Предприятие в отрасли (сфере)

Рынок это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система обмена, купли-продажи между продавцом и поку­пателем, производителем и потребителем, которая обеспечивает удовлетворение спроса на товар различными предложениями с передачей юридического права собственности после оплаты товара.

К наиболее значительным условиям рынка следует отнести:

перечень товаров и услуг, которые будут реализованы для удовлетворения потребностей общества;

оценку потребности в трудовых, материальных, денежных ре­сурсах, используемых в процессе производства товаров и услуг (сырье, материалы, топливо, энергия, рабочая сила и т. д.);

обеспечение экономически оправданного (обоснованного) со­четания орудий и предметов труда, включая рабочую силу для производства материальных благ;

управление процессом реализации товаров и услуг;

мероприятия по перестройке технологического процесса произ­водства с целью повышения конкурентоспособности продукции и спроса на нее.

Любую отрасль можно представить как разновидность рынка (рынков).

Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объ-единен удовлетворяемой потребностью, а отрасль - характером используе-мых технологий

1. Вся совокупность функций рынка в отрасли может быть классифицированапо видам деятельности его участников:

- производственный,

- непроизводственный (финансовый, интеллектуальныйи др.)

Производственный рынок составная часть рынка, обслуживаю­щая совокупность отраслей материального производства и обще­ство и удовлетворяющая их потребность в средствах производства и предметах потребления.

В свою очередь производственный рынок подразделяется на рынок средств производства и потребительский рынок.

Рынок средств производства — это сфера товарного обращения, отражающая экономические отношения между товаропроизводи­телями и потребителями, продавцами и покупателями, которые направлены на осуществление купли-продажи материальных ре­сурсов основного производства: сырья, материалов, топлива, обору­дования, инструментов, запасных частей и т. д.

В условиях планово-распределительной системы государственные предприятия обеспечивались средствами производства через систе­му материально-технического снабжения. Такая форма распреде­ления способствовала образованию сверхплановых нормативов. Например, еще в конце 80-х гг. сверхнормативные производственные запасы оборотных фондов по отдельным промышленным предприя­тиям бывшего СССР достигали 20%, неустановленное оборудование превышало 50% установленного парка.

Рынок потребительский — рынок товарного обращения, где осу­ществляется купля-продажа предметов потребления, т. е. продукции или товаров, которые используются в сфере непроизводственного потребления для личных и коллективных нужд. В связи с тем, что рынок товаров еще не создан, т. е. не завершил полного формиро­вания, реальные свободные цены устанавливаются в результате дей­ствующей на рынке конкуренции при государственном регулиро­вании, заключавшемся в корректировке цен и проведении налого­вой политики.

Рынок рабочей силы — сфера купли-продажи на основе договорных условий между покупателем рабочей силы — работодателем и продавцом способностей человека, которые в дальнейшем исполь­зуются в процессе материального производства.

В условиях административно-командной системы рабочая сила не являлась товаром и перераспределялась централизованно в интересах общества.

Рыночная экономика предоставляет юридическое право выбора рабочего места, обеспечивает взаимную согласованность интересов меж­ду работодателем и рабочим, способствует эффективному использова­нию трудовых ресурсов, но не исключает возникновения безработицы.

Составным, но необязательным элементом рыночной инфра­структуры является биржа труда, которая представляет собой со­вокупность посреднических организаций по оформлению трудовых соглашений между товаропроизводителем и представителем рынка труда. Через биржу труда государство воздействует на рынок труда с учетом интересов граждан.

Непроизводственный рынок охватывает все другие сферы экономики, не связанные с производством (финансовые рынки, рынки интеллектуальной продукции, услуги бытового обслуживания и др.).

Финансовый рынок — это совокупность операций по ссудам и займам, купле и продаже иностранной валюты, обмену ценных бумаг и долговых обязательств, закладных и других авуаров.

Финансовый рынок включает: рынок капитала, рынок ценных бумаг, валютный и ссудный рынок.

Рынок капитала — это рынок, на котором формируются денеж­ные ресурсы для удовлетворения потребностей в инвестициях на развитие промышленного производства, торговли и других отраслей непроизводственной сферы.

Рынок ценных бумаг удовлетворяет спрос на банковские ссуды для финансирования инвестиций товаропроизводителям, у которых возник дефицит в доходной части. Большое влияние на эффектив­ность рынка ценных бумаг оказывает денежный рынок, который использует свободные денежные средства организаций и частных лиц, обращая их в краткосрочные долговые обязательства с выгод­ной процентной ставкой.

Рынок интеллектуальной продукции включает научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, а также технические и духовные идеи и завершенные в этой области работы. Из всего перечня рынков интеллектуальной продукции рассмотрим только рынок технологий.

Рынок технологий представляет собой специфическую форму куп­ли и продажи, так как результаты новых технологических реше­ний могут быть источником дополнительной прибыли и поэтому обладают коммерческой ценностью, а значит, могут быть проданы. Между тем реальная отдача от внедрения новой технологии может быть определена только после того, как она будет использована для создания более качественной или другой номенклатуры продук­ции, которая может быть признана только на рынке. Следователь­но, купля и продажа осуществляются не по принципу товар — деньги, а на основе договора и процентных отчислений от прибыли.

2. По территориально-географическому признаку рынок может быть внешним и внутренним.

Внутренний рынок подразделяется на региональный, местный, национальный и т. д.,

внешний — на мировой, пограничный и т. д.

3. Товарное обращение можно разделить по субъектам рынка на рынок продавцов и по­купателей, что предопределяется экономической ситуацией, сложившей­ся на рынке.

Рынок покупателя отражает ситуацию, когда предложение опережает спрос, т. е. на рынке наблюдается избыток товаров, что вынуждает товаропроизводителя снижать цены. Таким образом, рынок покупателя поддерживает интересы покупателя.

Рынок продавца функционирует в интересах продавца, так как при опережении спроса над предложением создается дефицит товара, а следовательно, усиливается власть продавца на рынке, который в данной экономической ситуации может по своему усмотрению регулировать рост цен и объем реализации, но только до момента устранения дефицита.

Кроме того, существует еще рынок промежуточных продавцов, поскольку реализация продукции может осуществляться двумя спо­собами.

Первый способ предусматривает ее реализацию через соб­ственные торговые организации, т. е. в этом случае вся прямая и обратная связь по этой важной для товаропроизводителя функции возлагается на службы сбыта (маркетинга).

В другом случае право на реализацию товара передается экономическому посреднику, т. е. на рынок промежуточных продавцов, который представляет собой со­вокупность лиц и организаций, приобретающих различные товары для перепродажи или передачи их в аренду на выгодной для арендодателя основе.

Иными словами, рынок промежуточных продавцов — это рынок посреднических операций. Поскольку посредническая деятельность носит чисто коммерческий характер, ее эффективность во многом зависит от того, насколько объектив­но обработана вся информация об осуществлении различных вариантов купли-продажи, которая для экономического посредника представляет коммерческий интерес.

Товаропроизводители часто прибегают к помощи посреднических организаций, которые в условиях рыночной экономики превратились в монополистов по реализации продукции на различных рынках. Владея каналами сбыта на рынках товара и имея возможность вли­ять на конкурентоспособность товара, объем реализации и цены, эти часто неформальные посреднические организации имеют свои формы организации, поэтому устойчивое положение товаропроиз­водителя на рынке во многом зависит от экономического посред­ника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: