Фома (1226-1274) родился в г. Аквино на Сицилии. В историю христианской философии и теологии Фома вошел как продолжатель рациональной линии, начатой Августином. Он известен как создатель схоластики (рационального или «школьного» знания).
Особых успехов Фома достиг в рецепции (заимствовании) античной философии в христианской теологии. Особое влияние на его воззрения оказал Аристотель.
В своих трактатах «Сумма теологии», «Сумма против язычников» и «О правлении государей» Фома использовал положения, совместимые с христианством, и тем самым в значительной степени усовершенствовал концепцию Аристотеля.
Фома, как и Аристотель, понимал человека как «общественное существо», которое руководствуется в своем поведении разумом. Знаменитая формула Аквината «наука — служанка богословия» определяет взаимодействие религиозной веры и рационального знания в познании человеком окружающего мира. Фома считает науку низшим видом знания, т. к. она основывается на чувствах и может постичь только внешний, не очень важный для человека материальный мир, в то время как богословие является высшим видом знания, т. к. основывается на разуме и вере. Только богословие может дать человеку знание основных законов бытия и смысла жизни и тем самым привести к спасению души. В сравнении с Августином Фома углубляет рационализм своей теологии и переходит от волюнтаристской к интеллектуальной этике. В целом этические позиции Августина и Фомы одинаковы: человек должен руководствоваться в своих поступках десятью заповедями Нагорной проповеди Христа. Но Фома дополняет эти заповеди логической аргументацией Аристотеля. При этом в отличие от Аристотеля Фома различает человека как христианина, соотнесенного только с Богом, и как гражданина, соотнесенного, как его часть, с государством.
|
|
Фома исходил из понимания Аристотелем государства как части миропорядка. Но если у Аристотеля государство — это часть физической природы, то у Фомы — это часть универсального миропорядка, созданного и управляемого Богом, как форма сотрудничества людей, объединенных органами политической власти, имеющих право издания законов.
Цель и смысл существования государства, по мнению Фомы, заключаются в обеспечении материальных средств существования индивидов, в создании условий для их умственного и нравственного развития. Фома, опираясь на концепцию естественных прав человека Аристотеля, оправдывает право владения частной собственностью, подчеркивая, что государство должно гарантировать это право.
Вслед за Августином Фома создает авторитарную политико-правовую концепцию. Они оба исходят из того, что подавляющая часть людей склонны к греху и, следовательно, нуждаются в руководстве со стороны госуцарства. Они оба отрицают основной постулат средневековых ересей о ра-1енстве людей.Фома отождествляет процессы создания государства людьми и сотворения мира Богом: сначала возникает масса людей/вещей, а затем они делятся на виды/сословия в соответствии со своими функциями. Авторитарность политико-правовой концепции Фомы основывается на учении Аристотеля об «активной форме» (Боге), в авторитарном виде дающей жизнь, движение и развитие «пассивной материи» (т. е. природе и человечеству).
|
|
Фома вслед за Аристотелем различает справедливые и несправедливые формы государства как королевства (политические монархии) и деспотии (абсолютные монархии), но при этом Фома изменяет понятие общего блага как критерий различия государств, приводя его в соответствие с христианской доктриной.
В отличие от Аристотеля Фома считает оптимальной формой государства не республику (политию), а монархию. Аквинат предпочитает единство государства многообразию как основу внутреннего мира и средство предотвращения раздоров.
Фома понимает власть в трех ипостасях: как сущность (божественное установление), как приобретение (форма государства) и как использование (режим функционирования государства).
Власть как сущность - это определяемый Богом, вечный и ненарушимый принцип мироустройства, воплощающийся в отношениях господства и подчинения.
В сравнении с Аристотелем Фома увеличивает степень свободы индивида, т. к. свобода воли индивида у него функционирует на различных уровнях бытия как на естественно-природном, так и на божественно-сакральном. Свобода воли индивида основана на познании божественных целей бытия и, соответственно, эта свобода ограничена и структурирована законами этого бытия.
Закон Фома понимает как:
— правило достижения божьих целей;
— разумно познанная необходимость;
— выражение божественного разума.
Фома заимствует у Аристотеля различие естественного (природного) и позитивного (человеческого) права, но дополняет эти два вида их сакральными проекциями.
Под естественным правом Фома понимает совокупность законов движения всех существ к целям, обусловленным их природой, и, соответственно, регулирующих порядок человеческого общежития, самосохранения и продолжения рода.
Естественному праву, как отражению божественного разума в человеческом разуме, соответствует вечное право, как «божественный разум, управляющий миром».
Таким образом, Фома Аквинский сумел органично соединить достижения античной и христианской политико-правовой мысли, создав базовую средневековую концепцию государства, церкви и права.
19. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона
Митрополит Илларион, первый русский митрополит, избранный в Киеве и сменивший череду греческих митрополитов, вошел в историю русской политико-правовой мысли как автор первых оригинальных произведений - «Слова о законе и благодати» и «Исповедание веры», написанных в 1037-50 гг.
Митрополит Илларион начинает формирование концепции идентичности русского государства, как самостоятельного и независимого образования, а не чьей-то периферии.
Мыслитель противопоставляет принцип иудейского Закона Моисея христианскому принципу Благодати Христа, чтобы подчеркнуть независимость Киевской Руси от Хазарского каганата. Илларион продолжает традицию противопоставления Ветхого и Нового Заветов, начатую в христианской теологии Маркионом во II в.
Илларион противопоставляет иудейский Закон, направленный на приобретение земных благ, христианской Благодати, направленной на приобретение небесных, духовных благ. Иудейский Закон управляет страхом насилия имести, служит только иудеям, а христианская Благодать управляет всеоб щей любовью, служа всем народам.
|
|
Таким образом, он оправдывает исторический выбор князя Владимира между иудаизмом и христианством. Владимир крестил Русь и тем самым превратился в князя-единодержца, чья миссия заключается в том, чтобы не просто «быть» властителем, но и «служить» Русской земле. «Единодержа вие» Иллариона — это не столько форма организации правления, сколько нравственная характеристика правителя. Оппозицией «единодержцу» является «самовластец», т. е. правитель, который подчиняется не разуму, а страстям и является древнерусским аналогом античного тирана.
Илларион подчеркивает божественное происхождение не должности (сана), а обязанностей, не власти, а разума князя. Долгом князя является объединение и защита Руси. В экстремальных условиях постоянных войн по всему периметру русских границ Илларион отказывается от византийского принципа диархии, т. е. разделения обязанностей церкви и государства. Если византийский император Константин «унаследовал» церковь, созданную апостолами, и только придал ей государственный статус, то Владимир сам принимает непосредственное участие в создании русской митрополии и в распространении христианства.
Илларион требует мировоззренческого единства церкви и государства, воспринимая государственную власть как духовную силу. Он считает, что долг священников не в поучении, а в подражании князьям. Не случайно первыми русскими святыми стали князья Борис и Глеб, отказавшиеся от насильственной борьбы за власть и убитые своим братом Святополком Окаянным в 1015 г.
Идеал Иллариона - это христианская «правда» как юридическое понятие с нравственной мотивацией. «Правда» является источником закона, т. е. божественного веления с юридическим содержанием, который внешним и принудительным образом регулирует поведение человека.
Целью «правды» является истина — нравственное состояние праведного человека, не нуждающегося в законе. Только познание истины дает человеку свободу выбора поведения.Таким образом, Илларион начал формирование политико-правовой концепции русского государства, которая обеспечила преемственное развитие Киевской и Московской Руси.
|
|
20. Концепция «Москвы — III Рима» Филофея
Монах Псковского Елеазарского монастыря Филофей сформулировал тою концепцию в 1523-34 гг. в серии писем псковскому наместнику М.Г. Мисюрь-Мунехину, а также Ивану III и Василию III и таким образом завершил формирование концепции идентичности Русского/Российского государства.
Филофей воспроизводит один из мифов «Сказания о князьях владимирских» (XVI в.), в котором говорится о передаче византийским императором Константином Мономахом через своих послов киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, сыну его дочери, греческой царевны Анны (по другим сведениям — Марии), «животворного креста» и «царского венца» («шапки Мономаха»). Эти дары константинопольского императора стали основными символами помазания на царство и легитимации власти как киевских, так и московских князей. Передача «шапки Мономаха» связывает в единую цепь I Рим (основанный Ромулом), II Рим (Константинополь)и III Рим (Москву).
Для Филофея Владимир Мономах — это идеальный монарх, символ связи византийских и русских династий, защитник Русской земли и православной веры. Он организует гармоничное взаимодействие сословий как основу государства и средство обеспечения благосостояния подданных.
Концепция «Москвы — III Рима» стала идеологическим обоснованием территориальных притязаний Русского государства в период его активной экспансии, начиная с XV века, после разгрома Золотой Орды.
Филофей считает, что Россия является естественной преемницей территории и политической идеологии Византии, превращаясь из европейс-ко-азиатской в мировую державу. Ее экспансия является не завоеванием, а освобождением православных народов.
Повышение статуса мононационального государства Руси при ее превращении в многонациональную империю Россию потребовало смены титула правителя. Русские князья превратились в российских царей, которых Филофей отождествляет с государями Ветхого Завета — Давидом, Соломоном и т. д., и таким образом ставит выше европейских королей. Филофей отказывается от идеи варяжского происхождения династии Рюриковичей, которая принижала их в сравнении с европейскими династиями, и доказывает, что киевские князья являются потомками и наследниками Октавиана Августа. Он также отказывается и от идеи заимствования христианства из Византии, считая, что Русь получила его «напрямую», из Рима, для чего создает легенду о путешествии апостола Андрея Первозванного на Днепр, на место основания Киева.
Для Филофея Древний Рим и Константинополь являются носителями образа идеального государства — «Ромейского царства», где впервые соединились государственная власть и христианство. Россия для него в образе «Святой Руси» — это третий носитель истинной христианской веры, а не только наследник конкретных государств - Древнего Рима и Византии.
«Святая Русь» обретает не политико-правовой, а сакральный статус, а православие превращается в основную несущую конструкцию российской государственности, в основной критерий идентификации государства и его подданных.
Филофей противопоставляет «Святую Русь» «Империям» как воплощение духовной, а не материальной силы. Титул царя для него является титулом хранителя «Святой Руси», а не просто главы государства.
Таким образом, концепция «Москвы - III Рима» Филофея решила главную задачу — обосновала самоценность российского государства после свержения монголо-татарского ига, положила начало самостоятельным поискам вариантов государственного устройства, моделей внутренней и внешней политики.