Отчет имеет титульный лист (Приложение 2), введение, оглавление, пять разделов, заключение и приложения общим объемом не менее 10–15 страниц.
Тематические разделы отчета должны соответствовать разделам программы практики.
Во Введении дается краткая характеристика предприятия–базы учебно-ознакомительной практики (указывается название предприятия, его юридический статус, организационная структура, порядок управления и руководства, отмечается принцип принятия управленческих решений – коллегиальный или единоначальный). В данном разделе описываются особенности рынка, на котором работает предприятие: отраслевые, региональные, потребительские, конкурентные и т. д.
Далее анализируется роль маркетинговой службы в структуре предприятия, приводится анализ организационно-правовых документов, регламентирующих деятельность маркетинговой службы (положение об отделе, структурном подразделении, устав, краткосрочные и перспективные планы работы отдела, должностные обязанности сотрудников и т. д.)
|
|
В разделе отчета «Роль маркетинговых исследований в деятельности предприятия» студенты выявляют основные цели получения маркетинговой информации на предприятии, анализируют виды проводимых маркетинговой службой предприятия исследований и основные источники получения маркетинговой информации.
В данном разделе необходимо представить перечень всех изученных практикантом маркетинговых исследований предприятия и проанализировать их роль в планировании и организации маркетинговой деятельности. Также студенты анализируют типы маркетинговой информации, источники получения информации; изучают основные правила составления и использования вопросников.
Раздел отчета «Исследование и анализ рыночной ситуации» должен содержать следующие данные:
- перечень и анализ факторов макросреды с авторскими выводами практиканта о том, как каждый из выделенных факторов влияет на деятельность предприятия;
- перечень и анализ факторов микросреды с авторскими выводами практиканта о том, как каждый из факторов влияет на деятельность предприятия;
- определение типа рынка, на котором работает предприятие, описание и анализ видов рыночного спроса;
- перечисление и анализ используемых на предприятии методов определения и прогнозирования спроса;
- описание и анализ занимаемых рыночных позиций приоритетных конкурентов предприятия;
- аналитический обзор основных характеристик, по которым маркетинговая служба предприятия оценивает рыночные позиции конкурентов;
- исследование основных факторов конкурентной борьбы на рынке предприятия – базы практики.
|
|
В следующем разделе отчета «Изучение процесса сегментирования рынка и позиционирование товара предприятия» студенты должны привести следующие данные:
- особенности сегментации рынка, на котором работает предприятие – база практики;
- основные методы, критерии и показатели, применяемые маркетинговой службой предприятия при сегментации рынка;
- основные подходы к выбору целевых рынков, используемые маркетинговой службой предприятия;
- особенности поведения потребителей продукции предприятия – базы практики;
- принципы и методы изучения поведения потребителей, применяемые маркетинговой службой предприятия.
- основные модели покупательского поведения для исследуемого предприятия; факторы, влияющие на принятие решения о покупке;
- подходы, используемые при изучении поведения потребителей;
- основные подходы позиционирования товара на рынке.
В разделе «Изучение и анализ элементов комплекса маркетинга предприятия» раскрываются следующие вопросы:
- общая характеристика товара предприятия, его имидж, потребительские свойства, ассортимент, качество и конкурентоспособность;
- товарный знак, его значение и особенности использования в системе маркетинговых коммуникаций;
- анализ упаковки товара, этикетки товара с предложениями практиканта относительно возможностей их оптимизации;
- анализ кривой жизненного цикла товара, определение текущего этапа жизненного цикла, описание особенностей стратегии маркетинга предприятия для всех этапов жизненного цикла товара;
- подходы маркетинговой службы предприятия к определению цены на новый товар и товары, уже представленные на рынке;
- анализ факторов, влияющих на выработку предприятием ценовых решений;
- анализ существующих каналов распределения на предприятии, типы торговых посредников;
- анализ факторов, влияющих на выбор определенного канала сбыта;
- описание процесса товародвижения.
Раскрывая особенности коммуникативной политики предприятия, студенты приводят следующие данные:
- структура системы маркетинговых коммуникаций предприятия;
- перечень используемых средств маркетинговых коммуникаций (ПИАР, реклама, стимулирование сбыта, прямой маркетинг, участие в выставках и ярмарках, брендинг, мерчандайзинг и т. д.) с анализом целесообразности их применения для достижения маркетинговых целей предприятия;
- перечень средств и форм распространения рекламной информации предприятием-рекламодателем (реклама в прессе, на радио, телевидении, реклама в Интернет, печатная полиграфическая рекламная продукция, наружная реклама, транзитная реклама и т. д.) с анализом необходимости их применения и предложениями по оптимизации состава и структуры используемых форм рекламного воздействия.
В разделе отчета «Изучение особенностей планирования, организации и
контроля маркетинговой деятельности предприятия» студенты приводят следующие данные:
- наличие плана маркетинга на предприятии – базе практики;
- анализ структуры плана маркетинга и этапы его разработки;
- анализ организационной структуры управления маркетингом на предприятии;
- основные требования, предъявляемые к руководителям и специалистам маркетинговой службы предприятия;
- распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом.
Студент также должен в рамках данного раздела охарактеризовать:
- цели и содержание маркетингового контроля на предприятии;
- особенности организации маркетингового контроля.
В завершении данного раздела отчета студент делает предложения по совершенствованию организации управления предприятием на принципах маркетинга.
В Заключении подводятся итоги изучения маркетинговой деятельности предприятия и формулируются общие выводы по проделанной работе.
|
|
В Приложения к отчету должны быть включены:
- схема организационной структуры предприятия с обозначением места в ней маркетинговой службы;
- схема организационной структуры маркетинговой службы предприятия;
- список нормативно-методических документов, регламентирующих работу маркетинговой службы;
- перечень источников получения маркетинговой информации.
Кроме перечисленной информации, в приложения к отчету могут помещаться (в зависимости от специфики маркетинговой деятельности предприятия и по согласованию с руководителем практики от кафедры):
- бланки анкет (опросных листов) для изучения мнений потребителей продукции предприятия;
- сводные таблицы результатов опроса потребителей продукции предприятия – базы практики;
- круговые и столбчатые диаграммы по итогам анализа рыночной ситуации и сегментирования рынка;
- рекламные материалы предприятия – базы практики;
- годовые, ежемесячные, квартальные и т. д. отчеты маркетинговой службы предприятия;
- планы и отчеты о проведении специальных маркетинговых акций (презентаций, промо-мероприятий, эвент-акций, участия в выставках и т. д.).
К отчету прилагается характеристика работы студента за время прохождения учебно-ознакомительной практики, составленная и подписанная руководителем практики от предприятия и заверенная печатью.
В характеристике должны быть изложены наблюдения руководителя практики о работе студента на предприятии, проявленные им деловые качества, его навыки и умения, отношение к работе, отмечается его участие в практической работе предприятия. Характеристика содержит оценку по пятибалльной системе.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Пример оформления дневника
практики студента
ДНЕВНИК ПРАКТИКИ СТУДЕНТА
Фамилия____________________________________________________________________
Имя________________________________________________________________________
Факультет_____________________________________________________________
Курс, группа___________________________________________________________
|
|
Наименование базы практики __________________________________________
Руководитель базы практики от университета (Ф. И. О., должность, кафедра)__
____________________________________________________________________
Руководитель базы практики от организации (Ф.И.О., должность)____________
_____________________________________________________________________