Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания к текущему параграфу

Тренировочные тесты

1. Что из перечисленного не относится к признакам олигополии?

A. Дифференциация продукции

B. Несовершенная информация

C. Крупные размеры фирм

D. Свободный вход в отрасль

2. В каких отраслях распространена олигополия?

A. В легкой промышленности

B. В тяжелой промышленности

C. В сельском хозяйстве

D. Во всех перечисленных отраслях

3. В условиях олигополии на 5-6 фирм должно производиться

A. 100% объема продукции

B. Не более 70% объема продукции

C. Не менее 30 % объема продукции

D. Не менее 50% объема продукции

4. Что производится в условиях олигополии?

A. Однородный и дифференциальный продукт

B. Только дифференциальный продукт

C. Только однородный продукт

D. Все ответы верны

5. Что является главной причиной формирования олигополии?

A. Развитее НТП

B. Стремление фирм к укрупнению

C. Дезэкономия на масштабах производства

D. Экономия на масштабах производства

6. С чем связаны барьеры входа в олигополистическую отрасль?

A. С лицензированием

B. С ограниченной емкостью рынка

C. С мелкими инвестициями

D. С дифференциацией продукта

7. Что характерно для олигополии?

A. Низкая степень экономической власти

B. Значительная экономическая власть

C. Нулевая экономическая власть

D. Все ответы верны

8. В нефтяной промышленности выпекаемый продукт относится к

A. Уникальному

B. Невоспроизводимому

C. Стандартному

D. Дифференциальному

9. Что означает рыночная власть предприятия?

A. Возможность воздействовать на государственную политику

B. Возможность навязывать свой продукт покупателю

C. Возможность воздействовать на рыночные цены

D. Все перечисленное

 

Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах

Субъективный фактор — политика конкурентов

При определении рыночного поведения олигополиста огромную роль играет субъективный фактор — характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами. В этом состоит уникальная особенность олигополии. При всех других типах рынков значение субъективной политики фирм-конкурентов невелико. В условиях совершенной и отчасти монополистической конкуренции на рынке действует такое множество фирм, что особенности поведения каждой из фирм-конкурентов не поддаются учету. А при монополии конкурентов вообще нет. И только на олигополистическом рынке решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигополистов непосредственно сказывается на всех остальных его участниках и на отрасли в целом.

Дуополия

Лучше понять закономерности поведения фирмы на олигополистическом рынке позволяет анализ дуополии, т.е. простейшей олигополистической ситуации, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы. Главная особенность моделей дуополий состоит в том, что выручка и, следовательно, прибыль, которую получит фирма, зависит не только от ее решений, но и от решений фирмы-конкурента, также заинтересованной в максимизации своей прибыли. Процесс принятия решения на олигополистическом рынке напоминает анализ отложенной шахматной партии, где игрок ищет самые сильные ответы на возможные варианты хода своего противника.

Модель Курно

Существует много моделей олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной, тем не менее общую логику поведения фирм на этом рынке они объясняют. Первая модель дуополии была предложена французским экономистом Огюстеном Курно еще в 1838 г.

Модель Курно анализирует поведение фирмы-дуополиста исходя из допущения, что ей известен объем выпуска продукции, который ее единственный конкурент уже выбрал для себя. Задача фирмы состоит в том, чтобы определить собственный размер производства, сообразуясь с решением конкурента как с данностью. На рис. 9.2 показано, каким было бы поведение фирмы в таких условиях.

Рис. 9.2. Поведение фирмы-дуополиста в краткосрочном периоде

Краткосрочный период

Чтобы не усложнять график, мы сделали два дополнительных упрощения. Во-первых приняли, что оба дуополиста — совершенно одинаковые, ничем не отличающиеся компании. Во-вторых, допустили, что предельные издержки обеих фирм постоянны: кривая MC идет строго горизонтально.

Допустим вначале, что фирме № 1 твердо известно, что конкурент не собирается вообще ничего выпускать. В этом случае фирма № 1 фактически является монополией. Кривая спроса на ее продукцию (D0) поэтому совпадет с кривой спроса всей отрасли. Соответственно кривая предельного дохода займет некоторое положение (MR0). Пользуясь обычным правилом равенства предельного дохода и предельных издержек MC = MR, фирма № 1 установит оптимальный для себя объем производства (в изображенном на графике случае — 50 ед.).

А если фирме № 1 станет известно, что ее конкурент сам намерен выпустить 50 ед. продукции? На первый взгляд может показаться, что тем самым он исчерпает весь объем спроса и вынудит фирму № 1 отказаться от производства. Однако это не так. Если фирма № 1 установит на свою продукцию цену Р1, то спроса на нее действительно не будет: те 50 ед., которые рынок готов принять по этой цене, уже поставлены фирмой № 2. Но если фирма № 1 установит цену Р2, то общий спрос рынка составит 75 ед. (см. кривую спроса отрасли D0). Поскольку фирма № 2 предлагает только 50 ед., то на долю фирмы № 1 останется 25 ед. (75–50 = 25). Если же цена будет опущена до Р3, то, повторив аналогичные рассуждения, можно установить, что потребность рынка в продукции фирмы № 1 составит 50 ед. (100–50 = 50).

Легко понять, что перебирая разные возможные уровни цен, мы будем получать и разные уровни потребности рынка в продукции фирмы № 1. Иными словами, на продукцию фирмы № 1 сформируется новая кривая спроса (на нашем графике — D1) и соответственно новая кривая предельного дохода (MR1). Снова использовав правило MC = MR, можно определить новый оптимальный объем производства (в нашем случае он составит 25 ед.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: