Методы мозгового штурма

Методы мозгового штурма или мозговой атаки предло­жены в 30-40 х годах прошлого века А. Осборном (США) и стали в дальнейшем одним из наиболее популярных методов психологической активизации коллективной творческой деятельности [3, 10, 15, 17]. А. Осборн, изучая творческие процессы генерирования идей, обратил внимание, что в кол­лективе многие воздерживаются от высказывания своих идей из-за боязни критики, боязни ошибиться или вызвать отрицательную реакцию руководства. Многие участники коллективного обсуждения болезненно относятся к пренеб­режительным оценкам со стороны коллег, а тем более на­смешкам, поэтому многие полезные предложения оказы­ваются невысказанными. Для устранения такой ситуации А. Осборн предложил отделить этап генерирования идей от этапа их оценки и критики, причем на этих этапах участни­ки должны быть разные. Эта идея А. Осборна стала основой метода прямого мозгового штурма.

Перед проведением сеанса мозгового штурма должна быть точно сформулирована задача, в которой обязательно должны быть указаны два момента:

- цель сеанса, т.е. что в итоге желательно получить;

- причины, которые мешают достижению поставленной цели.

Задача должна быть изложена кратко, в достаточной и понятной форме для участников сеанса.

Творческая группа наиболее эффективна в количестве 5- 12 человек, возможно и меньшее число участников (3 чело­века) и большее. Группа должна состоять из участников пос­тоянных (руководитель и сотрудники, легко генерирующие идеи и знающие правила игры) и временных (приглашаемые в зависимости от содержания задачи). В творческую группу никогда не должны включаться скептики и прирожденные критиканы. В группе специалистов по теме не должно быть более половины, вторая половина должна состоять из смеж­ников (конструкторы, технологи, экономисты), женщин, которые зачастую весьма правильно и оригинально мыслят и повышают дух соревнования среди мужчин, а также «лю­дей со стороны», не имеющих никакого отношения к задаче (врач, повар, парикмахер, проводник поезда и т.п.).

Основные правила для участников следующие:

1. Стремиться высказывать максимальное количество идей. Их надо высказывать предельно кратко.

2. Во время сеанса запрещена критика, неодобрительные или ироничные реплики, ядовитые шутки, консерва­тивные мысли (например: так никогда не делали; а что скажет руководство; это чепуха и бред сивой кобылы и т.п.).

3. Настройтесь на одобрение внешнее и внутреннее всех, даже заведомо непрактичных и, казалось бы, глупых идей. Отдавайте предпочтение не логическому мышле­нию, а необузданной фантазии в самых разных направ­лениях.

4. Для поддержания непринужденной обстановки поощ­ряются шутки, каламбуры, юмор, смех.

5. Развивайте высказанные идеи.

6. Обеспечивайте между участниками свободные, дружес­твенные, доверительные отношения. Никто не должен после сеанса шутить над неудачными предложениями.

Руководитель сеанса должен поддерживать непринуж­денную обстановку. В начале сеанса он представляет но­вичков, давая им лестную характеристику, и затем четко и эмоционально излагает цель сеанса. Он должен следить за регламентом работы, направлять обсуждение, расширяя сферу поиска, тактично останавливать участников, выска­зывающих идею более минуты, форсировать работу, особен­но в последние минуты. Приглашать участников на сеанс желательно за 2-3 дня до того с изложением сути задачи.

Полная продолжительность совещания (сеанса) состав­ляет 1,5-2 часа и состоит из:

-представления участников совещания друг другу и ознакомления с правилами проведения сеанса (5-10 мин);

- постановки задачи ведущими и ответы на вопросы (10 15 мин);

- проведения сеанса (20-30 мин);

- перерыва (10 мин);

- составления и редакции списка идей (30-45 мин).

Перед проведением сеанса желательна психологическая

настройка:

- показ соответствующих фильмов, позволяющих отклю­читься от текущих забот дня;

- показ натурального образца, макета или эскиза улуч­шаемого объекта;

- угощение чаем или кофе;

- включение негромкой фоновой музыки во время сеанса;

- объявление перед сеансом о гонораре.

Идеи, высказанные во время сеанса, фиксируются, на­пример, при помощи магнитофона, стенографистами, или каждый участник записывает свою идею сам. Отредактиро­ванный список идей для определения их новизны и возмож­ности патентования и использования в проектно-конструк- торских разработках направляют в группы оценки. В группу оценки результатов должны войти специалисты, обладаю­щие аналитическим складом ума.

Первые годы (10-15 лет) мозговой штурм считался на­иболее эффективным и результативным способом решения технических задач. Однако в дальнейшем выяснилось, что сложные технические задачи этим методом решить не удает­ся. В настоящее время считается, что мозговой штурм - это наиболее простой и быстрый способ коллективного поиска идей при решении не особенно сложных технических и на­учных задач. Для расширения возможностей метода были разработаны его другие модификации: метод обратной моз­говой атаки; двойная прямая мозговая атака; мозговая ата­ка с оценкой идей.

Метод обратной мозговой атаки - он ориентирован на выявление максимального числа недостатков рассматривае­мого технического объекта. По этому методу критика ничем не ограничивается. Выявленные недостатки должны затем в максимальной степени устраняться.

Двойная прямая мозговал атака заключается в том, что после проведения прямой мозговой атаки она повторяется через 2 часа или даже через 2-3 дня. Практика показала, что повторная атака довольно часто приводит к удачному разви­тию идей первого совещания.

Мозговая атака с оценкой идей предназначена для реше­ния сложных конструкторских задач и проводится в 3 этапа. На первом этаце проводится прямая мозговая атака. Состав­ляется список идей и каждому предлагается выбрать 3-5 лучших из них. На втором этапе каждый участник докла­дывает о достоинствах выбранных им идей. По каждой идее проводится короткая атака (по улучшению идеи, выявлению недостатков, устранению недостатков). Вновь составляется таблица с оценкой идей, и каждый участник выбирает 1-2 лучшие и по ним готовит эскизы технического решения. На третьем этапе определяются наилучшие технические реше­ния, представленные эскизами. По ним пишутся рациона­лизаторские предложения, заявки на изобретение и т.п.

Синектика

В переводе с греческого «синектика» означает объедине­ние разнородных элементов. Синектика - метод, развива­ющий мозговой штурм, был предложен в 50-е годы В.Дж. Гордоном и усовершенствован в 60-е годы Дж.М. Принсом (США). Поиск согласно этому методу ведется группой (оп­тимальный состав 5-7 человек) специально подобранных людей разных специальностей - синекторов. При поиске разрешена критика предложений. Но это не помеха для пос­тоянных, сработавшихся членов одной группы, обладающих большим опытом генерации «диких» идей. Метод синекти- ки требует обязательного предварительного обучения специ­алистов при обязательном внимании к освоению использова­ния аналогий.

Новым, с точки зрения методологии по сравнению с моз­говым штурмом, является наличие специальной программы поиска, состоящей из следующих операций.

1. Формулировка проблемы в общем виде.

На этом этапе задача, кроме руководителя сессии, нико­му не сообщается, т.к. считается, что четкое знание условий затрудняет абстрагирование и не дает возможности уйти от привычного хода мышления. Вначале обсуждаются некото­рые признаки задачи, например, признаки действия. При обсуждении под влиянием вопросов руководителя задача сужается от общих вопросов до конкретного смысла. На за­седание приглашается эксперт (специалист по обсуждаемо­му вопросу), главная задача которого выявление полезных идей в ходе обсуждения. На этом этапе участники стремятся найти решение проблемы. Эксперт обязан показать слабые стороны этих решений и пояснить существо проблемы. Этот этап называют формулировкой «проблемы как она дана» (ПКД).

2. Начало анализа проблемы.

На этом этапе изыскиваются возможности по превраще­нию непривычной проблемы в привычную, поэтому каждый участник должен сформулировать цель решения. Одну из наиболее удачных формулировок цели выбирает эксперт. Этот этап называется формулировкой «проблемы как ее по­нимают» (ПКП).

3. Генерирование идей решения проблемы в выбранной формулировке.

Чтобы найти новую точку зрения, выявляют, как подоб­ные (аналогичные) задачи решаются в других областях (тех­ники, живой природы, политики), что способствует активи­зации творческого мышления. При поиске новых подходов используются четыре вида аналогий:

- прямая,

-личная,

- символическая,

- фантастическая.

При прямой аналогии используются примеры из техни­ки или из живой природы.

Личная аналогия или эмпатия - отождествление себя с техническим объектом, попытка вжиться в объект, «почувс­твовать» возникающие при этом ощущения, глубже понять объект. Иногда этот прием позволяет найти лучшее решение.

Символическая аналогия - некоторая обобщенная, абс­трактная аналогия, согласно которой необходимо в парадок­сальной форме сформулировать (буквально в двух словах) фразу, отражающую суть явления. Впоследствии примене­ние символического метода было сокращено до приема «на­звание книги». Ключевое слово, выбранное при ПКП, стара­ются описать в виде короткой фразы, содержащей парадокс. Например:

Ключевое слово «Название книги»
Храповой механизм Надежная прерывистость
Множество Благородная ограниченность
Пламя Видимая теплота
Шлифовальный круг Точная шероховатость

 

Найти удачное «название книги» удается после 5-10 по­пыток. Такой прием позволяет переходить в области, дале­кие от обсуждения проблемы (политика, искусство, религия и т.п.), увеличивая возможность достижения успеха.

Фантастическая аналогия - вводятся какие-либо фантас­тические средства и персонажи, выполняющие то, что требу­ется по условиям задачи. Можно изменить условия, напри­мер, предположить, что не действует тяготение земли. Такое предположение приводит к генерации свежих идей.

4. Перенос или совмещение найденных идей с ПКД и ПКП.

Ведущий пытается связать с участием всей группы най­денные идеи с решаемой проблемой. На этом этапе важна критическая оценка эксперимента.

5. Развитие и максимальная конкретизация наиболее удачной идеи (на специальном техническом языке).

Синектические заседания обычно длятся несколько ча­сов. Затем обсуждаются полученные результаты. Желатель­но иметь для изучения магнитофонные записи заседаний, т.к. они позволяют установить приоритеты, не пропустить ценную идею.

Методика обычно осваивается около года. Сначала обу­чающиеся живут вместе и занимаются только освоением си- нектики. Затем проводят неделю вместе, а остальное время работают на своей фирме. С седьмого месяца организуются только встречи для решения задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: