяконов, из мелких чиновников, из мещан. И после освобождения — из крестьян. Это и есть разночинная интеллигенция, объединенная исключительно идеями и притом идеями социального характера".
|
|
Основной чертой самосознания русской интеллигенции было ее противостояние власти, которое проявлялось как в революционном максимализме, так и в либеральных воззрениях. Особенностью мировоззрения интеллигенции было также чувство ее неоплатного долга перед народом. Осознание "нужности" народу лежало в основе общественной активности интеллигенции, роль которой в пореформенной культурной жизни значительно возросла. С деятельностью интеллигенции было связано развитие народного образования, просвещения, науки.
Эпоха 80-х годов породила новое понимание взаимоотношения интеллигенции и народа. Неудача "хождения в народ" значительно Подорвала веру разночинской интеллигенции в то, что она знает нужды и стремления крестьянства. Мысль о разрыве, разобщенности интеллигенции с народом звучит как лейтмотив многих художественных произведений, созданных в 80-е годы (поэзия Надсона, проза Гаршина, живопись Репина). Непонимание народом стремлений интеллигенции с удивительной силой достоверности передал И. Е. Репин в картине "Арест пропагандиста" (1880—1892).
За отрыв от народа критиковал интеллигенцию Ф. М. Достоевский. В речи о Пушкине, произнесенной 8 июня 1880 г., он осуждал революционеров ("скитальцев") за то, что они "оторвались от народной нивы". Революционности интеллигенции он противопоставлял идеал "народной правды", основанной на нравственных принципах православия. Однако идея Достоевского о религиозно-нравственном союзе интеллигенции с народом не вызвала сочувствия у большинства русской общественности того времени.
|
|
Некоторые сведения о профессиональном составе интеллигенции и участии ее в общественно-культурной жизни в конце столетия содержит Всероссийская перепись населения (1897). Из 126 млн. населения России педагогическим трудом занимались свыше 170 тыс. человек, библиотечным делом — примерно 1 тыс., книжной торговлей — немногим более 5 тыс. человек. В стране было около 15 тыс. художников и артистов, 3 тыс. ученых и литераторов. Лица духовного звания насчитывали в это время более 250 тыс. человек.
Успехи научной мысли
Общественно научное движение Общая атмосфера первых пореформенных десятилетий, идеи революционных демократов об огромной социальной роли науки, наряду с объективными причинами, способствовали "необычайным успехам умственного движения" (К. А. Тимирязев).
В пореформенное время вырос авторитет университетской науки. Здесь возникли крупные научные школы, труды некоторых профессоров получили мировое признание. В середине 60-х годов "Современник" отмечал, что "во многих отраслях науки представители нашей университетской учености не только не уступают, но даже превосходят своими достоинствами представителей учености академической".
Серьезный вклад в развитие наук внесли научные общества, существовавшие, как правило, при университетах. В 1872 г. в России насчитывалось более 20 таких обществ, преобладающая часть которых возникла во второй половине XIX в.: Русское математическое общество; Русское химическое общество, преобразованное позднее в физико-химическое; Русское техническое общество; Русское историческое общество.
С деятельностью научных обществ связано широкое развитие общественной инициативы в научной жизни. Всероссийские съезды ученых-естествоиспытателей, врачей, археологов, юристов стали новой формой научной жизни, обусловленной все более настоятельной необходимостью коллективного обсуждения научных проблем. Съезды способствовали обмену опытом, популяризации науки, распространению практики. В России проводились и международные съезды ученых, русские ученые избирались почетными членами европейских академий и научных обществ.
Достижения русской науки этого времени повысили ее международный авторитет. "Возьмите любую книгу иностранного научного журнала, — писал Тимирязев в середине 90-х годов, — и вы почти наверняка встретите русское имя. Русская наука заявила свою равноправность, а порою и превосходство".
В химии с именем Д. И. Менделеева связано открытие одного из основных законов естествознания — периодического закона химических элементов (1869). Менделеев предсказал существование элементов, которые были еще не известны в то время и которые действительно были открыты впоследствии.
Большими успехами отмечена работа ученых-физиков, среди которых имя А. Г. Столетова, создателя отечественной физической школы, по праву занимает одно из первых мест.
В области географии всемирную известность получили opгaнизованные Русским географическим обществом экспедиции по ис-
следованию Средней и Центральной Азии и Сибири П. П. Семенова-ТянШанского, Н. М. Пржевальского, Ч. Ч. Валиханова. С именем Н. Н. Миклухо-Маклая связаны открытия в области географии и этнографии, которые он сделал во время путешествий в Юго-Восточной Азии, Австралии, Океании.
Научные идеи ученых-естествоиспытателей, успехи русского естествознания в целом основывались тогда на материалистическом понимании природы. В укреплении материалистической традиции исключительно важны достижения в физиологии. В 1863 г. была напечатана работа И. М. Сеченова "Рефлексы головного мозга", имевшая огромное значение для развития учения о высшей нервной деятельности. Сеченов создал физиологическую школу, из которой вышел И. П. Павлов. В 70-е годы началась его деятельность как ученого-физиолога.
|
|
Многие русские ученые-естествоиспытатели были убежденными пропагандистами и продолжателями учения Ч. Дарвина. Русский перевод его основного труда "Происхождение видов путем естественного отбора" появился в России через шесть лет после опубликования в Англии, в 1865 г.
Развитие эволюционного учения в России связано с именами И. И. Мечникова и А. О. Ковалевского, создавших сравнительную эмбриологию. Мечников работал также в области сравнительной патологии, заложил основы учения об иммунитете, открыв в 1882 г. явление фагоцитоза — способности защитных свойств организма. Работы Мечникова имели мировую известность. Он был избран почетным доктором Кембриджского университета, работал в институте Луи Пастера во Франции.
Одним из основателей русской научной школы физиологии растений был К. А. Тимирязев, блестящий популяризатор науки, убежденный сторонник дарвинизма, много сделавший для его пропаганды.
Во второй половине XIX в. были достигнуты крупные успехи в области электротехники. П. Н. Яблочков изобрел первую практически пригодную дуговую электрическую лампу без регулятора ("свеча Яблочкова"), а А. Н. Лодыгин создал лампу накаливания. Изобретение радиотелеграфа А. С. Поповым относится к числу выдающихся мировых открытий. 25 апреля (7 мая) 1895 г. ученый выступил на заседании Русского физико-химического общества с докладом о результатах изучения проблемы использования электромагнитных волн для передачи сигналов на расстоянии.
Основоположником современной аэродинамики был Н. Е. Жуковский. Ему принадлежат многочисленные труды по теории авиации. К этому же времени относятся первые исследования в области аэро- и ракетодинамики К. Э. Циолковского. Преподаватель гимназии в г. Калуге, Циолковский был ученым мирового масштаба. Циолковский разрабатывал некоторые идеи "русского космизма", его философские взгляды были близки идеям ученого-естествоис-
|
|
пытателя В. И. Вернадского. Последователем Циолковского был А. Л. Чижевский — один из основоположников гелиобиологии.
Во второй половине XIX в. ученые-гуманитарии создали ценные научные исследования в истории, лингвистике, литературоведении, экономике. В 60—70-е в годы в области истории развернулась научная деятельность С. М. Соловьева. Его капитальный труд "История России с древнейших времен" (в 29 томах), над которым ученый работал с 1851 по 1879 гг., стал крупнейшим достижением отечественной науки. Для этого времени характерен большой интерес в обществе к проблемам всеобщей истории: средневековой и новой истории западноевропейских стран, славяноведению, востоковедению.
Большой вклад в развитие исторической науки внес В. О. Ключевский. "Курс русской истории" и другие его труды посвящены общим вопросам русской истории, вопросам крестьянства, проблемам возникновения и отмены крепостного права.
В области филологии и лингвистики работал И. И. Срезневский — основатель петербургской школы славистов. Им написаны работы по истории русского старославянского языка, древнерусской литературы. Основателем московской лингвистической школы был Ф. Ф. Фортунатов. В пореформенный период было положено начало исследованию творчества А. С. Пушкина. Первое научное издание сочинений великого поэта подготовил П. В. Анненков. Он написал также ряд исследований, посвященных его жизни и творчеству.
Интенсивная работа велась в области фольклористики. Огромную работу по собиранию и изучению народного творчества проделал В. И. Даль, издавший в 60-е годы "Толковый словарь живого великорусского языка", который не утратил своего научного значения и по сей день.
Отличительной чертой научной жизни пореформенного времени были широкая общественно-просветительская деятельность ученых, популяризация научных знаний через публичные лекции, издание научно-популярной литературы. В это время выросло число научных и специальных периодических изданий (примерно с 60 в 1855 г. до 500 к концу столетия), причем, в первую очередь, этот рост коснулся провинции (вместо 7 стало издаваться около 180 научных журналов).
Развитие науки, достижения в области естествознания оказали огромное воздействие на общественно-культурную жизнь. Это нашло отражение в литературе, наложило отпечаток на состояние школы, -повлияло в той или иной степени на склад мышления, уровень общественного сознания.