Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.
Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:
- на уровне задач деятельности менеджера;
- на поведенческом уровне;
- на уровне свойств личности.
На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества.
Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности.
Наиболее важными являются:
- избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации;
- самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках;
- контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей;
- способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;
- целеустремленность - умение поставить четкую и ясную и стремится к ее достижению;
- гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций;
- работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;
- настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;
- самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;
- дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;
- инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.
Общей основой развития менеджера как специалиста, и как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.
Существенное значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества:
- способность к кооперации и групповой работе;
- поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;
- социальная компетентность при реализации своих целей.
Таким образом, можно выделить в структуре профессионально важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Профессиональная этика и создание собственного имиджа.
2. Профессиональная этика сферы обслуживания.
3. Психологические требования к обслуживающему персоналу и его деятельности.
4. Этика взаимоотношений в коллективе, с потребителями, клиентами.
5. Психология работоспособности и ее регуляция.