Этапы соц.исследования:
· предварительный – подготовка и разработка программы исследования
· основной – полевое исследование (сбор и обработка)
· заключительный – подготовка аналитических материалов: отчет или аналитическая записка, презентация
Этапы соц. исследования:
1. подготовка исследования, разработка программы и определение сроков проведения.
2. сбор первичной информации. Первичные данные – полученные в ходе исследования несистематизированные данные (заполненные анкеты, записи на диктофоне), подлежащие обработке и систематизации.
3. подготовка собранной инфо и обработка.
4.Анализ полученной инфо, подведение итогов, форм-ние выводов и рекомендаций.
Структура программы соц.исследованния:
1. методологический раздел: формулирование проблемы (противоречие), определение целей и задач, определение объекта и предмета, интерпретация и операционализация основных понятий, предварительный системный анализ объекта исследования, формулировка рабочих гипотез.
|
|
2. методико-процедурный раздел: стратегический план исследования, перечень основных процедур сбора и анализа первичных данных.
Содержание социологического исследования:
1. проблема – противоречие между желаемым и действительным. Проб.соц – то что есть в жизни; социолог. – связана с наукой. Виды: 1. теоретические – недостаток научных знаний о к-л процессе; 2. научно-практ. – недостаток научных знаний для решения практической задачи. Мотивация главный элемент для решения задач и проблем; 3. практическая – необходимость целенаправленных действий по устранению соц. противоречия. Актуальность и есть соц проблема.
2. цель. Устранение противоречия, определяет ориентацию исследования.
3. гипотеза. Научно обоснованное предположение о структуре объектов и связей, образующие эти объекты либо о механизме их функционирования и развития.
4. задачи. Этапы достижения цели. 2 класса: 1.основные – соответствуют цели исследования, отвечают на центральный вопрос (каковы пути и средства решения изучаемой проблемы?); 2.дополнительные – подготовка материала для буд.исследования решение методических вопросов, проверка побочных гипотез, не имеющих прямой связи с основными.
5. объект исследования. Соц.явление или процесс. Объект прикладного соц. исследования - всегда люди.
6. предмет исследования. Сторона жизнедеятельности объекта либо его характеристики и свойства, связанные с проблемой исследования и подлежащие исследованию. Предмет тесно связан с темой исследования, но уже чем тема.
В процессе исследования выделяются общие и специфические факторы описывающие ситуацию. Прямые факторы поддаются контролю и регистрации и называются объективными(или стимулы. Внешние по отношению к субъекту, независимые и создающие предпосылки его деятельности). Косвенные факторы – неподдающиеся прямому контролю и регистрации, т.е. субъективные(или мотивы. Отражают переработку внешних факторов в сознании и психике индивида).
|
|
Рабочий план исследования. задачи:1. выделение отдельных видов работ. 2. установление нормативов работ иссл-го кол-ва. Содержание: 1. упорядочиние осн.этапов иссл-ия в соотв-ии с прог-ой. 2. определение календ-х сроков. 3. определение мат.затрат. 4. контроль проведения иссл-ия.
Этапы раб плана: 1. пилот.иссл-ие(проверка кач. и корр-ка инстр-ия, проверка выборки, орг вопросы, итог пилот.иссл-ия, доработ.инст-ия, расчет расходов). 2. полевое обсл-ие(сбор осн.массива данных, контроль кач.инфо и раб. команды). 3. подготовка данных к обработке(кодирование полуоткрыт и открыт вопросов, приведение данных в соответст-е с гипотезой, выдвижение доп гипотез). 4. обработка данных (доп контроль кач данных, отбраковка, ввод данных в прог-му). 5. анализ(проверка гипотез, оценка доп инфо, определение формы и носителя итоговой инфо). 6. отчет представление рез-ов исс-ия в системат-ом виде в соответствии с принятой методологией.