Инвентаризация объектов основных средств и оформление ее результатов осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Инвентаризацию проводит комиссия, которая до начала инвентаризации проверяет наличие и состояние инвентарных карточек (книг), технических паспортов, другой технической документации, а также документов на основные средства, принятые или сданные в аренду.
Цель инвентаризации - проверка фактического наличия объектов основных средств по местам эксплуатации. В ходе инвентаризации комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические и эксплуатационные показатели. При инвентаризации недвижимости (зданий, сооружений) комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящихся в собственности организации.
|
|
При выявлении объектов, не принятых на учет, комиссия включает в опись сведения и технические показатели по этим объектам. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится по рыночным ценам, а амортизация определяется по их действительному техническому состоянию. Сведения об оценке и амортизации оформляются соответствующими актами.
Временно отсутствующие основные средства (отправленные на капитальный ремонт) инвентаризуются до момента их временного выбытия.
На основные средства, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составляется отдельная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин непригодности (порча, полный износ).
Отдельная опись составляется на основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. В данной описи указывается документ, подтверждающий принятие объектов на ответственное хранение или в аренду.
Описи подписываются всеми членами комиссии и материально-ответственными лицами, и передаются в бухгалтерию для внесения изменений и уточнений в карточки и регистры учета. При выявлении отклонений от учетных данных составляется сличительная ведомость, в которой указывается перечень недостающих и неучтенных объектов и их стоимость. Заключение по результатам инвентаризации оформляется протоколом, который утверждается руководителем организации.
В бухгалтерском учете выявленные при инвентаризации как неучтенные объекты основных средств приходуются Дт01 Кт91 по рыночной стоимости.
|
|
При выявлении недостачи объекта основных средств в учете делаются записи:
Дт01/выбытие ОС Кт01 - списана первоначальная стоимость
Дт02 Кт01/выбытие ОС - списана сумма накопленной амортизации
Дт94 Кт01/выбытие ОС - списана остаточная стоимость недостающих основных средств до выявления причин и виновников
Дт73.2 Кт94 - недостача отнесена на виновное лицо по рыночной стоимости
Дт94 Кт98 - разница между стоимостью недостающих основных средств, отнесенных на виновное лицо и остаточной их стоимостью
Дт70 (50) Кт73.2 - погашение недостачи виновным лицом
Дт98 Кт91.1 - отнесена на финансовый результат отчетного периода часть разницы между остаточной и рыночной стоимостью недостающих основных средств
При вынесении судом решения об отказе во взыскании ущерба с виновного лица или об отсутствии виновных лиц, сумма недостачи списывается на финансовый результат Дт91.2 Кт94.