Задачи: развитие зрительного и тактильного восприятия, мелкой моторики, формирование слоговой структуры слова.
Оборудование: цветные прищепки и фактурная ткань, выкрашенная по цветам радуги.
Содержание: ребенку предлагается прицеплять прищепки, выкрашенные по цветам радуги на фактурную цветную ткань, проговаривая слоги или слоговые цепочки.
Примерное содержание беседы с ребенком: «Я прицеплю красную прищепку на красную ткань и говорю: «Па». Теперь ты».
Речевой материал для активизации: слоги, типа: па, ап, кпа и т.п.
Игровое упражнение «Говорящие ленточки»
Задачи: развитие тактильного восприятия, мелкой моторики, представлений о длине, активизация речевого подражания.
Оборудование: ленты разной длины цветов радуги.
Содержание: ребенку предлагается намотать ленту на палец, одновременно произнося гласный звук.
Примерное содержание беседы с ребенком: «Вот короткая лента. А это длинная. Где короткая? Они могут петь, смотри, наматывай и пой с ними: «Аааа». А теперь скажи «Пууу».
Речевой материал для активизации: гласный звуки и слоги; в пассивный словарь - длинный, короткий.
Игровое упражнение «Звучащие мешочки»
Задачи: хромотерапия, развитие слухового, тактильного, обонятельного восприятия, развитие глагольного словаря.
Оборудование: парные цветные мешочки, наполненные разными материалами: лавандой (фиолетовый), нутом (синий), марблс (голубой), розмарином (зеленый), песком (желтый), цедрой (оранжевый), фасолью (красный).
Содержание: ребенку предлагается подобрать парный мешочек по звучанию, запаху или цвету; затем выложить из них радугу.
Примерное содержание беседы с ребенком: «Муся сшил красивые мешочки, у каждого есть парочка, такой же. Вот этот пахнет. И этот пахнет так же. А где вот такой же? Этот пахнет. Этот гремит. Этот шуршит».
Речевой материал для активизации: в пассивный словарь - гремит, шуршит, пахнет и т.п.
Игра «Угощение»
Задачи: формирование грамматических обобщений, развитие глагольного словаря.
Оборудование: игрушечная собака, слепленные из полимерной глины цветные парные косточки по цветам радуги; кукла, конфеты, связанные из ниток цветов радуги.
Содержание: ребенку нужно кормить собачку, подбирая косточку, парную по цвету, заканчивая или произнося фразу «собака ест косточку» (в зависимости от речевых возможностей); затем угостить куклу конфетой, заканчивая или произнося фразу «Оля ест конфетку».
Примерное содержание беседы с ребенком: «Это Мусина собачка. Одну косточку ей даст Муся. А ты дай такую же. Вот красная. Дай такую же - красную. Смотри, собака ест (грызет) косточку. Что ест собака? КосточкУ. А это Оля - подруга Муси. Угости ее конфеткой. На, Оля, красную конфетку. Оля ест конфеткУ».
Речевой материал для активизации: названия цветов в пассиве, форма винительного падежа.
Игра «Путешествие»
Оборудование: контейнер с шариками, свалянными из шерсти цветов радуги; контейнер со льдом, окрашенным в цвета радуги; шарики марблс разных цветов, зеркало, стеклянная рюмка, шерстяные шапка и носок, железный ключ, нагретая игрушка-грелка и пр. предметы - холодные или теплые на ощупь.
Содержание: ребенку необходимо сортировать предметы на два контейнера в соответствии с термическими ощущениями.
Примерное содержание беседы с ребенком: «Муся едет на север. Там холодно. Ему нужны только теплые вещи. А его подруга Оля - на юг. Там жарко. Ей можно взять холодные вещи. Вот лёд. Он холодный. Потрогай. Что это? (лёд). Брр, какой холодный. А это теплые шарики, ммм, какие теплые. Потрогай. Это ключ. Он какой (взрослый прикладывает ключ к щеке ребенка). Бррр, холодый!».
Речевой материал для активизации: лёд, звуковые жесты - «ммм», «брр», в пассивный словарь - теплый - холодный.
Игра «Червячки»
Задачи: развитие тактильного восприятия, активизация простого слова, развитие денотативного компонента актуализируемого слова.
Оборудование: 7 контейнеров с вареными спагетти, выкрашенными в цвета радуги; настоящие киви и муляжи, живое растение пальмового вида.
Содержание: ребенку нужно вытащить из контейнеров со спагетти киви, назвать фрукт.
Примерное содержание беседы с ребенком: «Это Мусин сад. На дереве росли киви. Муся не успел их сорвать. Они упали к червячкам. Червячки съедят киви, Муся расстроится. Давай заберем киви у червячков. Вот киви. Что это? (киви)».
Речевой материал для активизации: киви.