Понимание кризиса в практике социальной работы приводит к тому, что существует достаточно большое количество моделей работы с клиентом.
Джеймс и Джилиланд выделяют следующие модели кризисной интервенции:
Модель равновесия | Когнитивная модель | Психосоциальная модель переходных стадий |
В соответствии с этим подходом, кризис выводит индивида из состояния психологического равновесия, при оказании помощи, клиент обучаясь справляться с кризисом, возвращается в исходное состояние; | Основана на предположениях, в соответствии с которыми, в основе кризиса лежат ложные представления о ситуации у клиента, сложившиеся в результате взаимодействия личности со средой, работа над прояснением ситуации привод к разрешению кризиса; | Связана с концепцией о кризисах развития, возникающих на протяжении жизни, они являются составной частью жизнедеятельности человека, поэтому поддержка осуществляется в целях более эффективного поиска новой идентичности. |
Особенность интервенций связано, прежде всего, с учетом эмоционального состояния клиента, в одних случаях реакции клиента и работа с ними является центральным звеном работы в кризисной ситуации.
|
|
В другом случае, работа сфокусирована на оценке потребностей клиента, исходя из общего понимания социальным работником и клиентом кризиса и тех ситуаций, которые предопределили этот кризис.
В третьем случае, работа направлена на снижения уровня тревожности клиента, при этом работа с эмоциональными проявлениями в центре внимания практиков социальной работы.
В таблице отражены основные модели кризисной интервенции, которые применяются в практике социальной работы.