Жизненный цикл продукции

Циклы бизнеса

9.1. Циклическое развитие бизнеса

9.2. Деловой цикл

9.3. Жизненный цикл продукции

9.4. Жизненный цикл вида бизнеса

9.5. Жизненный цикл предприятия

Циклическое развитие бизнеса

 

Жизнь любого предприятия (организации, фирмы) подобна живому организму, который за время своего существования проходит ряд стадий: рождение, детство, зрелость и завершается жизненный цикл прекращением существования. Однако в результате коренной модернизации(реконстрцкции) предприятия возможен его новый подъём.

Предприятие в целом, как любые виды его деятельности, имеет определённый жизненный цикл. Это обусловлено изменениями во внутренней и внешней среды. Чем быстрее проходят эти изменения, теи короче продолжительность жизненного цикла и его отдельных стадий.

Понятно, что каждая стадия требует выроботки своей стратегии и тактики деятельности. Такая гибкость является непременным условием сохранения конкурентноспособности предприятия и эффективности его деятельности. Каждому предприятию нужно периодически модернизировать производство и приспосабливаться к требованиям рынка, изменениям внешней среды не только с позиции выпуска конкурентноспособных товаров, но и путём изменения деятельности, имиджа. Если такой процесс не будет осуществляться, предприятие обречёт себя на снижение эффективности деятельности, следовательно, неуклонно будет приблежаться к банкротству, уступая место более современному.

Различаются следующие виды циклов бизнеса:

· деловой цикл;

· жизненный цикл товара(товарной группы);

· жизненный цикл вида бизнеса;

· жизненный цикл предприятия(фирмы).

 


 

Деловой цикл

Деловой цикл предстовляет собой ряд последовательных стадий осуществления бизнеса, включая изучение рынка, производство и реализацию продукции(услуг).

Приведённая схема(рис. 17) помогает понять многие отношения и связи, существующие в мире бизнеса, увидеть простую и чёткую картину сложных организационных и деловых структур.

 

 

 

    или возобновление цикла в прежнем виде или внесение изменений в стадии цикла или построение циклов новых товаров

       
 
   
 
Оплата
Прибыль

 

 


Рис. 17. Деловой цикл

При формировании организационной структуры предприятия и комплектования его штатов особое внимание следует уделять взаимодействию различных функциональных подразделений в рамках данного цикла.

Продолжительность делового цикла складывается из продолжительности его стадий. Задача состоит в том, чтобы по возможности сократить деловой цикл, тогда удастся совершить большое количество циклов за определённый период (например, за год). А ведь осуществление каждого цикла оказывает влияние ряд факторов: время производства, обращение, состояние спроса и конъюктуры рынка и др. Все они заслуживают самого пристального внимания и анализа возможностей в целях сокращения общей продолжительности цикла. Однако это должно происходить без ущерба для качества продукции и уровня обслуживания потребителей.

Как видно из схемы, каждый новый деловой цикл либо полностью повторяет предыдущий, либо вносит какие-либо изменения в стадии цикла, либо способствует построению цикла новых товаров(услуг).Осуществление того или другого цикла зависит от конкретной ситуации на рынке, поведения конкурентов, положение самой фирмы.

 

Жизненный цикл продукции

Жизненный цикл продукции – одна из более распространных моделей, применяемых для анализа последовательных стадий в развитии деловой активности производствакакого-либо вида товаро или услуги. Обычно он представляется в виде кривой продаж, рассматриваемой на временном отрезке, охватывающем период от запуска изделия в производство до его “ухода” с рынка. Жизненный цикл продукции подразделяется на четыре этапа(рис. 18).

1. Этап внедрения на рынок – период медленного роста сбыта по мере выхода товара на рынок. В связи с большими затратами по выведению товара на рынок прибыли на этом этапе нет.

2. Этап роста – период быстрого восприятия товара рынком и роста прибылей.

3. Этап зрелости – период замедления темпов сбыта в связи с тем, что товар воспринят большинством потенциаотных покупателей. Прибыли стабилизируются или снижаются в связи с ростом затрат на защиту товара от конкурентов.


 

4. Этап спада – период, характерезующийся резким падением сбыта и снижением прибыли. Падение идёт до тех пор, пока продукцию не снимут с производства. Далее в производство может быть запущен прежний товар, но с улучшенными качествами или совершенно новый.

 

Деьги

 
 

 

 


Сбыт

 
 

 


Прибыль

 

 

 
 

 

 


Время

Рис. 18. Жизненный цикл товара

 

С помощью кревой жизненного цикла продукции можно прогнозировать ситуацию и положение предприятия на рынке.

Для предприятия очень важно уловить этап спада, ибо в этот период снижается рентабельность деятельности сегодня и ослабляются позиции на завтра. Поэтому прежде всего необходимо выявить товары, вступившие в данную стадию. Это можно сделать путём регулярного анализапоказателей их сбыта, доли на рынке, уровенья издержек и рентабильности.

В отношении каждого вида товара руководство предприятия должно принять решение либо о продолжении, либо о прекращении их выпуска.

В случае решения о продолжении выпуска товара усилия направляются на поиск способов модификации рынка, товара и комплекса маркетинга. Модификация рынка осуществляется за счёт поиска новых потребителей и сегментов рынка. Одновременно изыскиваются способы стимулирования более инетнсивного потребления товара прежними клиентами.

Модификация товара включает улучшение его качества, придание ему новых свойств и большей привлекательности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: