Использование карт хорошо сочетается с традиционными методами психологического консультирования. Данная история иллюстрирует еще одну форму работы с «Роботами», которую я назвала «дорисовка». «Дорисовка» дает возможность:
- переосмыслить привычные стратегии поведения;
- найти и освоить новые, более эффективные стратегии поведения;
- проанализировать имеющиеся ресурсы и найти новые;
- создать свое пространство и осмыслить собственные границы.
Случай 5
Сережа, Саша, Аня и Миша ходят вместе на занятия, они первоклассники. Их родители, обеспокоенные сложностями адаптации детей к обучению в школе, обратились за психологической помощью. Дети посещают занятия один раз в неделю. На занятии участникам нужно было сделать робота, похожего на них, какими они были, когда ещё не ходили в школу. В процессе выбора они говорили о том, как осуществляют свой выбор. Дети говорили о том, что их робот был «маленьким», «веселым», «игривым», «озорным», «счастливым» (рис. 5.1а, 5.2а, 5.3а, 5.4а).
Во второй части занятия было предложено подумать, что сейчас изменилось в роботе в связи с тем, что он стал школьником.
Миша сказал, что в роботе ничего не изменилось, просто ему теперь надо ходить в школу, и решил нарисовать ему ранец.
Аня подумала и сказала, что в школе робот вообще выглядит иначе, ничего от предыдущего изображения не подходит. И начала собирать абсолютно новое изображение.
Сережа сказал, что изменился цвет головы робота и согласился раскрасить иначе дубликат-раскраску.
Дольше всех думала Саша. Она озвучила, что ей не хочется менять что-то в роботе, «он и так хороший, но надо». Она взяла точно такие же дубли-раскраски и перебирала карандаши и фломастеры.
Надо сказать, что вторая часть занятия затянулась, так как участникам было сложно, им потребовалось время на размышление и обдумывание.
В результате у Миши робот оказался с огромным рюкзаком и мальчик принял решение заменить торс и "увеличить" ему мышцы (рис. 5.1б).
У Ани получились два похожих робота, но при этом один «взрослый и серьезный», а второй — «совсем малыш» (рис 5.2б).
Сережин робот стал менее ярким, более сдержанным, в школьной форме (рис. 5.3б).
Саша склеила на занятии выбранные части-раскраски и доделывала робота дома, на занятие она принесла его, так и не завершив работу. Сказала, что ей не нравится это задание. И лишь через несколько занятий она его оформила, использовав фломастеры, карандаши, пастель, и, по сути, создала абсолютно самостоятельное изображение (рис. 5.4б).