Власть - это возможность влиять на поведение людей. Влияние - это поведение индивида, вносящее изменение в поведение другого индивида.
Способы оказания влияния:
. эмоциональные (заражение и подражание);
. рациональные (просьба, приказ, внушение).
Для эфф-ого исполь-я влияния мен-ру необ-мо выполнять ряд ус-вий:
. потребность, к к-рой апеллируют, должна быть актуальной; чел-к, на к-рого влияют, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения (в той или иной степени) какой-то потребности;
. человек, на которого влияют, должен ожидать с достаточно высокой вероятностью, что исполнение задания приведет к удовлетворению или неудовлетворению его потребности;
. человек, на которого влияют, должен верить, что его усилия имеют хороший шанс оправдать ожидания руководителя.
Основы власти бывают 2 видов:
1. Организационная основа
Принятие решения – как источник власти проявляется той степени в которой носитель этой власти может влиять на конкретное решение на протяжение всего процесса его принятия.
Власть, основанная на принуждении (влияние через страх). Такая форма власти предусматривает осознание работником (исполнителем) вероятности быть в чем-то ущемленным, наказанным или лишенным возможности удовлетворить какие-либо потребности. эта опасность исходит, как правило, от человека влияющего, которым может быть, например, руководитель.
Власть, основанная на вознаграждении (влияние через положительное подкрепление), - это власть, которая позволяет работнику надеяться на вознаграждение и получение возможности удовлетворения каких-либо потребностей, что может обеспечить человек влияющий.
Власть над ресурсами – орг-я для своего функционирования нуждается в различных ресурсов, как сырье и материалы, рабочей силы, финансовые средства. Очевидно важность получения требуемого кол-ва того или иного ресурса. Регулирование доступности ресурсов образует источник власти.
Власть связей – строится на способности индивида воздействовать на других людей ч/з воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми как в организации так и вне ее.
2. Личностные основы власти
Экспертная власть (влияние через разумную веру) обусловлена осознанием работника (исполнителя) того факта, что влияющий обладает опытом и специальными знаниями, благодаря которым может быть удовлетворена некая потребность.
Власть примера (влияние с помощью харизмы) характеризуется тем, что работник (исполнитель) хочет быть похожим своими действиями, а иногда и внешностью на человека влияющего, поскольку тот обладает особо привлекательными свойствами.
Харизма - это власть, которая строится на силе собственных качеств и способностей, а не на логике и традиции. Для харизматических личностей присущи следующие особенности:
. при общении с ними создается впечатление, что они излучают энергию и заряжают ею других;
. обладают привлекательной внешностью и манерами;
. демонстрируют независимость характера;
. отличаются хорошими риторическими способностями, ораторским талантом;
. собственная личность вызывает у них восхищение, но явной надменности, себялюбия и амбиций не проявляется; их отличает достойная и уверенная манера держаться, умение владеть собой и ситуацией.
Власть инф-ии – возможность доступа к нужной и важной инф-ии и умение использовать ее для влияние на подчиненных.
Потребность во власти - желание иметь влияние на других (стремление оказать помощь. Дача настойчивых советов, вызов эмоций у других, укрепление своей репутации).
Право на власть - руководители занимающие одни и те же должности имеют равные права. Однако каждый из них использует данное ему право в пределах своих способностей. Это проявляется в том, что каждый рук-ль как бы обладает разным правом на власть. Во многих случаев данный источник власти может быть единственным, особенно когда орг-ция только формируется.
25.Понятие групповая динамика: формальные и неформальные группы, их характеристика. В рамках реал-ции различных орг-ных и упр-ких процессов чаще всего ориент-ся на исп-ние форм-х групп и орг-ций, но в любом таком процессе обязательно задействованы и др-е силы – нефор-е гр-ы и орг-и.
Группа - это два лица или более, кот-е взаимод-ют др с др-м т.о, что каждое лицо оказ-ет влияние на др-х и одновременно нах-ся под влия-ем. Люди вступают в группы, чтобы обрести принадлежность, помощь, защиту и общение.
Форм-е группы созд-ся в рамках орг-х структур по воле рук-ва. Такие гр. вполне законны, они реал-ют цели, поставленные перед ними на предп-и. Можно выделить следующие типы формальных организаций:
-командные группы (группы рук-й), кое-е предст-ют собой осн-е рук-во предп-я, т. е. высший уровень упр-я (ректор, проректор, президент компании, вице-президент);.
-рабочие (целевые) гр-ы, имеющие одно и то же задание, объед-ые единым видом деят-ти и обладающие относ-ной самос-тью в план-ии своего труда (нап-р, бухг, констр-ы);
- комитеты, кот-е созд-ся с целью выпол-я оперативной задачи или решения какой-то проблемы. Чаще всего они носят временный характер. Однако бывают и постоянные комитеты (ревизионная комиссия, исполнительный комитет).
Основные причины вступления в формальные группы:
. вознаграждение;. заработная плата;. престиж принадлежности;
. желание выполнить работу.
Известный американский ученый Э. Мейо, проводя в 1924 году исследования на фирме Western Electric с целью повышения производ-ти труда, установил особую роль нефор-х орг-й в упр-и предп-ем. Отметив этот факт, он разработал систему взаимодействия фор-х и нефор-х орг-й, кот-я послужила началом создания теории чел-ких отнош-й.На базе проведенного исследования им были сделаны выводы о важности поведенческих факторов и взаимоот-й с рук-лями, была описана система взаимосвязей контактов рук-й разл-го уровня с непосредственными подчин-ми.
Нефор-е орг-и обр-ся спонтанно и ставят перед собой различные цели, поскольку основой их создания яв-ся личный интерес. Развитие нефор-х орг-й основано на соц-ном взаимодействии, происходящем в форм-й орг-и. Люди, вступающие в форм-ю орг-ю, как правило, точно знают причины своего вступления в нее, для вступления в нефор-ю орг-ю также сущ-ют свои причины, кот-е не всегда всецело осознаются.
К основным причинам создания нефор-х орг-й можно отнести:
1 чувство принадлежности к определенному кругу людей;.2желание оказать взаимопомощь;.3заинтересованность, объединение совместных усилий «за» или «против» чего-либо; 4общие интересы, увлечения.
В нефор-х орг-х сущ-ет своя иерархия упр-я, кот-я складывается стихийно и форм-но не узаконена. В рамках этой иерархии сущ-т и действует неформ- лидер. Его сфера влияния может распространяться за пределы админ-ных рамок форм-й орг-ции. Нефор-е лидеры делают ставку на людей и их взаимоот-ия, иногда не занимая форм-го положения в орг-ой структуре. Нефор-й лидер помогает группе в достижении ее целей, поддерживает и укрепляет ее. Особенности неформальных групп:
. Социальный контроль за своими членами;
. выработанные нормы поведения, отношения, одежды и др;
. сопротивление переменам: объединение в группы против имеющихся или предлагаемых изменений;
. сфера влияния нефор-х лидеров может выходить за административные рамки формальной организации.
Нефор-й лидер выполняет две важнейшие жизнеобеспечивающие функции группы:
- помогает группе в достижении поставленных целей;
- систематически поддерживает и укрепляет группу;
Лидеры иногда могут получать форм-е должности. К числу проблем, связанных с неформ-ми орг-ми, относятся:. снижение эффективности;. распространение ложных слухов;. тенденция сопротивления переменам.
Потенциальные выгоды:
. большая преданность организации;. высокий дух коллективизм.
Форм-е и нефор-е группы взаимод-ют между собой, влияют на кач-во выполнения работы и на отношение людей к труду и к начальству. Это взаим-ие может быть представлено в виде простейшей модели - модели Хоманса (
Под деят-тью понимается сов-ть конк-х задач, кот-е вып-ся персоналом. Их выполнение предполагает взаимодействие, при кот-м прояв-ся положит-е и отриц-е эмоции. Эти эмоции в свою очередь влияют на то, каким образом люди будут осущ-ять свою деят-ть и взаимод-вать в будущем. Наличие нефор-х орг-й и групп яв-ся вполне закономерным, норм-м фактом. Но такие гр непременно должны быть управляемыми.
Для эфф-ного упр-ния и обеспечения успешного взаимоде-вия с форм-ми и нефор-ми гр-ми менеджеру необходимо:
. признать сущес-ние нефор-й орг-и. высл-ть мнение членов нефор-й гр.
. перед принятием упр-кого решения по любому вопросу необходимо учитывать возможные негативные воздействия на нефор-ю группу;
. разрешать группе принимать участие в выработке решений для того, чтобы ослабить противодействие;
. своевременно и полно инфор-ть персонал (в т.ч неформальные группы) о различных важных:для предприятия мероприятиях (чтобы исключить распространение слухов).