I. Пригожин
1. По объему:
· точечные (дизайн, материал, упаковка и т.д.);
· системные (изменения в целом);
· стратегические (изменения принципов деятельности).
2. По последствиям:
· прогрессивные;
· регрессивные (осздающие дополнительные затраты и проблемы)
3. По результатам:
· внедренные и используемые;
· внедренные, но не используемые;
· невнедренные (остались проектами).
4. По субъекту управления:
· централизованные (нанотехнологии, усилия государства);
· локальные (инициатива из организации);
· спонтанные (инициаторы – рядовые сотрудники).
5. По отношению к прежним инновациям:
· отменяющие инновациии;
· замещающие (параллельное использование);
· развивающие (совершенствование ранее существующих);
· ретровведения (внедрение технологии, которая раньше применялась, но в данный момент является инновацией).
II.
1. По источникам:
· экзогенные;
· эндогенные.
2. По характеру процесса:
· эволюционные – постоянные, последовательные;
· радикальные – прорывные технологии, прерывистые.
|
|
3. По отношение к внешней среде:
· реактивные (приспособление к внешней среде);
· проактивные («истинные», опережают спрос, формируют новый спрос).
4. По сфере распространения:
· единичные (локальные);
· диффузные (глобальные).
5. По объектам изменений:
· производственно-хозяйственные;
· управленческие.
6. По видам изменений:
· продуктовые;
· процессные.
7. По содержанию:
· технические (операционные, производственные подсистемы);
· коммерческие (реклама, сбыт (краутсорсинг);
· социальные (сфера HR: грейдинг, лизинг).
8. По степени новизны:
· базисные (пионерные, создают среду для следующих инноваций);
· модификационные (частичные усовершенствования);
· псевдоинновации (формальные, без существенных изменений).
Инновационный цикл (рис.) включает в себя период создания инновации и жизненный цикл. Это обусловлено тем, что новшество может использоваться для создания инноваций неоднократно, причем в сферах, иногда очень удаленных от сферы появления новации.
Инновационный проект - проект, содержанием которого является проведение прикладных научных исследований и/или разработок, их практическое использование в производстве и реализации.
К инновационному проекту, например, относят комплексный план действий, нацеленный на создание или изменение конкретной системы посредством превращения новшества в нововведение и предусматривающий для его реализации определенные условия (сроки, финансы, оборудование, методы организации и т. д.).
Инновационный фонд - фонд финансовых ресурсов, созданный с целью финансирования научно-технических разработок и рисковых проектов. Источником финансовых ресурсов являются спонсорские взносы фирм и банков. Обычно средства фонда распределяются между претендентами на инвестиции на конкурсной основе.
|
|
· бюджетные
· венчурные (рисковые)
Инновационный процесс в общем виде означает последовательность перехода от идеи возможного нововведения до создания, продажи и диффузии этого нововведения.
Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо субъекта экономики, т. е. процесс, направленный на разработку, на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Сущность инновационного процесса проявляется в том, что он представляет собой целенаправленную цепь действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.
По И.Т. Балабанову, инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса. К этим элементам относятся:
· инициация - это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи;
· маркетинг инновации - в ходе маркетинговых исследований изучается спрос на новый продукт или операцию, определяется количество или объем их выпуска, если они лимитируются, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации, как товару, выходящему на рынок;
· выпуск (производство) инновации;
· реализация инновации;
· продвижение инновации;
· оценка экономической эффективности инновации;
· диффузия инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках и новой финансово-экономической ситуации.
Инновационный продукт - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде:
· нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке; или
· нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновации в рекрутинге:
На сегодняшний день наиболее распространены инновационные методы управления персоналом в направлениях приема, обучения и мотивирования. Наем осуществляется с помощью современных средств связи, с содействием частных агентств найма, виртуальных кадровых агентств, а так же с использованием таких услуг как лизинг персонала, аутстафинг, аутсорсинг, хедхантинг. Нередки случаи прохождения кандидатами психологических, личностных, интеллектуальных тестов, теста на детекторе
лжи, графологического анализ почерка.
Инновационные методы мотивации:
Условно их можно разделить на четыре основные группы.
1. Так называемые «специальные» социальные мероприятия. В качестве примера здесь можно привести заботу о детях сотрудников или возмещение оплаты за обучение. Эти методы по своей природе используются ограниченным числом сотрудников, но весьма важны для них.
2. Мероприятия, связанные с профессиональной деятельностью на предприятиях. В их число входит, например, приобретение сотрудниками акций предприятия и оплата переездов, что непосредственно связано с конкретными условиями работы компании и природой бизнеса.
3. Косвенные методы мотивации. К данным относят создание благоприятного внутреннего климата на предприятии и совершенствование системы внутренних коммуникаций, способствующей эффективной двусторонней связи (менеджер — подчиненный). Несмотря на то, что основной целью подобных мероприятии не является непосредственно мотивация персонала, она оказывается одним из основных полезных следствий ее применения.
|
|
4. Прямая мотивация. К такому методу относится оценка работы персонала с последующим поощрением в виде бонусов, премий и т.д. В последние годы предприятия стали уделять внимание оценке труда не только подчиненных, но и руководителей.
Участие в управлении:
· полное и своевременное информирование;
· участие в выработке решений;
· участие в принятии решений.
Участие в совладении:
· участие в прибыли;
· участие в капитале.
ГРЕЙДИНГ (или система грейдов) – это процедура или система процедур по проведению оценки и ранжирования должностей, в результате которых должности распределяются по группам, или, собственно, грейдам, в соответствии с их ценностью для компании.