6.1.Задание для самоконтроля исходного уровня знаний-умений:
Тесты:
1.Какая суточная потребность в жирах при искусственном вскармливании ребенка 6 месяцев (г/кг)?
А -4,5
В -5,5
С -8,0
D -6,5
Е -7,5
2. Какой вид смеси вы порекомендуете ребенку 3 месяцев при переводе искусственное вскармливание?
А – менее адаптированную
В -высокоадаптированную
С – частично адаптированную
D -кисломолочную
Е – не имеет значения
3.На какую массу тела ребёнка 6 месяцев, находящегося на искусственном вскармливании, нужно рассчитать суточный объём пищи?
А -фактическую
В -среднестатистическую
С -долженствующую
D -не учитывать массу
Е -нет правильного ответа
4.Какое количество кормлений за день установлено ребёнку 3 месяцев, находящемуся на искусственном вскармливании?
А -3 раза
В -4 раза
С -6 раз
D -5раз
Е -8 раз
5.Какой допустимый максимальный суточный объём пищи для ребёнка 10
месяцев, находящегося на искусственном вскармливании?
А -800 мл
В -600 мл
С -1500 мл
D -1000 мл
Е -1200 мл
6.Какие современные требования предъявляются к смесям (адаптация
|
|
компонентов)?
А – обогащение таурином
В – все перечисленное
С -адаптация по белковому компоненту
D -адаптация по углеводному компоненту
Е -адаптация по витаминам и микроэлементам
7.С какого возраста можно давать ребенку сухари и печенье?
А -5-6 месяцев
В – 8-9 месяцев
С – 6,5-7 месяцев
D -10-11 месяцев
Е – 7,5-8,5 месяцев
Задача №1.
В поликлинику за советом обратилась мать ребенка, которому исполнилось три недели. Масса при рождении 3 100 г, в настоящее время вес ребенка 3 200 г. Мать предъявляет жалобы на внезапное исчезновение молока.
1.Какая ваша тактика в данной ситуации?
2.Какие советы вы дадите матери?
Задача №2.
Масса тела ребенка при рождении 3 150 г. Он находится на искусственном вскармливании с 2 месяцев. В настоящее время ему 4,5 месяца.
1.Какую массу должен иметь ребенок?
2.Расчитайте должный суточный и разовый объем пищи.
3.Составте ребенку меню на один день.
Ответы к тестам:
1.В; 2.В; 3.С; 4.С; 5.D; 6.В; 7.Е.
Ответы к задачам:
Задача №1.
1.Выяснить причину исчезновения молока, по возможности устранить ее. Определить признаки недокорма ребенка, провести не менее 4 раз в сутки «контрольные» взвешивания для установления объема недостающего молока и определения степени гипогалактии. Предпринять меры по усилению лактации. При неэффективности проводимых мероприятий предложить ребенку высокоадаптированные смеси.
Задача №2.
1.3150 + 600 + 800 + 800 + 750 + 350 = 6450 (г)
2.Суточный объем питания = 1/7 от массы тела = 6450: 7 = 920 (мл); разовый – 920: 6 = 154 (мл) = 150 мл.
3. 1. 6.00 - смесь «НАН 1» 150 мл
2. 9.30 - смесь «НАН 1» 150 мл
|
|
3. 13.00 - смесь «НАН 1» 150 мл
4. 16.30 - смесь «НАН 1» 150 мл
5. 20.00 - смесь «НАН 1» 150 мл
6. 23.00 - смесь «НАН 1» 150 мл
6.2.Информацию, необходимую для формирования знаний-умений, можно найти в учебниках:
- основная литература:
1. Чеботарьова В. Д., Майданик В. Г. Пропедевтична педіатрія —К., 1999. - с. 448-488.
2. Мазурин А. В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней — М., - 2001, 432 С.
3. Шунько Е.Е., Тутченко Л.И., Костюк К.О., Марушко Т.Л. «Сучасне ведення лактації та грудного вигодовування» Навчальний посібник./ К., 2002.- с.5-87, 93-148.
- дополнительная литература:
1.Ежова Н.В., Ермакова О.Є. Вскармливание детей раннего возраста. Учебное пособие. – Мн.Книжный дом, 2003.- 7-97,184-225 с.
2.Дієтетика дитячого віку /За ред. І.Л.Бабія, М.Л.Аряєва; Одеськ. держ. мед. ун-т.-Одеса: Друк, 2002. – с. 5-132
3. Гармонічне харчування матері, плода і дитини: Посібник для лікарів/В.М.Запорожан, І.Л.Бабій, О.Д.Телющенко. – Одеса: Одес.держ.мед.ун-т, 2004. –с.4-78, 100-152.
4. Горленко О.М., Русановська О.В. Алгоритми харчування дітей. «Карпати»- 2004- с.5-23
5. Юлиш Е.И., Абатуров А.Е., Кривопустов С.П., Степанова А.Г. Мать и ребенок. Рациональное питание – Донецк: Регина, 2006.- с.10-74.
6. Периодическое научно-практическое издание «Нестле – информ»
Материалы для самоконтроля качества подготовки
А.Вопросы.
1. Какие основные вопросы вы зададите матери 4 месячного ребенка при сборе пищевого анамнеза?
2.Какие способы расчета количества питания необходимы для ребенка второго полугодия жизни, находящегося на искусственном вскармливании?
3.Назовите виды прикормов и сроки их введения при искусственном вскармливании.
5.Перечислите правила и критерии введения прикорма у детей, находящихся на искусственном вскармливании.
6.Какая потребность в белках, жирах, углеводах, калориях у ребенка во втором полугодии жизни при искусственном вскармливании?
Б.Тесты
1. Врач рекомендует матери 8-месячного ребенка, находящегося на искусственном вскармливании, ввести третий прикорм. Какие из ниже перечисленных продуктов можно использовать в качестве третьего прикорма?
А - кисломолочные продукты
В - тёртое яблоко
С - манная каша
D - овощное пюре
Е - гречневая каша
2. Мать 6-месячного ребенка, находящегося на искусственном вскармливании, интересуется: "Какой из ниже перечисленных продуктов можно ввести в рацион питания её ребенка?"
А - бульон
В - томаты
С - творог
D - рыбу
Е - кефир
3. В грудном отделении по поводу пневмонии ребёнок 5,5 месяцев, находящийся на искусственном вскармливании. После выздоровления врач рекомендует матери ввести первый прикорм. Какие из ниже перечисленных продуктов необходимо использовать для первого прикорма?
А - сок
В - тёртое яблоко
С - манная каша
D - овощное пюре
Е - кефир, творог
4. В поликлинику обратилась бабушка 7-месячного ребёнка. С её слов, мальчик вскармливается только смесями. С какого возраста вводится сок детям, находящимся на искусственном вскармливании?
А - с 1,5 месяцев
В - с 2,5 месяцев
С - с 3 месяцев
D - с 5,5 месяцев
Е - с 7 месяцев
5. В грудном отделении по поводу пневмонии находится ребёнок 5,5 месяцев, находящейся на искусственном вскармливании. После выздоровления врач рекомендует матери ввести первый прикорм. Какое кормление следует постепенно заменить I прикормом?
А - в 6.00
В - в 10.00
С - в 14.00
D - в 18.00
Е - в 22.00
Ответы к тестам:
1.А; 2.С; 3.D; 4.D; 5.В.