1) Общие условия создания собственного дела
2) Предпринимательская идея и ее выбор
3) Формы организации бизнеса
3.1.Сущность, формы и виды лизинга
3.2. Франчайзинг
4) Выбор организационно-правовой формы для ведения бизнеса
5) Порядок создания предприятия
2.1 Общие условия создания собственного дела
Рыночные отношения порождают у многих граждан естественное желание иметь собственное дело, с помощью которого они надеются улучшить свое благосостояние, приумножить собственность. Однако тот, кто намерен самостоятельно реализовать свои возможностии желания, занимаясь предпринимательством, прежде должен ответить на два главных вопроса: какое дело выбрать (чем заниматься) и найдет ли то, что он предлагает на рынке, своего покупателя?
Когда смотришь на заполненные полки магазинов, кажется, имеется все то, что требуется людям: любые товары, изделия, продукты. Но продуктовые товары нужны постоянно и желательно в широком ассортименте, промышленные товары изнашиваются, выходят из строя, а мода на одежду и обувь меняется от сезона к сезону. Из года в год повышаются требования к техническим и эксплуатационным свойствам бытовой техники, автомобилей, мебели.
Потребности людей постоянно растут и одновременно меняются, следовательно, должны меняться товары и услуги. Именно истинные предприниматели первыми предлагают усовершенствованные, удешевленные и улучшенные продукты, товары, услуги.
В то же время они постоянно чем-то рискуют, будь то деньги, имущество, положение и т.д. Предприниматель никогда заранее не знает, продаст ли он все свои товары, и если продаст, то насколько выгодно, ибо такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это порождает необходимость предпринимать действия, направленные на укрепление своего положения чтобы быть впереди конкурентов, обеспечить развитие и процветание своего бизнеса.
Мир предпринимательства устроен по своим особым законам. Он полон неожиданностей, конфликтов, неудач. Преуспеть в этой мире может только тот, для кого предпринимательство определенный образ жизни, мышления, способ взаимоотношений людьми, взаимодействия с организациями (предприятиями), государством, информацией и т.д.
Ни в одном университете не научат стать хозяином своей судьбы, избегать ошибок, конфликтов в конкурентной борьбе, сохранять веру в себя в случае разочарования или даже банкротства.
Предприниматель должен стать лидером, чтобы привлечь к себе людей, внушить им веру в успех, суметь поддержать в неудачах, промахах. Сегодня начать серьезное дело можно, только имея; команду единомышленников, людей, объединенных общей идеей.
Следует отметить, что предпринимательством может заниматься и мелкий собственник (фермер), и управляющий акционерным обществом, и арендатор, и рабочий. Общим для всех являются инициатива, стремление получить выгоду, проверить себя, желание рискнуть. Предпринимательство дает человеку возможность реализовать энергию, полнее раскрыть свой творческий потенциал и на этой основе обеспечить достойные условия жизни.
Создание собственного дела в нашей стране осуществляется, как уже говорилось, в соответствии с гражданским законодательством, федеральными законами об отдельных организационно-правовых формах участников предпринимательской деятельности и нормативными актами, регулирующими процесс создания и функционирования предпринимательских организаций.
В современной России существует несколько реальных путей вступления в сферу предпринимательства:
учреждение собственного предприятия;
выступление в качестве соучредителя предприятия;
покупка уже функционирующего предприятия;
участие в покупке функционирующего предприятия (например, через приватизацию);
выкуп партнерской доли в уставном капитале функционирующего предприятия, т е. той доли, которая принадлежала вышедшему члену.
Начинающий предприниматель может выбрать любой, но, пожалуй, первый путь является самым сложным и рискованным
Краткая схема первой стадии жизненного цикла создания собственного дела такова: предпринимательская идея – цели предпринимателя –разработка предпринимательского проекта –реализация его в виде создания собственного дела –функционирование организации.
Создание собственного дела в той или иной организационно- правовой форме предполагает наличие следующих условий:
возникновение и обоснование идеи (о занятии определенным видом предпринимательской деятельности);
постановка ближайших и перспективных целей (осуществления своей предпринимательской идеи);
формирование конкретного решения об открытии собственного дела в определенной организационно-правовой форме;
подбор квалифицированных и надежных соучредителей нового дела;
владение имуществом для формирования первоначального капитала;
владение определенным объемом финансовых средств, необходимых для формирования минимального размера уставного (складочного) капитала;
наличие нежилых помещений, необходимых для размещения офиса будущей организации и осуществления намеченных видов деятельности, или наличие возможностей для аренды нежилых помещений;
разработка необходимых учредительных документов (в зависимости от организационно-правовой формы);
проведение комплекса организационных мероприятий (собрание учредителей, избрание исполнительных органов управления, выбор фирменного наименования, подбор квалифицированных сотрудников, изготовление печати, штампов, выбор товарного знака и др.);
разработка обоснованного бизнес-плана; государственная регистрация фирмы в установленном порядке (постановка на учет в налоговом органе, Пенсионном фонде РФ) фонде социального страхования, в территориальном фонде обязательного медицинского страхования; получение соответствующих кодов в территориальном статистическом органе; открытие в установленном порядке в любом банке расчетных (текущих) и других счетов);
получение в соответствии с законодательством разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности;
предварительное изучение рынка, на котором предприниматель будет предлагать для реализации результаты предпринимательской деятельности;
формирование команды партнеров собственного дела, хорошо знающих технологиюопределенных видов деятельности, ведение бухгалтерского учета и др.;
проведение маркетинговых исследований рынка, выбор способов продвижения товаров на рынок, определение путей сбыта продукции потребителям; определение методов формирования цен на продукцию или услуги;
заключение договоров поставки, купли-продажи товаров (услуг) с потребителями;
проведение необходимой рекламной кампании товаров (услуг);
организация учета доходов и расходов в соответствии с нормативными документами Минфина России и др.
На начальной стадии предприниматель сталкивается с множеством проблем.
Планируя создать собственное дело, он должен руководствоваться основными рыночными принципами:
выявить потребность и удовлетворить ее, так как предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение чужих потребностей. Предприниматель работает не для себя, а для удовлетворения конкретных потребностей, а сам получает прибыль (доход);
производить товары следует с более низкими издержками (себестоимостью), иначе рынок может не признать эти товары, а предприниматель не сумеет их реализовать (продать) и получить планируемую прибыль.
Устанавливая цену на производимые товары, предпринимателю следует учитывать поведение конкурентов, покупательский спрос потребителей, уровень насыщения рынка. Завышенная оптовая (розничная) цена не позволит своевременно продать товары, а заниженная – получить необходимый объем прибыли. Проблема ценообразования играет существенную роль в механизме создания и функционирования собственного дела.
Несомненно, все этапы создания собственного дела крайне важны, но решающий – это обоснование предпринимательской идеи, поскольку именно на этом этапе выявляется экономический интерес (мотивы) предпринимателя в осуществлении конкретных видов деятельности (конкретных товаров, работ, услуг, информации, технологий и др.), но главное – идея должна быть реализована в тех результатах, которые будут признаны рынком. При создании собственного дела целесообразно соизмерить возможности реализации идеи, которые формируются в стратегических и тактических целях, опосредуются количественными расчетами, с определенной системой показателей функционирования предприятия, а также с оценкой всех условий и возможностей предпринимателя.
Прежде чем предпринимать какие-либо шаги, необходимо выстроить схему действий. Она может включать:
- выбор сферы деятельности;
- определение номенклатуры выпускаемой продукции;
- план маркетинга (изучение рынка, потребителей, реклама);
- план организации производства — решение производственных технологий, транспортных проблем;
- план снабжения (сырье, услуги, каналы снабжения);
- план реализации (сбыта) – способы и каналы сбыта;
- план организации и обслуживания деятельности;
- финансовый план – затраты, источники, погашение задолженностей;
- план взаимодействия с партнерами;
- получение юридического статуса, обеспечение правовой зашиты;
- план повышения устойчивости бизнеса (определение трудностей);
- план развития – перспектива.