Методы мозгового штурма или мозговой атаки предложены в 30-40 х годах прошлого века А. Осборном (США) и стали в дальнейшем одним из наиболее популярных методов психологической активизации коллективной творческой деятельности [3, 10, 15, 17]. А. Осборн, изучая творческие процессы генерирования идей, обратил внимание, что в коллективе многие воздерживаются от высказывания своих идей из-за боязни критики, боязни ошибиться или вызвать отрицательную реакцию руководства. Многие участники коллективного обсуждения болезненно относятся к пренебрежительным оценкам со стороны коллег, а тем более насмешкам, поэтому многие полезные предложения оказываются невысказанными. Для устранения такой ситуации А. Осборн предложил отделить этап генерирования идей от этапа их оценки и критики, причем на этих этапах участники должны быть разные. Эта идея А. Осборна стала основой метода прямого мозгового штурма.
Перед проведением сеанса мозгового штурма должна быть точно сформулирована задача, в которой обязательно должны быть указаны два момента:
|
|
- цель сеанса, т.е. что в итоге желательно получить;
- причины, которые мешают достижению поставленной цели.
Задача должна быть изложена кратко, в достаточной и понятной форме для участников сеанса.
Творческая группа наиболее эффективна в количестве 5- 12 человек, возможно и меньшее число участников (3 человека) и большее. Группа должна состоять из участников постоянных (руководитель и сотрудники, легко генерирующие идеи и знающие правила игры) и временных (приглашаемые в зависимости от содержания задачи). В творческую группу никогда не должны включаться скептики и прирожденные критиканы. В группе специалистов по теме не должно быть более половины, вторая половина должна состоять из смежников (конструкторы, технологи, экономисты), женщин, которые зачастую весьма правильно и оригинально мыслят и повышают дух соревнования среди мужчин, а также «людей со стороны», не имеющих никакого отношения к задаче (врач, повар, парикмахер, проводник поезда и т.п.).
Основные правила для участников следующие:
1. Стремиться высказывать максимальное количество идей. Их надо высказывать предельно кратко.
2. Во время сеанса запрещена критика, неодобрительные или ироничные реплики, ядовитые шутки, консервативные мысли (например: так никогда не делали; а что скажет руководство; это чепуха и бред сивой кобылы и т.п.).
3. Настройтесь на одобрение внешнее и внутреннее всех, даже заведомо непрактичных и, казалось бы, глупых идей. Отдавайте предпочтение не логическому мышлению, а необузданной фантазии в самых разных направлениях.
|
|
4. Для поддержания непринужденной обстановки поощряются шутки, каламбуры, юмор, смех.
5. Развивайте высказанные идеи.
6. Обеспечивайте между участниками свободные, дружественные, доверительные отношения. Никто не должен после сеанса шутить над неудачными предложениями.
Руководитель сеанса должен поддерживать непринужденную обстановку. В начале сеанса он представляет новичков, давая им лестную характеристику, и затем четко и эмоционально излагает цель сеанса. Он должен следить за регламентом работы, направлять обсуждение, расширяя сферу поиска, тактично останавливать участников, высказывающих идею более минуты, форсировать работу, особенно в последние минуты. Приглашать участников на сеанс желательно за 2-3 дня до того с изложением сути задачи.
Полная продолжительность совещания (сеанса) составляет 1,5-2 часа и состоит из:
-представления участников совещания друг другу и ознакомления с правилами проведения сеанса (5-10 мин);
- постановки задачи ведущими и ответы на вопросы (10 15 мин);
- проведения сеанса (20-30 мин);
- перерыва (10 мин);
- составления и редакции списка идей (30-45 мин).
Перед проведением сеанса желательна психологическая
настройка:
- показ соответствующих фильмов, позволяющих отключиться от текущих забот дня;
- показ натурального образца, макета или эскиза улучшаемого объекта;
- угощение чаем или кофе;
- включение негромкой фоновой музыки во время сеанса;
- объявление перед сеансом о гонораре.
Идеи, высказанные во время сеанса, фиксируются, например, при помощи магнитофона, стенографистами, или каждый участник записывает свою идею сам. Отредактированный список идей для определения их новизны и возможности патентования и использования в проектно-конструк- торских разработках направляют в группы оценки. В группу оценки результатов должны войти специалисты, обладающие аналитическим складом ума.
Первые годы (10-15 лет) мозговой штурм считался наиболее эффективным и результативным способом решения технических задач. Однако в дальнейшем выяснилось, что сложные технические задачи этим методом решить не удается. В настоящее время считается, что мозговой штурм - это наиболее простой и быстрый способ коллективного поиска идей при решении не особенно сложных технических и научных задач. Для расширения возможностей метода были разработаны его другие модификации: метод обратной мозговой атаки; двойная прямая мозговая атака; мозговая атака с оценкой идей.
Метод обратной мозговой атаки - он ориентирован на выявление максимального числа недостатков рассматриваемого технического объекта. По этому методу критика ничем не ограничивается. Выявленные недостатки должны затем в максимальной степени устраняться.
Двойная прямая мозговал атака заключается в том, что после проведения прямой мозговой атаки она повторяется через 2 часа или даже через 2-3 дня. Практика показала, что повторная атака довольно часто приводит к удачному развитию идей первого совещания.
Мозговая атака с оценкой идей предназначена для решения сложных конструкторских задач и проводится в 3 этапа. На первом этаце проводится прямая мозговая атака. Составляется список идей и каждому предлагается выбрать 3-5 лучших из них. На втором этапе каждый участник докладывает о достоинствах выбранных им идей. По каждой идее проводится короткая атака (по улучшению идеи, выявлению недостатков, устранению недостатков). Вновь составляется таблица с оценкой идей, и каждый участник выбирает 1-2 лучшие и по ним готовит эскизы технического решения. На третьем этапе определяются наилучшие технические решения, представленные эскизами. По ним пишутся рационализаторские предложения, заявки на изобретение и т.п.
|
|
Синектика
В переводе с греческого «синектика» означает объединение разнородных элементов. Синектика - метод, развивающий мозговой штурм, был предложен в 50-е годы В.Дж. Гордоном и усовершенствован в 60-е годы Дж.М. Принсом (США). Поиск согласно этому методу ведется группой (оптимальный состав 5-7 человек) специально подобранных людей разных специальностей - синекторов. При поиске разрешена критика предложений. Но это не помеха для постоянных, сработавшихся членов одной группы, обладающих большим опытом генерации «диких» идей. Метод синекти- ки требует обязательного предварительного обучения специалистов при обязательном внимании к освоению использования аналогий.
Новым, с точки зрения методологии по сравнению с мозговым штурмом, является наличие специальной программы поиска, состоящей из следующих операций.
1. Формулировка проблемы в общем виде.
На этом этапе задача, кроме руководителя сессии, никому не сообщается, т.к. считается, что четкое знание условий затрудняет абстрагирование и не дает возможности уйти от привычного хода мышления. Вначале обсуждаются некоторые признаки задачи, например, признаки действия. При обсуждении под влиянием вопросов руководителя задача сужается от общих вопросов до конкретного смысла. На заседание приглашается эксперт (специалист по обсуждаемому вопросу), главная задача которого выявление полезных идей в ходе обсуждения. На этом этапе участники стремятся найти решение проблемы. Эксперт обязан показать слабые стороны этих решений и пояснить существо проблемы. Этот этап называют формулировкой «проблемы как она дана» (ПКД).
2. Начало анализа проблемы.
На этом этапе изыскиваются возможности по превращению непривычной проблемы в привычную, поэтому каждый участник должен сформулировать цель решения. Одну из наиболее удачных формулировок цели выбирает эксперт. Этот этап называется формулировкой «проблемы как ее понимают» (ПКП).
3. Генерирование идей решения проблемы в выбранной формулировке.
|
|
Чтобы найти новую точку зрения, выявляют, как подобные (аналогичные) задачи решаются в других областях (техники, живой природы, политики), что способствует активизации творческого мышления. При поиске новых подходов используются четыре вида аналогий:
- прямая,
-личная,
- символическая,
- фантастическая.
При прямой аналогии используются примеры из техники или из живой природы.
Личная аналогия или эмпатия - отождествление себя с техническим объектом, попытка вжиться в объект, «почувствовать» возникающие при этом ощущения, глубже понять объект. Иногда этот прием позволяет найти лучшее решение.
Символическая аналогия - некоторая обобщенная, абстрактная аналогия, согласно которой необходимо в парадоксальной форме сформулировать (буквально в двух словах) фразу, отражающую суть явления. Впоследствии применение символического метода было сокращено до приема «название книги». Ключевое слово, выбранное при ПКП, стараются описать в виде короткой фразы, содержащей парадокс. Например:
Ключевое слово | «Название книги» |
Храповой механизм | Надежная прерывистость |
Множество | Благородная ограниченность |
Пламя | Видимая теплота |
Шлифовальный круг | Точная шероховатость |
Найти удачное «название книги» удается после 5-10 попыток. Такой прием позволяет переходить в области, далекие от обсуждения проблемы (политика, искусство, религия и т.п.), увеличивая возможность достижения успеха.
Фантастическая аналогия - вводятся какие-либо фантастические средства и персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Можно изменить условия, например, предположить, что не действует тяготение земли. Такое предположение приводит к генерации свежих идей.
4. Перенос или совмещение найденных идей с ПКД и ПКП.
Ведущий пытается связать с участием всей группы найденные идеи с решаемой проблемой. На этом этапе важна критическая оценка эксперимента.
5. Развитие и максимальная конкретизация наиболее удачной идеи (на специальном техническом языке).
Синектические заседания обычно длятся несколько часов. Затем обсуждаются полученные результаты. Желательно иметь для изучения магнитофонные записи заседаний, т.к. они позволяют установить приоритеты, не пропустить ценную идею.
Методика обычно осваивается около года. Сначала обучающиеся живут вместе и занимаются только освоением си- нектики. Затем проводят неделю вместе, а остальное время работают на своей фирме. С седьмого месяца организуются только встречи для решения задач.