Профессия – определенный, выделившийся в результате общественного разделения труда устойчивый род деятельности, требующий специальной подготовки (квалификации), выполняемый человеком постоянно и дающий ему средства к существованию.
Профессиональная деятельность – совокупность функций, действий, которые приходится выполнять специалисту при осуществлении операций, обязанностей в соответствии с профессией, должностью.
Практическая подготовка – часть обучения в профессиональном учебном заведении, в процессе которого учащийся получают навык профессиональной деятельности и специальные практические знания. Содержание профессиональной практической подготовки определяется учебными программами, разработанными на основе квалификационной характеристики. Реализуется в процессе практических знаний и производственной практики.
Профессиональная теоретическая подготовка – часть профессионального образования, обеспечивающая овладение студентами профессиональными знаниями, усвоение основных понятий, законов и теорий, объясняющих и обосновывающих процессы профессиональной деятельности. Охватывает основные компоненты труда: цель, предмет труда, средства трупа, способы действия, организацию труда.
|
|
Профессиональное умение – способность осознанно, быстро и точно выполнять трудовую деятельность по специальности в учебных и производственных условиях, сформированная на основе ранее полученных знаний и умений. Владение сложной системой интеллектуальных и практических действий, необходимых для целесообразного регулирования конкретной трудовой деятельности по специальности.
Профессиональные знания – отражение в сознании учащихся системы понятий, законов, закономерностей, принципов, теорий, которые раскрывают научно-технические основы профессиональной деятельности, условия, факторы и предпосылки ее осуществления и перспективы развития. Знания, являющиеся основой профессиональной деятельности, часть содержания профессионального обучения, обеспечивающая ориентацию учащихся на выполнение профессиональной деятельности.
Профессиональные навыки – действия, связанные с выполнением профессиональной деятельности, ставшие автоматическими в результате многократных повторений. Среди профессиональных навыков выделяют сенсорные, двигательные, интеллектуальные, сенсорно-двигательные, идеомоторные и др.
Профессиональное образование – процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением знаниями, навыками и умениями по конкретным профессиям и специальностям.
|
|
Производственное обучение – обучение в условиях производства, составной компонент профессионального образования.
Профессиограмма – документ, регламентирующий технологию построения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим особенностям, психофизическим возможностям человека.
Профессиология – наука, объектами которой являются различные профессии, изучаемые методами психологии, физиологии, гигиены, медицины, педагогики.
Профессионал – лицо, избравшее какое-либо постоянно оплачиваемое занятие в качестве своей профессии и обладающее необходимыми для этого знаниями и умениями.
Профессионализм – приобретенная в ходе учебной и практической деятельности способность к конкретному выполнению оплачиваемых функциональных обязанностей; уровень мастерства и искусности в определенном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач.
Профессиональная адаптация – приспособление работающих к условиям профессиональной среды и деятельности.
Профессиональная компетентность – интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыта, достаточных для осуществления цели данного рода деятельности, а также нравственную позицию специалиста.
Профессиональная мобильность – способность и готовность человека к смене трудовой деятельности в связи с изменениями жизненных и производственных обстоятельств.